Изображение Одновременные выстрелы
Изображение Одновременные выстрелы

Одновременные выстрелы

Под одновременными выстрелами подразумеваются выстрелы двух или нескольких охотников одновременно по одной цели. Подобные выстрелы часто являются причиной споров из-за сложности установления, кто из охотников поразил дичь.

И если это не всегда бывает главным, у каждого из стрелявших остается осадок неудовлетворенности из-за неуверенности в результате своего выстрела.

Как-то, примерно через неделю после окончания весенней охоты, мне позвонил приятель Н. и сообщил, что при разделке гуся он обнаружил две дробины № 0, которыми я обычно стреляю гусей. Он же стрелял добытого гуся дробью № 000. Исходя из этого, он убедился, что гуся добыл не он, а я. Его звонок всколыхнул воспоминание о нашей последней охоте в Ярославской области и напомнил о случаях одновременных выстрелов.

Охота началась с того, что мы расположились невдалеке от посевов пшеницы. Я устроил шалаш несколько дальше с расчетом, что гуси будут лететь с водоема на кормежку мимо моего шалаша. Однако гуси вообще не летели. К концу утренней зари приятель подошел ко мне с целью обсудить дальнейшие планы. И, как это часто бывает, вдруг раздались гусиные «га-га».

Четверка гусей летела шагах в двухстах от моего шалаша, и сразу же откликнулась на манок, а увидев чучела, резко пошла на снижение прямо на шалаш. После моих выстрелов один гусь упал прямо около шалаша, а второй – метров на пятьдесят в стороне от него. Поскольку приятель находился сзади меня, я как-то не заметил, чтобы он стрелял. Однако оказалось, что он тоже сделал выстрел.

Но его выстрел был произведен одновременно с моим вторым выстрелом. В связи с этим звуки выстрелов слились, и я его не слышал. И хотя я был уверен, что гуси упали от моих выстрелов, я не имел оснований быть полностью убежденным, что это так. Доказать это было крайне сложно, и только после разделки тушки удалось все же установить, кто действительно сбил второго гуся. Но не всегда так бывает.

За долгие годы охоты мне не раз приходилось быть свидетелем того, как рьяно доказывали охотники свое право на добычу в связи с одновременно произведенными выстрелами. В ряде случаев приходилось испытывать чувство неудовлетворенности из-за недоказуемости моих, как мне казалось, точных выстрелов.

Впервые это было в начале моего увлечения охотой.

Как-то в начале сентября меня пригласил на охоту мой сосед по квартире и наставник по охоте Леонид Дмитриевич Петрушевский. Во второй половине дня мы отправились на поле, на котором не всегда аккуратно убирали посевы проса. Подойдя к указанному полю, Леонид Дмитриевич дал команду, и его пойнтер Олеко пустился в поиск. Не прошли мы и сотни шагов, как начали вылетать перепела.

После каждого выстрела Олеко подавал своему хозяину добытого перепела. В течение часа Леонид Дмитриевич добыл семь перепелов. Я же, пытаясь освоить метод стрельбы навскидку, из четырех выстрелов из своей одностволки не добыл ни одной птицы. И вот, наконец, после очередного выстрела перепел сбит. Устремляюсь к сбитой дичи, но Олеко меня опережает и подает ее своему хозяину. Подхожу к нему, когда он уже укладывает в ягдташ добытую дичь. Как же так? Ведь он не стрелял!

Однако Леонид Дмитриевич раскрывает ружье и вынимает стреляную гильзу. Как хорошо, что я не успел высказать свое удивление, ведь за всю охоту он не сделал ни одного промаха. Кстати, и он не слышал моего выстрела, так как выстрелы были произведены одновременно. С учетом его опыта стрельбы считать, что промазал он, не было никаких оснований.

Изображение Фото: Fotolia.com
Фото: Fotolia.com 

Запомнился также случай на охоте на уток. Как-то после не совсем удачной утренней зари плыли мы с преподавателем техникума К.А. Ястребовым на лодке по Ламе. Вдруг из-за поворота реки прямо на нас налетает чернеть. После наших одновременных выстрелов птица замертво падает недалеко от лодки.

Чей выстрел оказался удачнее? Оба стреляли вштык дробью одного и того же номера. Оба на соревнованиях по стрельбе обычно показывали примерно одинаковые результаты. К.А. Ястребов предлагает бросить жребий.

Дичь достается ему. Но разве это главное? Ведь охотнику не безразличен результат его стрельбы. Он должен быть уверенным в эффективности своего выстрела. А в подобных случаях он не может быть в этом уверен.

В связи с этим вызывает удивление одновременная стрельба нескольких охотников по пролетающим стаям дичи. В подобных случаях невозможно установить, чей же выстрел поразил дичь. Для чего же стреляли? Неужели только для того, чтобы добыть кусок мяса в перьях?

Как-то меня пригласили на охоту на гусей в угодья Бежецкого районного общества охотников. Во главе с егерем задолго до начала рассвета мы отправились к месту охоты. С учетом присоединившихся к нам охотников нас оказалось пять человек. Егерь предложил всем ожидать пролета гусей под прикрытием трубы, оставшейся на поле после проведения ирригационных работ.

Понимая, какой может быть охота, я ушел в поле искать другое укрытие. Кое-как устроившись в ирригационной канаве, я имел возможность наблюдать, как по пролетающим стаям раздавались залпы четырех засевших за трубой охотников. Им удалось добыть трех гусей. Когда после окончания утренней зари я подошел к ним, их спор о том, чьи выстрелы оказались эффективными, переходил в открытую ругань. А ведь этого можно было ожидать. Разве для этого мы отправляемся на охоту.

В настоящие время торговая сеть предлагает шалаши-укрытия на 1–2–3 охотников. Это значит, что при использовании укрытия на двух-трех человек заранее планируется охота, аналогичная той, о которой упоминалось выше. Не могу судить о других, но мы с компаньонами всегда стараемся заранее предусмотреть, чтобы в случаях одновременных выстрелов можно было все же установить, кому удалось поразить дичь.

Так, при стрельбе из лодки мы всегда оговариваем, что по налетающей дичи слева и ниже летящих птиц стреляет компаньон, а справа и выше летящих стреляю я. Договариваемся также, кто стреляет первым по вылетающей птице. При этом стараемся использовать и другие возможности, чтобы не допускать одновременных выстрелов по одной и той же цели.

Что еще почитать