Собственно о Соглашении по охране Афро-Евразийских мигрирующих водно-болотных птиц (АЕВА) в статье говорится немного, однако резко отрицательно. Авторы выступают против его ратификации, выдвигая ряд аргументов. Именно на этой части статьи нам бы хотелось остановиться. Прежде всего, оставим без комментариев присутствующие в статье некорректные (если не сказать, грубые) выражения, типа «сидящему на унитазе не охотнику» и проч. Мы считаем, что ученые так статьи писать не должны, поэтому сами будем придерживаться иной этики.
Начнем с принципиального момента. В статье говорится, что «огромная ресурсная «котлета» … принадлежит России, а не всему «мировому человечеству»». На самом деле, это не так. Для того, чтобы нормально вывести потомство в России, гуси, утки и кулики должны хорошо перезимовать в Западной и Центральной Европе, т.е. набрать достаточно жира для успешного перелета и гнездования.
Для обеспечения птицам хорошего питания европейские страны выделили огромные охраняемые территории, платят фермерам за потраву посевов гусями, которые потом улетят гнездиться к нам. Половину года птицы проводят у нас, половину – за границей. Поэтому никак нельзя назвать мигрирующих птиц «нашими» или «не нашими», они принадлежат всем. Именно усилиями зарубежных природопользовательских организаций и законами европейских стран удалось достичь того, что на фоне общего сокращения численности водоплавающих, численность летящих к нам из Европы гусей начала понемногу увеличиваться.
Именно, столь негативно оцененная Ю. Рожковым и А. Линьковым, Дания в 1972 г. ввела полный запрет охоты на черных казарок на своей территории, после чего численность мировой популяции черных казарок стала резко увеличиваться. Поэтому, подчеркнем еще раз: ресурсами водоплавающих и куликов владеем не только мы, хотим мы этого или нет. Это значит, что для правильной организации добычи, сохранения и увеличения численности ресурсов мигрирующих птиц надо договариваться – мы с другими странами, другие страны с нами. Для этого и существуют международные соглашения.
Непонятно, почему авторы сомневаются, что оговорки по весенней охоте были согласованы. Мы знакомы с переговорным процессом по АЕВА, и можем констатировать, что именно ряд оговорок (в том числе и по весенней охоте) и были теми условиями, на которых наша страна может поставить подпись под Соглашением.
Авторов рассматриваемой статьи очень серьезно беспокоит, что просто от желания какой-либо страны (для примера называется, как раз, Дания) наши нефтяные и газовые компании не смогут добывать нефть и газ в Арктике. Мы не припоминаем случая в истории, чтобы возражения какой-либо страны помешали нам осваивать наши собственные газо-нефтяные ресурсы.
На добычу газа и нефти действительно, уже сейчас существуют ограничения, но они все прописаны именно в российском законодательстве. Интересно посмотреть на того, кто сможет нам сделать «запрет на добычу там (в Арктике - вставка наша) полезных ископаемых». Рассмотрим поподробнее Афро-Евразийское соглашение и его историю.
Соглашение по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц (АЕВА) было разработано под эгидой Программы ООН по окружающей среде в рамках Конвенции по охране мигрирующих видов животных от 23 июня 1979 года (Боннская конвенция) и принято в Гааге (Нидерланды) как независимое соглашение16 июня 1995 года. Соглашение вступило в силу 1 ноября 1999 года, охватывает 255 видов и 554 популяции птиц, экологически зависимых от водно-болотных угодий, и в настоящее время подписано 119 государствами.
Соглашение направлено на координацию глобальных усилий по сохранению и устойчивому использованию популяций мигрирующих водно-болотных птиц на всем пространстве ареала в области Афро-Евразийских миграционных путей.
Ни для кого не секрет, что в России система управления популяциями мигрирующих птиц пока далека от идеала. Одной из основных причин представляется то обстоятельство, что в качестве главного аргумента против любых минимальных мер регулирования охоты на мигрирующие виды зачастую приводится следующее положение: «зачем мы будем охранять и сохранять у нас, если их на зимовках стреляют гораздо больше».
Только никто не удосуживается ознакомиться с тем, как поставлено охотничье хозяйство в странах Европы, Америки, в Корее, Китае и Японии, даже в Казахстане, как происходит контроль и какова современная культура охоты на мигрирующих птиц на зимовках. Одним из наиболее рациональных подходов к неистощительному использованию ресурсов мигрирующих птиц является регулирование весенней охоты на водоплавающую дичь.
В настоящее время ведение весенней охоты на водоплавающих в Российской Федерации и ее сроки определяются субъектами Российской Федерации без учета характера пролета и биотопического распределения охотничьих и редких видов; элементарными и территориальными единицами управления ресурсами мигрирующих птиц не являются «мигрирующая часть популяции» и «миграционный путь».
Данные многолетнего мониторинга показывают, что сроки пролета редких и охотничьих видов не всегда совпадают и могут существенно различаться каждый сезон, при этом во многих субъектах Российской Федерации происходит переэксплуатация ресурсов водоплавающих птиц.
Основанием для разработки механизмов регулирования весенней охоты на водоплавающих птиц служат научные данные о сокращении численности популяций массовых охотничьих видов водоплавающих птиц, негативном влиянии весенней охоты на редкие виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, и отсутствие системы управления весенней охотой на водоплавающих птиц. При этом научно-обоснованные ограничения весенней охоты на гусей, предусмотренные в новых Правилах охоты, вызвали у многих негативную реакцию.
Актуальность подписания АЕВА Россией в этой связи заключается в срочной необходимости укрепления позиций Российской Федерации по использованию ресурсов мигрирующих птиц на международном уровне. В настоящее время очевидны срочность дальнейших шагов в сфере координации управления ресурсами мигрирующих птиц Западной Евразии и необходимость устранения существующих ограничений, препятствующих эффективному управлению ресурсами, что невозможно без усиления сотрудничества в области международного мониторинга.
Данное Соглашение как раз и является доступным и эффективным инструментом международного сотрудничества в области управления ресурсами и сохранения мигрирующих птиц Западной Евразии. Согласно уставным документам Соглашения, использование ресурсов мигрирующих птиц не противоречит его принципам, но должно быть неистощительным в рамках всего миграционного пути (пункт № 2 стратегического плана АЕВА на 2009-2017 гг.). Присоединение к Соглашению позволит координировать охотничий пресс на мигрирующие виды в Российской Федерации и за рубежом, что в свою очередь обеспечит доступность охотничьих ресурсов российским охотпользователям.
Основные цели и задачи Соглашения полностью отвечают долгосрочным экологическим интересам Российской Федерации, изложенным в утвержденных 30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Природоохранное, природно-ресурсное и охотничье законодательство Российской Федерации (в первую очередь, федеральные законы от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а также приказ Минприроды Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении Правил Охоты») содержит основные нормы, направленные на охрану и устойчивое использование животного мира, в том числе мигрирующих водно-болотных птиц и в целом адекватны обязательствам, вытекающим из Соглашения.
Наиболее жесткие обязательства по Соглашению следуют в отношении популяций, занесенных в колонку А Таблицы 1 Приложения III к Соглашению, которая содержит список мигрирующих популяций водно-болотных птиц, признанных Соглашением нуждающимися в особой охране. В отношении этих популяций должен быть введен запрет на изъятие птиц и яиц, преднамеренное беспокойство и владение или использование и торговлю птицами и яйцами. Кроме того, в их отношении должны осуществляться меры по охране, реабилитации и восстановлению их местообитаний, контроль деятельности человека, строгое регулирование интродукции.
Нормы Федеральных законов "Об охране окружающей среды", «О животном мире» в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предусматривают аналогичные меры. Однако эти меры реализуемы только в случае, если список популяций, занесенных в Колонку А Таблицы 1 АЕВА в части видов фауны Российской Федерации совпадает с перечнем видов Красной книги Российской Федерации.
Учитывая это, на совещании по присоединению Российской Федерации к указанному Соглашению было предложено сделать специальные оговорки в отношении популяций, внесенных в Колонку А Таблицы 1, не занесенных в Красную книгу Российской Федерации и являющихся объектами охоты в Российской Федерации.
Необходимо и принятие специальных оговорок по выведению свинцовой дроби из использования при охоте в водно-болотных угодьях, поскольку на данный момент невозможно перепрофилировать производство патронов, ориентированное только на свинец, кроме того, пока нет доказательств тому, что использование свинцовой дроби в Российской Федерации отрицательно сказывается на состоянии водно-болотных угодий и водоплавающих и околоводных птиц.
И, наконец, наиболее важная оговорка должна быть по запрету на изъятие птиц во время их следования к местам гнездования, поскольку это подразумевает запрет на весеннюю охоту на водоплавающих на всей территории Российской Федерации.
На предварительных совещаниях в соответствии со статьей XV Соглашения по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц (АЕВА) от 1 ноября 1999 года Российская Федерация заявила о применении специальных оговорок, заключающихся в осуществлении мер по выполнению обязательств, связанных с указанным Соглашением, строго в рамках выполнения требований национального законодательства в отношении параграфа 2.1.1 Приложения III:
«Стороны, на территории которых обитают популяции, перечисленные в колонке A Таблицы 1, должны обеспечить охрану этих популяций в соответствии со Статьей III, параграфом 2(а) настоящего Соглашения. Стороны, принимая во внимание параграф 2.1.3, должны в частности: a) запретить изъятие птиц и яиц этих популяций, обитающих на их территории; б) запретить преднамеренное беспокойство в случаях, когда это важно для охраны соответствующей популяции, и в) запретить владение или использование и торговлю птицами и яйцами этих видов и популяций, в случае если они были изъяты в нарушение запретов, перечисленных в подпараграфе (а) выше, а также владение или использование и торговлю какими либо определимыми частями или производными этих птиц и их яиц»;
в отношении следующих популяций птиц, занесенных Таблицу 1 указанного Соглашения: западный белолобый гусь, обыкновенный турпан, длинноносый крохаль, большой крохаль, дупель, сибирский большой кроншнеп, западный большой веретенник.
А также параграфов 2.1.2 (а) – (по запрету весенней охоты) «Стороны, на территории которых обитают популяции, перечисленные в Таблице 1, должны регулировать изъятие птиц и яиц всех популяций, перечисленных в колонке B Таблицы 1.
Целью таких законодательных мер должно быть поддержание или содействие восстановлению этих популяций до благоприятного охранного статуса и обеспечение, на основе наилучших доступных сведений о динамике популяций, устойчивого рационального изъятия или использования этих видов и популяций».
В рамках Международного совещания «В поисках механизма международного сотрудничества в деле сохранения мигрирующих птиц и регулирования охоты на них», организованного Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 2 декабря 2011 г., в г. Ганновере (Германия), в котором приняли участие представители 20 национальных и международных организаций 8 стран данные оговорки были согласованы и одобрены Секретариатом Соглашения (письмо от 30 апреля 2012 года № 12-187-mb).
Соглашение не содержит положений, требующих изменения действующего законодательства или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающих иные правила, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае присоединения к Соглашению, Российская Федерация получит доступ к Программе малых грантов АЕВА, проектам Глобального экологического фонда, а также многочисленным источникам иных доноров. Это позволит начать решать проблему нехватки средств на проведение мониторинга состояния популяций водоплавающих и околоводных птиц, запустить программы кольцевания и мечения, провести оценку добычи в России и за рубежом, чтобы в конечном итоге, грамотно и эффективно управлять популяциями охотничьих и редких видов на международном уровне.
Присоединение к данному Соглашению и его выполнение в ходе координированных или согласованных действий способно внести значительный и эффективный вклад в дело сохранения мигрирующих водно-болотных птиц и мест их обитания, а также будет иметь дополнительный эффект для сохранения многих других видов животных и растений.
Эффективное выполнение такого Соглашения позволит внедрить скоординированные в масштабе пролетных путей планы мероприятий разного уровня по минимизации негативного воздействия на ресурсы мигрирующих птиц, разработать и внедрить научно обоснованные подходы по оптимизации охотничьего хозяйства Российской Федерации.
Удивительно, что нужно доказывать охотпользователям, охотникам и некоторым ученым, что описанные в Соглашении рекомендации работают столетиями во всех странах и на всех континентах, что принципы эти едины, продуманы, обоснованы и приведут через какое-то время к увеличению численности дичи. Популярный принцип «будем стрелять здесь и сейчас сколько захотим, в других странах еще больше добывают», препятствует развитию грамотного ведения охоты, ведет к переэксплуатации ресурсов мигрирующих птиц, отчего добыча охотников неуклонно снижается.
Комментарии (10)
НИК.ИВАНЫЧ
Международные соглашения , это конечно хорошо, не должны мы обособленно жить от других. Но, почему же вы не можете доказать там, на верху, что надо наводить порядок сначала у себя дома, а только потом приглашать гостей или идти к ним. Там, именно на верху, не хотят и не слышат нас простой охотничий люд, когда мы предлагаем усилить контроль и надзор со стороны государства в области охоты и охотничьего хозяйства, ужесточить ответственность за браконьерство, принимаемые законы выносить на обсуждение населения и многое другое, что мы здесь и в других изданиях предлагаем. Чтобы эти законы и правила принимала не кучка далеких от охоты чиновников как в центре так и в регионах, а все заинтересованное население страны. Нас более 3 млн. охотников и с нами надо считаться, иначе все ваши стратегии и тактики ни чего не будут стоить и сразу будут обречены на провал. Почему же в этой огромной стране, где животный мир принадлежит государству и народу, за его изъятие, добычу, охоту плата идёт не государству , не на охрану и восстановление, а растаскивается по карманам ни черта не делающих чинуш и жуликов, бездельников и приспособленцев осевших в прогнивших Ассоциациях и обществах, и других так называемых охотпользователей. Не наведем порядок дома, и Стратегии не помогут...
Глеб
"В случае присоединения к Соглашению, Российская Федерация получит доступ к Программе малых грантов АЕВА, проектам Глобального экологического фонда, а также многочисленным источникам иных доноров." О как, денег дадут! А на, что? Рассказать как у нас мониторинг производится "с потолка цифры рисуя". Потом вообще запретят охоту на мигрирующих пернатых, авось еще денег дадут и ведь каких, не "деревянных", а в твердой валюте.
"Присоединение к данному Соглашению и его выполнение в ходе координированных или согласованных действий способно внести значительный и эффективный вклад в дело сохранения мигрирующих водно-болотных птиц и мест их обитания" Ну про места их обитания, это еще бабушка на двое сказала.
«будем стрелять здесь и сейчас сколько захотим, в других странах еще больше добывают» - популярный, у кого? Настоящий охотник, охотящийся в родных ему местах по много лет, никогда себе такого не позволит. Порядок наводить надо, а не запрещать! Но для этого работать надо, а ой как не хочется.
Сергей [Охотник]
Много, красиво и умно, особенно про "управление ресурсами" и "управление популяциями". Менеджмент сплошной. На кого ориентирована эта статья?
Автор "не припоминает случая в истории, чтобы возражения какой-либо страны помешали нам осваивать наши собственные газо-нефтяные ресурсы." А кто сказал, что такой прецедент уже возникал? Не будет ли как в комедии - "У вас несчастные случаи на стройке были?.."
Особо понравилось про гранты. Возникает стойкое впечатление, что за импортные деньги готовы любое соглашение подписать, очень нужна валюта кому-то.
В итоге так ничего конкретного и внятного именно про весеннюю охоту не сказано, а хочется чётко услышать, как мы будем охотиться весной, если Россия подпишет это Соглашение. Хотелось бы ясно представлять себе, в каких регионах в итоге охоту запретят, какие будут лимиты, на какие виды будут запреты и т.д. Считаю, что данная статья не даёт однозначных ответов на эти вопросы для широкой общественности и охотников.
Юрий Любимский
Согласен с комментариями выше. Весь пафос статьи закачивается, как только начался разговор о грантах. Деньги и только халявные деньги, ни чего более не интересует. Нет нормального закона "Об Охоте", правил охоты, нет нормальной охраны, лишь только благие пожелания и имитация работы. Мало того, что страна является сырьевым придатком, так теперь мы станем и биологическим. Как трогательно наши чиновники заботятся о Западных охотниках, совершенно забыв о своих. Эффективным вкладом в дело сохранения мигрирующих водно-болотных птиц было бы реальное сохранение мест их обитания. Ограничение весенней охоты не является главным стимулом увеличения популяции водоплавающих. Пока весной горят плавни, берега рек и прудов, ни чего не будет. Огромное количество отдыхающих во время гнездования, шастает по берегам сгоняя с гнезд птиц и выжигают растительность. Охота в местах непосредственного гнездования гусей однозначно должна быть запрещена, за исключением традиционной заготовки пищи местным населением. Не надо забывать, что весенняя и осенняя миграция идет разными маршрутами. Большая часть охотников средней полосы России, имеет реальную возможность охотиться на гуся только весной. Ни кто не спорит, что охотиться необходимо по правилам с духовым манком, с профилями или чучелами и из укрытий. Но здесь должна работать охот. инспекция, а для этого надо создать реально работающую структуру с хорошей материально-технической и правовой базой. Да и хватить кивать на бескультурье Российского охотника. У нас, как во Франции не было ни когда ночной охоты на уток. Ни бьют гуся в большом количестве каждый день, как свидетельствуют ролики с охот в Румынии. Если соглашение, так оно должно быть двух сторонним, а не однобоким. Хороший пример в этом показывают Французы по отношению к вальдшнепу. В тяжелые для птиц времена они ограничивают или вообще прекращают охоту на вальдшнепа. Что то ни кто не слышал, что где то ограничили охоту на водоплавающих или я ошибаюсь? Так, что не надо нам заговаривать зубы, начните лучше работать. Только работать видимо нет ни какого желания.
1 ответ
Анатолий Бонч-Бруевич
Да Юр ты прав! Работать у них желания нет, а вот бабки собирать тут как тут. А гранды в этом случае выглядят официальной покупкой "вопроса" и не более
С.Ю.
Есть информация, что соглашение в очень скором времени хотят подготовить к ратификации, возможно до сезона весенней охоты. Действовать надо срочно. Большинство тех, кто лобирует подписание- неохотники, а орнитологи, специалисты по гусеобразным. Большинство их сами ни разу не были на весенних охотах. А охоту с подсадной на селезней вообще себе не представляют, настойчиво предлагая ограничить ее периодом светлого времени суток (от восхода до захода солнца)- это чтобы случайно не застрелить самку или редкий вид.(Всем охотникам известно, что лучший разлет селезней происходит именно в сумерках). Они удивляются как к подсадной крякве могут подсесть селезни других видов и т.д. и т.п., в общем не понимают сам процесс этой охоты.
Как бы нас не убеждали, что соглашение примут с поправками с акцентом на сохранение традиционных русских весенних охот, в это не верится. Цель ясна- поэтапно запретить весеннюю охоту на перелетных птиц, сначала ограничить, потом через пару лет- закрыть. Останутся ограниченные охоты на токах на оседлых глухарей и тетеревов, естественно по коммерческим ценам.
3 ответа
Сергей Матвейчук
Согласен - опасность крайне велика. Посмотрел интервью А.Е.Берсенева на последнем совещании Сторон АЕВА, почитал изменения, внесенные в стратегический план АЕВА в 2012 г., не исключено, что Охотдепартамент и орнитологи сдадут весеннюю охоту ни за что (максимум - за пакет зарубежных грантов на исследования).
Константин Семёнов
если закрыть весну,то это практически вычеркнуть словосочетание ОХОТА НА ГУСЯ на большей территории р.ф. ,говорят что гуся станет больше .где и для кого ? многие прекрасно знают что такое осенний гусь к примеру у нас на северозападе . это ночь небо гудит или днем когда на 90% летят космоновты. ссылка на то что в европе весна закрыта .да зачем она им нужна что им этот месяц, а вот мы будем ))))))))) ,ЧИСТАЯ КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯЯ ,кто платит тот и заказывает музыку
Сергей Осокин
Сегодня в 19 часов Общественный совет при Комитете по охоте и рыболовству Правительства Тульской области единогласно принял резолюцию в защиту весенней охоты. Завтра резолюция будет направлена в Минприроды и опубликована на сайте Комитета. Копию резолюции вышлю в адрес РОГ.
Сергей А.
Нам нужно Российско-Китайское соглашение .Там за казнокрадство высшая мера.