Срочно Путину: охотоведы разнесли в пух и прах состояние отрасли в РФ

Изображение Срочно Путину: охотоведы разнесли в пух и прах состояние отрасли в РФ
Изображение Срочно Путину: охотоведы разнесли в пух и прах состояние отрасли в РФ

Резолюция юбилейной международной научно-практической конференции биологов-охотоведов «Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов», посвящённой 75-летию подготовки охотоведов в Иркутском сельскохозяйственном вузе (ИСХИ, ИрГСХА, Иркутский ГАУ)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского» Институт управления природными ресурсами  - Факультет охотоведения имени В.Н. Скалона

Организатор конференции. Институт управления природными ресурсами – факультет охотоведения имени В.Н. Скалона Иркутского государственного аграрного университета имени А.А. Ежевского.

Участники конференции. Практики, учёные и общественные деятели в области охраны природы, охотничьего, рыбного и лесного хозяйства. В юбилейном форуме с очными, дистанционными и заочными докладами, а также в качестве авторов и соавторов статей, вошедших в сборник материалов конференции, приняли участие 92 специалиста из Белоруссии, Казахстана, Китая и 18-ти регионов России. Среди участников – 22 кандидата, 12 докторов наук и профессоров различных отраслей знаний.

Программа конференции включала в себя пленарные и секционные доклады на актуальные темы развития охотничьего хозяйства и смежных отраслей, круглый стол «Проблемы кадрового обеспечения охотничьего хозяйства России и пути их решения», фотовыставку «Четыре сезона фотоохоты» и экспозиции: «Современная таксидермия», «Мягкая рухлядь», «Орудия добывания охотничьих животных», «Наследие факультета охотоведения». В рамках конференции прошёл фотоконкурс «Мой учитель». На всём протяжении научного форума работал музей Охотоведения, а в последнюю субботу мая (31.05.2025) состоялся торжественный концерт, посвящённый празднованию Дня Охотоведа, собравший более 500 студентов и выпускников Иркутской школы охотоведения.

Материалы конференции. Материалы конференции опубликованы в печатном и электронном варианте в виде сборника статей объёмом 376 страниц. C электронным вариантом материалов конференции можно ознакомиться на сайте Иркутского ГАУ по ссылке https://irsau.ru/structure/science/materials.php или в научной электронной библиотеке Elibrary.

Выводы и предложения участников конференции сформированы в виде её резолюции.

Конференция констатировала:

1. Охотничье хозяйство представляет собой самостоятельную, но официально непризнанную отрасль экономики России, целью которой является удовлетворение потребностей населения в продукции и услугах сферы охоты на основании рационального использования охотничьих ресурсов. Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации охотничье хозяйство, наряду с сельским и рыбным, является основным источником пищевых продуктов. Развитие промыслового охотничьего хозяйства следует рассматривать, как важнейшую часть комплексного развития удалённых сельских территорий.

2. Охотхозяйственная отрасль исторически представлена промысловым и любительским направлениями. Первое из них, производящее полезную и экологически чистую продукцию, выполняет важнейшую социально-экономическую функцию закрепления экономически активной части населения в удалённых и труднодоступных районах России, долговременного освоения её территории. Любительское направление способствует росту числа отечественных охотников, развитию сферы охотхозяйственных услуг.

3. Эколого-экономический и социальный потенциал отрасли реализуется в настоящее время малоэффективно. Главной проблемой, сдерживающей развитие охотничьего хозяйства России является отсутствие комплексного государственного управления природными, материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами отрасли.

Несистемное государственное регулирование социально-экономических отношений в сфере охоты сформировало ряд серьёзных отраслевых проблем, требующих срочного решения

Проблемы, сдерживающие развитие охотничьего хозяйства России

1. Поверхностное отношение государственной власти федерального и регионального уровней к проблемам охотничьего хозяйства, его отождествление с охотой, как формой развлечения.  Главными факторами, вызывающими данную проблему являются: непонимание высшим руководством государства и регионов комплексной роли охотхозяйственной отрасли в развитии экономики страны, наводнение органов региональной государственной власти в области охоты лицами, не обладающими системными знаниями в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов; фактическая неспособность охотоведческой общественности донести до руководителей нужную информацию, повлиять на принимаемые в рассматриваемой сфере решения; деструктивная деятельность радикальных природоохранных движений. Участие государственных органов власти в развитии охотничьего хозяйства на практике выражается исключительно в исполнении контрольно-надзорных полномочий. Охотхозяйственные предприятия и охотники, в независимости от того профессионалы они или любители, обязаны вносить плату за охотничьи ресурсы, выполнять требования многочисленных правил и приказов, регулирующих охоту, нести затраты по организации промысла. Содействия охотхозяйственным предприятиям в их предпринимательской деятельности со стороны государства не осуществляется, уполномоченных на то органов не существует. При этом, расходы регионов, на осуществления переданных им федеральных полномочий в сфере охоты покрываются из бюджета Российской Федерации только на 17%.

2. Низкая доступности охоты для населения, вызванная недостатком охотничьих угодий для местных коллективов (обществ) охотников и/или высокой стоимостью охотхозяйственных услуг. Значительная часть охотничьих угодий, в том числе, находящихся вблизи населённых пунктов, закреплена за юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не заинтересованными в организации и проведении охоты для массового охотника. Финансирование охотхозяйственной деятельности этих предприятий осуществляется из внешних источников, не связанных с доходами от реализации продукции или услуг сферы охоты для населения. Поскольку такие охотничьи хозяйства носят клубный характер и предназначены для охоты ограниченного числа избранных, последними применяется ряд мер организационно-экономического характера, направленных на ограничение доступа местных охотников в охотничьи угодья, в том числе за счёт повышение цен на путёвки.

3. Низкая окупаемость деятельности большинства охотхозяйственных предприятий из собственных источников, обусловленная их узкой специализацией, направленной на использование исключительно охотничьих ресурсов. Исторически, существенная часть доходов предприятий отрасли складывалась от заготовки и реализации недревестной продукции леса. Поскольку для заготовителей древесины освоение вторичных лесных ресурсов технологически и экономически нецелесообразно, их сбор был ранее организован охотпредприятиями. Сегодня доступ к заготовке лекарственных и пищевых растений для охотничьих хозяйств затруднён положениями Лесного кодекса, упрощённой процедуры пользования этой ценной и востребованной населением продукцией для охотпользователей не предусмотрено. Экономическая эффективность отрасли может быть значительно повышена за счёт вовлечения в её оборот пищевых и лекарственных ресурсов леса, развития различных видов массового туризма и торговли, внедрения современных технологий переработки получаемого сырья и расширения ассортимента оказываемых услуг.

4. Неэффективное государственное управление системой мониторинга, подготовки и закрепления кадров в сфере охотничьего хозяйства, недостаточное финансирования и внедрение научных  разработок в области охотоведения. Мониторинг качества и ротации кадров охотничьего хозяйства системно не осуществляется, потребность в кадрах разных уровней неизвестна. Направления подготовки высшего образования «Охотоведение» не существует. Научная специальность «Звероводство и охотоведение» ликвидирована. Охотоведов высшей квалификации готовят в различных вузах в рамках направлений подготовки Биология, Лесное дело и Зоотехния.  Такая разнонаправленность ведёт к тому, что выпускники вузов имеют различное и неполное представление об охотоведении, рассматривая охотхозяйственную деятельность, как часть лесного хозяйства, животноводства, охраны природы и др. У студентов в процессе обучения не формируется представление об охотничьем хозяйстве, как о самостоятельной отрасли экономики России, выполняющей важные экологические, социальные и экономические функции.

Пополнение новыми кадрами государственных органов власти в сфере охоты и охотпредприятий осуществляется, в подавляющем большинстве, лицами, не имеющими высшего охотоведческого образования, получившими диплом о переподготовке дистанционно, после трёхмесячного «обучения». В итоге, происходит замещение профильных охотоведческих должностей неспециалистами, получившими право на занимаемую должность без должного обучения. Новоявленные менеджеры сферы охоты, наделённые властью, не имея системных знаний в области управления дикой живой природой, видят свою миссию в тотальном контроле над субъектами охотхозяйственного предпринимательства, сковывая хозяйственную инициативу последних и не способствуя активизации предпринимательской деятельности в отрасли.

Научно-исследовательская деятельность в охотничьем хозяйстве носит непланомерный характер, осуществляется на скудные средства, выделяемые из бюджетов разных уровней по остаточному принципу. Гранты на осуществление НИР по темам сферы рационального использования охотресурсов ведущим научно-образовательными учреждениями фактически не выделяются.

5. Деградация промысловой охоты, отток охотников-профессионалов с мест. На этот процесс определяющее влияние оказывают такие факторы, как:

· закрепление промысловых охотничьих угодий за пользователями, не заинтересованными в развитии традиционных отраслей таёжного промысла;

· право реализации охотниками продукции, добытой по разрешениям на добычу охотничьих ресурсов в рамках любительской и спортивной охоты организациям, осуществляющим деятельность по закупке такой продукции;

· падение уровня доходов промысловых охотников от сдачи добытой продукции;

· отсутствие системы государственной поддержки промысловых охотничьих хозяйств.

В результате объёмы и ассортимент продукции охотпредприятий падает, квалифицированные рабочие охотничьего хозяйства покидают таёжные поселения, огромные территории охотничьих угодий не осваиваются, а ресурсы диких животных и растений не опромышляются.

6. Слабое развитие глубокой переработки животной и растительной продукции промысла, неконкурентоспособность готовой продукции, получаемой из охотхозяйственного сырья на внутреннем рынке.  Подавляющая часть продукции охоты реализуется предприятиями отрасли в виде сырья, значительная его часть идёт на экспорт. Экологически чистая и полезная для здоровья россиян продукция, получаемая от переработки мяса и дериватов диких животных, дикорастущих лекарственных и пищевых растений, пушнины, как правило, не способна конкурировать с товарами более низкого качества, производимыми крупными субъектами бизнеса. Результатом рыночных стратегий таких компаний является предложение отечественным потребителям более дешёвых искусственных заменителей, не обладающих высокой пищевой и оздоровительной ценностью, экологичностью.  Какой-либо системной работы по поддержке продвижения товаров, получаемых из ценнейшего природного охотхозяйственного сырья, со стороны государственных органов не проводится.

7. Рост численности крупных хищников и высокий уровень браконьерства. Действующая нормативно-правовая база в сфере охотничьего хозяйства, включая запреты и ограничения на эффективные способы и орудия добычи хищников, не способствует эффективному регулированию их численности, которая поступательно увеличивается. Параллельно, низкая доступность охот для местного населения и незнание основ охотоведения значительной частью охотников-любителей ведёт к росту уровня браконьерства. Оба этих фактора отрицательно влияют на численность особо ценных охотничьих животных, замедляют темпы их воспроизводства.

Рекомендации конференции, направленные на решение проблем отрасли и устранение факторов их вызывающих:

1. Подготовить коллективное обращение охотоведческой общественности к Президенту Российской Федерации «О кризисном состоянии отрасли Охотничье хозяйство в России и мерах по его преодолению», где обосновать необходимость принятие закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве РФ». Срок исполнения – до 01.10.2025. Ответственные – Иркутский ГАУ, Вятский ГАТУ и ВНИИОЗ (по согласованию).

2. Внести в действующее законодательство изменения, направленные на повышение доступности охоты для местного населения путем предоставления местным коллективам охотников права приоритетного закрепления прилегающих к населённым пунктам охотничьих угодий и  включения в уже заключенные охотхозяйственные соглашения обязанности охотпользователя по обеспечению на части закреплённых за ним охотничьих угодий охоты для местного населения на платной основе по установленным государствам нормативам площади и ценам на путёвки.

3. Рекомендовать департаменту охотничьего хозяйства Минприроды России:

· завершить работу по утверждению федерального государственного стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 35.03.12 – Охотоведение и сохранение биоразнообразия, в рамках укрупнённой группы 35.00.00 – Сельское, лесное и рыбное хозяйство. Параллельно продолжить разработку и утверждение профессионального стандарта «Специалист в области организации охоты и сохранения охотничьих ресурсов»;

· дополнить главу 7 (Управление в области охоты …) Закона об охоте статьёй 40 «Кадровое обеспечения управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» следующего содержания: «Замещение должностей руководителя и первого заместителя руководителя органа государственной власти РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, руководителей и первых заместителей руководителей органов государственной власти субъектов РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также государственных охотничьих инспекторов осуществляется лицами, имеющими базовое высшее образование в области охотоведения в приоритетном порядке»;

· создать единый научно-информационный федеральный центр мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания;

· отменить норму Приказа Минприроды РФ от 7 апреля 2025 г. N 178, ограничивающую срок действия разрешений на добычу копытных животных и медведей тридцатью календарными днями. Данная норма не учитывает особенностей осуществления охоты в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, ведёт к росту вынужденного браконьерства, в первую очередь, среди промысловых и сельских охотников и способствует снижению уровня освоения ценных охотничьих ресурсов в регионах, где естественная продуктивность охотничьих угодий не высока;

· всемерно содействовать цифровизации отрасли;

· совершенствовать правовые механизмы взаимодействия государства с крупнейшими общественными объединениями охотников, включая участие последних в управлении любительской охотой;

· разработать и внедрить механизм государственной поддержки охотоведческой науки;

· принять меры к ликвидации обезлички в охотпользовании;

· содействовать созданию всероссийской информационной платформы по пропаганде правильной охоты и полезных для российского общества функций охотничьего хозяйства;

· внести изменения в действующее бюджетное законодательство, позволяющее взымать и аккумулировать на самостоятельном счёте профильного министерства 10 % средств от продажи охотничьего оружия и боеприпасов. Расходование указанных средств осуществлять исключительно на теоретическое и практическое обучение охотников, строительство и содержание стрелковых стендов, научно-исследовательские работы в области охраны и использования ресурсов охотничьих животных, создание природных резерватов;

· способствовать созданию в регионах самостоятельных органов исполнительной государственной власти, осуществляющих полномочия в сфере охоты. Осуществлять оценку деятельности этих структур не только по динамике численности охотничьих животных, но и на основании других критериев: количества выданных разрешений на добычу, числа охотников, доли закреплённых угодий, объемов привлекаемых инвестиций и налогов поступающих от профильных предприятий, выручки от реализации охотпродукции и оказываемых услуг и др.;

· внести изменения в действующие Правила охоты, направленные на расширение возможностей охотников по добыче хищников, в первую очередь волка и шакала, включая снятие запрета на использование препаратов для эвтаназии животных. Расширить полномочия регионов по регулированию численности других опасных и вредных для человека животных, таких как бурый медведь, лисица, енотовидная собака, большой баклан;

· разработать методические рекомендации по установлению квот добычи охотничьих ресурсов для представителей КМНС;

· продолжить работу по совершенствованию методов и методик учётов численности охотничьих животных в направлении сокращения их объема и периодичности проведения. Активно внедрять современные методы учётов, с использованием технических средств и искусственного интеллекта для сбора и обработки информации;

· усовершенствовать расчёт заработной платы госохотинспекторов, предполагающий установление повышающих коэффициентов за работу в сложных полевых условиях, исполнение обязанностей водителей, высокую опасность для жизни и здоровья;

· завершить работу по учреждению праздника «День охотника и работника охотничьего хозяйства».

4. Для поддержки и развития промысловой охоты:

- ввести в действующее законодательство понятие «Промысловое охотхозяйственное предприятие», определить критерии отнесения к нему охотничьих хозяйств отрасли;

- обеспечить таким предприятиям государственную финансовую поддержку производства мяса дичи, пушнины, лекарственно-технического сырья животного происхождения, пищевых и лекарственных растений;

- разрешить промысловым охотхозяйственным предприятиям заготовку пищевых и лекарственных растений в границах территорий, включенных в охотхозяйственное соглашение, в упрощённом порядке, без конкурсных процедур. Для этого внести соответствующие изменения в Лесной Кодекс РФ;

- законодательно ограничить право реализации охотниками продукции, добытой по разрешениям на добычу охотничьих ресурсов в рамках любительской и спортивной охоты организациям, осуществляющим деятельность по закупке такой продукции, сохранив такое положение исключительно для продукции, добытой по промысловым лицензиям.

5. Ведущим экономистам-охотоведам провести комплексную оценку экономического потенциала охотничьего хозяйства России, в том числе, вовлекаемых в отрасль неохотничьих ресурсов и услуг, его мультипликативного эффекта.

6. Органам государственной власти субъектов РФ:

- обеспечить структурную самостоятельность органов исполнительной государственной власти, осуществляющих полномочия в сфере сохранения и использования охотничьих животных. Включить в их состав государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление функционированием ООПТ регионального значения и территорий традиционной хозяйственной деятельности представителей коренных малочисленных народов Севера;

- оказывать комплексную поддержку развитию переработки мяса диких животных, пушнины, лекарственного сырья животного происхождения, дикорастущих ягод, орехов, грибов, пищевых трав, производству национальной одежды, продуктов питания, товаров для здоровья, сувенирной продукции, вольерному и полувольному разведению охотничьих животных, развитию охотничьего и неохотничьего туризма, в том числе, через расширение внутреннего и внешнего спроса на эти товары, субсидирование части затрат охотхозяйственных предприятий на приобретение перерабатывающего оборудования и техники;

- разработать региональные программы по освоению ценного природного лекарственного сырья в целях оздоровления и лечения населения от сахарного диабета, туберкулёза, ВИЧ, онкологических заболеваний на основе имеющихся патентов;

- в регионах, расположенных в ареале обитания сибирской кабарги, организовать видовые зоологические заказники по её сохранению, на территории которых создать огороженные территории по полувольному содержанию и разведению животного;

- организовать премирование охотников за добычу волка, рассмотреть возможность авансирования охотничьих хозяйств и индивидуальных промысловиков на цели борьбы с хищниками.

7. Создать фонд «Иркутская школа охотоведов имени В.Н. Скалона», средства которого направлять на развитие охотоведческой науки и образование, поддержку одарённых студентов и выпускников факультета охотоведения ИСХИ и их проектов, продвижение корпоративных отраслевых интересов в органах государственной власти, организацию значимых общественных мероприятий и платформ, пропагандирующих любовь к природе и охоту.

8. Рекомендовать Минприроды России присвоить имя профессора Гагиной Татьяны Николаевны заповеднику «Кузнецкий Алатау» в ознаменование её большого научного вклада в создание указанного заповедника и в честь 100-летия со дня рождения. Для этого организовать работу по поддержке данного предложения со стороны заинтересованных вузов, научных и природоохранных учреждений, органов государственной власти, ученых.

9. Приступить к подготовке монографии к 125-летию со дня рождения профессора В.Н. Скалона. Дата издания - 2028 год. Ответственный – Иркутский ГАУ.

10. Рекомендовать администрации Иркутского государственного аграрного университета им. А.А. Ежевского включиться в работу по восстановлению обучения студентов вуза военной специальности.

11. Минприроды Иркутской области разработать областную программу мониторинга охраны и рационального использования бобра речного в Приангарье. Предложить более расширенное географическое обозначение популяции вида в сравнении с прежним названием – «Зулумайская популяция». Видовую группировку бобра в Прибайкалье назвать «Прибайкальская популяция Castor fiber Linnaeus, 1758».

Реализация указанных предложений повлечёт за собой ряд изменений и дополнений в действующее федеральное и региональное законодательство, документы стратегического планирования.

Конференция поручает организационному комитету:

1. Довести данную резолюцию до сведения органов законодательной и исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, научных изданий, средств массовой информации сферы охотничьего хозяйства.

2. Опубликовать текст резолюции на сайте Иркутского ГАУ и в отраслевых изданиях.

3. Организовать работу по мониторингу мероприятий, направленных на выполнение рекомендаций конференции.

Резолюция принята 30 мая 2025 года. Оргкомитет благодарит всех, кто принял участие в выработке предложений для данного документа.

По поручению участников  конференции, член секции государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства научно-технического совета Минприроды России, к.э.н., доцент Вашукевич Ю.Е.