На странный тандем
Отплыли мы с Сергеем от берега, на котором раскинулась волжская деревенька, часов в десять утра. Солнце уже палило, стоял неподвижный зной. Даже от воды не было никакой прохлады. Идти на дощатой плоскодонке волжского приятеля Леонида нам километров пять, до длинного острова из архипелага островов, которые образовались на месте бывших лесов, лугов, полей и деревень с затоплением Чебоксарским водохранилищем. И теперь всё это стало островами и протоками между ними.
Ловля рыбы летом на мелководьях зоны затопления стала нередко напоминать рыбалку на озере или, скорее, болоте. Течение слабое, протоки заросли кувшинками и роголистником. На удочку стал даже карась попадаться, причём не какой-то прогонистый буффало, как его величают на Нижней Волге, а широкий, круглый, как сковорода.
Настоящий прудовой карась – медный пятак, только с килограмм-другой весом. В кувшинках заклевала краснопёрка. Но у нас сегодня план – поймать что-то спиннингом. Но мало уверенности в удаче. Слишком жарко. Наверное, опять придётся перейти на поплавочную удочку.
Между тем рыбалка удалась и совершенно неожиданно. Как я уже упоминал вначале, удачу принесли чайки. Когда мы подошли к острову и перетащили лодку на другую его сторону в узком волоке по каткам-брёвнам, то услышали громкий гвалт чаек, а затем и увидели стаи птиц, кружащихся и падающих на воду. Причём падали они всё в одно и то же место.
Подойдя ближе, мы увидели, что в этом загадочном место вода, словно кипела. Это был окунёвый «котёл». Хищник жадно кормился мальком, которым была насыщена тёплая вода. Прыскали по сторонам и уклейки. Окуни свирепствовали, не обращая внимания на жару. Аппетит у них был отменный.
Рыбалка летом в этих местах у меня сформировалась в привычную схему, если говорить о спиннинге и приманках. Это тандем из небольшой жёлтой колебалки «Сенеж» и вертушки «Меппс», привязанной выше. Ленивая оснастка, но рабочая.
На вертушку, нет-нет, да схватит окунёк, а колебалкой щука соблазнится. Фи, скажут профи, это же низкий класс, грязная работа. А мне не важны понты профессионалов спиннинга. Главное ловит и ладно.
Вот и сейчас забрасываю свой тандем за «котёл», а потом провожу приманки сквозь него. Сергей цедит воду одной вертушкой. Едва сделал несколько оборотов катушки, как последовала остановка.
Есть! Тащу окуня с полкило весом. Начало хорошее… Причём окунь взял на колебалку. Потом ещё поклёвка, ещё. Дело пошло. А там и серьёзная рыба подтянулась. Очевидно, щуки завистливо наблюдали за окунёвой охотой, а потом не выдержали и сами подключились. Остановка, толчок, и леска пошла в сторону. Попалась щука кило на три, потом – другая.
Глядя на меня, и Сергей соорудил подобный же тандем. Любопытно, но в этот раз и окуни, и щуки брали только на «Сенеж».
Хорошо мы отловились в этот жаркий день. Но, как ни странно, к вечеру, вместо усиления клёва, и окуни, и щуки куда-то ушли. Не поймёшь эту рыбу…
Злые окуни лесных озёр
Ловля на спиннинг в середине лета считается уже вялой, малодобычливой. И даже термин придуман для этого времени, схожий с подобным периодом зимой по слабой активности рыбы, – «глухолетье». Но если в середине зимы рыбе темно подо льдом и мало кислорода, то в разгар лета слабый аппетит у рыбы связан с тёплой водой и обилием корма.
Как и рыболовы, рыбы тоже стремятся уйти в тенёк, спрятаться под зарослями кувшинки, притаится в яме, в тени обрыва. А судака и леща успешно ловят только ночами. Причём судак выходит на охоту в места совершенно нехарактерные для этого хищника – на косы и приямки за перекатами, на мелководные выходы с ям.
Ловля на спиннинг в июле, августе не такая уж и застойная, как принято считать. Есть-есть рыба, которая, наоборот, оживляется в июле. И это краснопёрый полосатый хищник – окунь. Вероятно, не на всех водоёмах начинается в это период жор окуня, но на некоторых лесных торфяных озёрах – точно, по крайней мере, в наших лесных краях.
Эти озёра являются результатом горения торфа и образования выемок среди песчаных бугров, на которых вековечно шумят сосны. Они, эти озёра, и называются междюнными. Вода в них тёмная, коричневая, кажущаяся иногда чёрной. При этом она чистая.
Окуни в таких озёрах тоже чёрные, даже иногда с синевой. У камыша попадаются тёмно-оранжевые особи. Самые чёрные живут прямо под низкими берегами, под переплетениями корней и дёрна. Вода здесь уходит на три-пять метров вглубь от коренного берега, буквально в моховую низину.
Рыбалка со спиннингом в июле приносит хорошие уловы окуней весом до трёхсот граммов. И цвет рыбы, как уже отмечалось, тёмный. Эти окуни отчаянно хватают у камыша жёлтые и белые вертушки нулевых и первых номеров.
Ещё более жадно хватают хищники силиконовые приманки, к примеру, рипперы. Они гибкие и хорошо имитируют малька. Причём их даже не надо насаживать на крючок джиговой оснастки и забрасывать спиннингом. Иногда цепляешь приманку на крючок длинной поплавочной удочки, проводишь вдоль лодки или плота и – следует азартная поклёвка.
Но рипперы и твистеры являются поистине расходным материалом. Жадные и сильные окуни часто отрывают у них «хвосты». На вращающиеся блёсны хищники клюют реже, но вернее.
Ловля на лесных озёрах при помощи жерлиц-рогулек приносит самую крупную добычу. Окуни попадаются весом до трёх килограммов. И, самое удивительное, эти тяжёлые горбачи светлые, такие же светлые, как речные окуни. Это тайна лесных озёр.
Берут эти окуни только на своих собратьев – окунишек. Насадишь на «финский» крючок привезённую с собой плотвичку или карасика, добычей будет окунь не более трёхсот граммов, тёмный, такой же, какие попадаются на спиннинг. И только на окуня попадаются трофейные горбачи.
Ловля на живца на этих озёрах приносит и матёрых щук. Они, как ни странно, тоже наиболее активно берут в этот жаркий период июля-начала августа. И лучшим живцом также является окунёк, причём иногда не самый мелкий.
Комментарии (0)