Стандартная ситуация: спиннинговый и лодочный запрет. Берег, два крючка — все это не напрягает, и ловля плотвы и леща на фидер и маховые снасти доставляет удовольствие, а если это сдабривается хорошим язем, то все вообще безмятежно.

Но вот так устроены наши организмы, что требуют перемен. А каких, и сами не знают. Ловить карася на прудах можно, но один раз. На второй раз уж очень все предсказуемо. Карась, карась, карась… и пятидесятый снова карась.

В прошлом сезоне были неплохие отдушины с красноперкой, но в этом сезоне воды мало, и нет ни красноперки, ни зарослей, в которых она буйствовала.
В итоге решили навестить старое доброе Бикбулово.

Ситуация странная, расшифровать ее могут только ихтиологи. Лет пять назад там летом и зимой было много щуки и крупного окуня. Приезжали толпами, но как-то не верится, что рыбу могли выбить. Что еще изменилось? Ну, чуть больше камыша, чуть меньше воды, но не критично. А рыбы нет. Года два назад мы заехали туда по первому льду и остались без поклевки, а летом наловили плотвы и красноперки.

Вот и в этот раз тяга к переменам завела нас в Бикбулово. Дорога приличная, мест много, а никого. Подозрительный дедок, с браконьерской ухмылкой сообщивший, что рыбы вообще нет, — вот и весь народ.
Забрели по колено в воду и в окнах среди густой травы сходу нарвались на красноперку. Окна небольшие, и на ветру легкой снастью в окно попасть непросто. На крючке пара опарышей. Глубина в месте ловли не более метра, а поплавок вообще к грузилу сдвинут.

Красноперка не чета той, что в пригороде ловится. Там 100 граммов — успех, а тут меньше 200 и не попадается. Иногда слышу, как рассказывают, что на спиннинг наловили щук, и меньше 5 килограммов не было. Всегда непонятно, куда мелкая делась? А тут и сам к тому пришел. Нет мелкой красноперки! Да и плотва периодически попадается только зачетная. Не рыбалка, а сказка. Только вот у красноперки свои законы, и по опыту знаю, что трофейной красноперки в одном окне много не бывает, а хочется трофейную. В новое окно забросил, и на тебе — «лапоть» на 350 граммов. А с такой еще и побороться надо: там же трава, кусты в воде.

Все бы хорошо, знай себе окна меняй, да вот беда — вейдерсы штука дорогая, и по коряжнику в них бродить не самое правильное решение. А коряг там невероятное количество. Иногда еле ногу втиснешь между ними, а как вытащить, и не знаешь.

И в свете вышеизложенного посетили меня крамольные мысли. А что ежели я накачаю лодку и вот тут в траве, на глубине метр, буду сидеть в лодке и ловить из тех же окон?
Понятно, что с лодки как бы нельзя, но здравый смысл же надо включать. Хочется ведь думать, что запрет не против моих вейдерсов придуман, а исключительно в заботах о рыбе. Нанесу ли я хоть какой-то ущерб рыбе? Я даже весла брать не буду, чтобы по башке никому не перепало. Тихо, мирно посижу там, где стоял. Этак ведь я в заботе о своей пятой точке могу и на берегу на надувной лодке сидеть, все мягче, чем на стульчике.

Красноперка — интересная рыба. Мне напоминает ручьевую форель. Забрасываешь удочку, и тот миг, когда поплавок из летящего превращается в утонувший, не успеваешь разглядеть. Реакция у нее бешеная. Вспоминаю, что опарыша, червя и перловку она хватает одинаково молниеносно. Лучше всего, конечно, опарыш. Не по уловистости, а по стойкости на крючке.

И тут меня начинают одолевать остальные крамольные мысли. Я ведь в прошлом сезоне вот так в траве ловил крупную красноперку на крошечный воблер. На червя попадалась разная рыба, а на воблер — только крупная. И суть была в том, что протаскивать воблер было невозможно из-за травы, но это было неважно. Красноперка хватала его при приводнении. Получалось, что надо было только попасть в небольшое окно, и рыба тут же атаковала. Много забросов приходилось и на траву, но были и результативные. Значит, красноперке неважно, что там падает в воду. Она не успевает разобраться в предлагаемой ей приманке, а ведь никто не отменял и конкуренцию при таком скоплении рыбы. Эти крамольные мысли привели к тому, что сначала я опробовал вместо опарыша мелкие твистеры на крючке, и красноперка подмены не заметила. А потом повесил воблер, и мои предположения оправдались.

И снова пришлось порассуждать. Нарушил ли я что-то? У меня удочка и один крючок, правда, на воблере. Но я же не ловлю на спиннинг. Все бы хорошо, но если у меня в руках матчевая удочка и забросы я делаю относительно дальние и рыбу вытаскиваю с помощью катушки? Но ведь матчевая ловля не запрещена.
Красноперки наловил много и решил продолжить эксперименты. Вместо свинцовой дробинки поставил двухграммовую блесенку без крючка, а ниже, как положено, крючок с опарышем.
Зачем? Подумалось, что блесенка свою функцию соблазнения красноперки будет выполнять, а бросившаяся к ней рыба не забудет проглотить и опарыша. Было интересно. Блесенку ограничил двумя стопорами, но рыба нередко атаковала именно ее и стаскивала к крючку.

Какой же вывод? Можно ловить на поплавочную удочку, оснастив ее блесенкой с одним крючком, для очистки совести насаживая на него по опарышу.
В целом рыбалка получилась не только продуктивной, но и позволила вдоволь поэкспериментировать и поразмыслить над способами ловли и сутью запретов. И по сути своей запрет — это нечто размытое. Можно ли ловить на фидер с одним крючком с берега? Можно. Но при слабом клеве я, например, активно двигаю приманку на дне, чтобы спровоцировать рыбу на поклевку. И при этом на червя часто попадается жерех. Ничего не меняя в оснастке, я цепляю съедобного силиконового червя и продолжаю ту же ловлю.

А учитывая, что моя фидерная оснастка выполнена с грузилом на конце и поводком выше, то чем это отличается от поводковой оснастки для спиннинга или, с натяжкой, от дроп-шота?
Так что же запрещено по сути? Давайте сделаем статью дискуссионной. Я не утверждаю, что прав, но и контраргументов не вижу.

Что еще почитать