Изображение Весенние лещи

Весенние лещи

Очень хочется поймать леща. Это для меня высший класс в ловле мирной рыбы. Возможно, когда я вырасту, то изменятся и мои ориентиры, но пока лещ. Мешают этому разные обстоятельства — в первую очередь густера, плотва, уклея. Всё остальное можно преодолеть. Подождать весну, найти свободное место, перетерпеть дождь и ураган.
Весна пришла, ураганы не кончаются, но надо ехать…

Первым делом в поимке леща помощником видится фидер, но мы начинаем с маховых удочек. В этом странного не так уж и много: мы приобрели вейдерсы и заходим на уровень наших же забросов фидером, а если очень хочется — то и дальше. А уж нежнее чем маховая удочка трудно что-то придумать.
В помощь нам и прикорм, на котором черным по белому написано «Лещ». Казалось бы, что может нам помешать поймать леща? Только одно. Леща пока в этом месте нет. Ну, не дошел, не доплыл он пока до наших мест. Вот завтра доплывет, а сегодня не судьба.

ТЕХНИЧЕСКИЙ НОКАУТ

Стоим по пояс в воде, всё комфортно, и даже плотва с густерой насмерть бьются за каждого нашего червяка или опарыша. Но леща нет. А в стороне сидит одинокий рыболов, бросает ближе, чем мы, и никакого интереса у нас не вызывает. Ну какой интерес может вызвать человек, у которого нет вейдерсов? Единственный вопрос: чего он сидит, если там ветер вообще шквальный? Выхожу на берег по какой-то нужде, а уже потом решаю сходить к этому рыболову. Чем ближе подхожу, тем нагляднее вырисовывается вся его «чайниковая» сущность. Насквозь китайская «болонка» с инкрустацией изолентой многократно жеваный кусок свинца и даже черви, скончавшиеся в прямом и в переносном смысле еще вчера. Собирает какие-то куски в банке…
Нет чтобы проглотить слезу и, резко повернувшись, уйти молча! На свою беду задаю дежурный вопрос-утверждение, что лещи сегодня как-то никак. Но тут вижу, что у его ног ведро и там плещутся лещи — именно те, которых, по моему утверждению, сегодня нет. Целых четыре штуки!

Это был бой без правил, и я одним ударом получил и выше, и ниже пояса и еще сочное такое напутствие чуть ниже спины. С остервенением и без прежнего удовольствия принялись мы отрываться на плотве, но настроение поправить было нечем, и мы поехали домой.

Снова разочарование

Через пару дней едем. Никого. Садимся на место, где был тот рыболов. Не потому, что там волшебное место — просто пять метров вправо-влево, и сплошные кусты. Первого леща ловит Володя, за ним и я. Потом — еще по лещу. Но радости нет: густера не дает проходу. Опускающаяся насадка атакуется, не достигнув дна. Это выматывает. Ухожу далеко в сторону, там еще одно место без кустов. Но густера здесь еще злее. Возвращаюсь и вижу на моем месте аж три человека. У меня там садок, тренога, вещи… У меня там Володя, в конце концов! Нет, народу по барабану. Ветрище, леску выдувает дугой, а тут четыре человека на трех метрах берега. Короче, рыбалка у меня кончилась. Ухожу влево, понимаю, что там кусты, но, может, и найду какой просвет. Володя поймал еще пару подлещиков.

Нет. Слово подлещик как-то унижает нас и рыбу. Всё. Володя поймал еще пару молодых лещей. И у меня почти сразу «килограммовая» поклевка: рыба стоящая, и я очень хочу ее вытащить. Но кусты и — остановка. Терплю, и, о чудо! Лещ сам продирается сквозь кусты и с моей помощью движется к берегу. Я чемпио-о-о… Оставалось всего-то два метра до берега, никаких препятствий, и вдруг — обрыв. Лещ уходит с моим крючком. Ставлю поводки 0,14 и за 10 минут отрываю в кустах четыре крючка. Нет, всё испорчено. Это не рыбалка.
Ловил традиционно — с кормушкой и прикормом. А вот Володя вернулся на 10 лет назад и сделал снасть, как у того мужика или как раньше ловил абориген Слава: свинцовая ложка, два поводка 0,2 мм выше ложки. С такой грубой снастью он меня обловил. И что более важно: густеры у него намного меньше! Уж не прикормом ли я эту густеру собираю? Интересный вопрос, учитывая, что впервые я решил попробовать прикармливать ровно год назад, а раньше безо всякого прикорма ловил — горя не знал…

РЕШЕНИЕ НАЙДЕНО

Сделал снасть: плетенка, на конце свинцовый груз, выше поводок с леской 0,2 и относительно крупным крючком. Никаких прикормов и опарышей. Только червь. И, конечно же, вейдерсы. Место занято: народ расположился на берегу даже в таких местах, где вообще ловить невозможно. В 15 метрах от берега полоса кустов. Из воды торчат только верхушки, но протащить там крючки или рыбу — большая удача.

Говорят, что с утра рыбы нет. Заходим в воду глубже кустов, перед нами чистая акватория. Этакий новый способ ловли: фидер в вейдерсах. И начинаем ловить без прикорма. Мелочи мало: густеры вообще нет, плотва не настолько мала, чтобы удручать. А еще и молодые лещи, периодически доставляющие радость борьбы. Сегодня помеха только одна, но она традиционна. Это сильнейший боковой ветер. Волна бьет и в колышки, и квивертип постоянно вздрагивает. Понять, поклевка это или нет, непросто.
В какой-то момент я решаю зайти еще дальше: дно пологое, и это возможно. Идея — сделать заброс строго против ветра, чтобы плетенку не парусило. Забрасываю почти параллельно берегу. И тут выясняется, что при таком забросе все отлично читается. Но важнее то, что одного за другим я вытаскиваю пять лещей — молодых, конечно, но все же…. Володя видит ситуацию и пытается изобразить такие же забросы. И с первого же раза вытаскивает хорошего леща.

Мы потом проверяли. Не лещ был ближе к берегу, а именно чуткость снасти позволила его ловить. А на берегу позади нас народ ничего не ловил и скатывался в запой.
Мы же отвели душу и решили, что бороться с бушующим ветром нам надоело, тем более что победить его мы и не надеялись.

ПОБЕДА!

Наступил день соревнований. Место совсем другое. Мы приехали с вечера, несколько рыболовов сидели на берегу. У некоторых в улове была плотва, у других почти пустые садки. С вечера я зашел в воду и рыбачил на матчевую удочку. Первой рыбешкой оказался лещ. Потом была в основном плотва, но еще пара лещей порадовала.
Переночевали, и на утро нас уже собралось 12 участников. Я еще вечером обнаружил, что прикорм оставил дома. Хорошо хоть, что мы уже имели факты успешной ловли без прикорма, но все же на соревнованиях планировали не отходить от традиционной рыбалки. Володя и не отошел.

Все участники замешали свои прикормы, а я в последний момент решил поставить груз потяжелее, чтобы уйти от прикормленной полосы. Бросал метров на 10 дальше остальных, и в итоге это принесло успех. По условиям, можно было использовать два крючка, и я один повесил выше грузила, а второй ниже. Поводки 0,2, крючки № 6, по нашей классификации.
Минут через 20 после старта оббежал участников и понял, что ловят трое, и я в их числе. Честно говоря, мой сосед по берегу Альфред ловил хорошо, и я весь день ощущал, что отстаю. Он ловил с прикормом, как и все. После нескольких лещей я успокоился, но он вдруг сказал, что тоже вытащил хорошего леща, и я опять напрягся. А потом еще и сообщил, что у нас мелочь, а вот сосед справа завалил крупных лещей.

В общем, пять часов сплошных нервов и надежд. Бился я не только за престиж, но еще и за теорию, что роль прикорма сильно преувеличена. В итоге сорвал куш, оторвавшись от второго призера почти на килограмм.

В СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Едем в очередной раз за лещом. На берегу одинокий рыболов. Поймал одного (!) окунька. Заходим в воду на 10 метров левее него, проходим сквозь кусты и начинаем. Я с матчем. Заброс метров на 30. Пока собирали снасти, водная поверхность из штиля превратилась в хорошую волну. Матчем долго ловить не получится, но ведь собрал уже! Поклевка, подсечка и… обрыв. Техническая погрешность, и леска 0,2 обрывается почти у тюльпана. Поплавок стоит на месте и даже иногда тонет. Хочется сплавать, но не все так просто. Ботинки, термобелье, флисовый костюм, вейдерсы, а сверху еще штаны из плащевки — последние надеваю с целью уберечь непромокаемый костюм от крючков, которых на кустах в воде много — одних моих тут четыре штуки. Проще заново собрать новую оснастку.

Но тут Володя делает доброе дело: своим фидером цепляет мою оборванную снасть и вытаскивает… вместе с лещом. С моим лещом.
Но дальше с матчем не сложилось. Володя принялся просто таскать лещей на фидер, а у меня поклевок было гораздо меньше. Стало понятно, что рыбе нужна неподвижная приманка, и я тоже перешел на фидер.

Густеры практически не было. Вдвоем мы поймали около 30 лещей, попадалась и неплохая плотва. Всё было замечательно. Рыболов на берегу поймал еще одну плотвичку и, похоже, дольше смотреть на наши успехи ему было невыносимо.

НЕСКОЛЬКО ВЫВОДОВ

— Лещ есть, и если к нему подобраться, то он будет ловиться.
— При ловле с прикормом, скорее всего, этого леща можно собрать и удерживать в точке, но вот мелочи там собирается намного больше и она шустрее.
— При ловле без кормушки попадается практически случайный лещ, но если клев прекратился, то можно бросать в разных направлениях и в итоге снова наткнуться на стаю лещей. Так было в последний раз: 3-5 рыбин с одной точки, пауза. Бросаешь на 20 метров в сторону — и там опять лещи.
— Нет необходимости утончать снасть. Мы, наоборот, взяли тенденцию на утолщение и укрупнение, и пока это работает.
— Ловля на фидер и матч с использованием вейдерсов очень продуктивна, ибо открывает много ранее недоступных мест.