РАСКРЫВАЯ «СЕКРЕТЫ» КОЧКИНА

Издательство «Колос» выпустило книгу С.М. Кочкина «Секреты охотничьего оружия»

(М., издательство «Колос», 2006 г.). Указанную книгу я приобрел у издательства по предварительной оплате, «клюнув», так сказать, на аннотацию. Открываю первую страницу и читаю: «Посвящается памяти выдающегося русского оруженосца Сергея Александровича Бутурлина». Такое смелое посвящение несколько насторожило.

А прочитав в предисловии утверждение, что «за предшествовавшие десятилетия в нашей стране не уделялось достаточного внимания ни созданию нового охотничьего оружия, ни выпуску литературы, посвященной его описанию», я подумал, что автор, видимо, хочет «копнуть глубоко». Но ожиданиям моим не суждено было сбыться. Обещания автора разошлись с представленным материалом.

И действительно, с пятой по тридцать пятую страницу, кроме общих кратких рассуждений примитивного уровня о том, «с чего начать», «каким будет охотничье оружие будущего», «почему для полевой охоты на близкой дистанции предпочтительно применять дробовое ружье», «что купить в магазине», «что нужнее: двустволка или полуавтомат», – ничего нового нет.

В разделе «О перспективах развития охотничьего оружия» автор надеется, «что когда-нибудь порох «Сунар-магнум» снизойдет с выставочных стендов на магазинные прилавки Москвы». Известно ли автору, что уже не менее пяти лет продается этот порох в оружейных магазинах России, а во многих охотничьих журналах напечатаны статьи по его испытанию в патронах магнум и полумагнум.

Продолжение еще интересней: «принципиально новая пуля деформируемого типа – пуля Кочкина, запатентованная в России семью патентами и обладающая огромной убойной и останавливающей способностью». Снизошел бы автор до читателя, указал бы хоть один патент или авторское свидетельство на изобретение (если они не засекречены) и открыл бы нам секрет, где можно увидеть пулю Кочкина, кроме как на авторских рисунках его книги. Причем на стр. 47 представлена пуля, якобы извлеченная из лосиной туши, но почему-то эта пуля «деформируемого типа» полностью сохранила свой первоначальный вид. Приведу пример испытания этой пули (стр. 60). «И вот началась охота. Выстрел был сделан по лежащему лосю на добивание. Было видно, что лосиная туша дернулась как от удара чем-то очень тяжелым. Мощная струя хлынувшей крови свидетельствовала о том, что раневой канал не закрылся. А при разделке туши была найдена и сама пуля, которая пробила сердце и в нем же и остановилась, раскрывшись как якорь.» Надо быть человеком очень далеким от охоты, чтобы поверить таким авторским откровениям. Что касается серьезных вопросов, вынесенных автором в подзаголовки: «Стрельба дробью из стволов с дульными сужениями», «Секреты точности и кучности боя вращающихся пуль», «Проблемы парадоксов», то рассмотрение их основано на далеко не очевидных умозрительных построениях автора или на пространном цитировании трудов С.А. Бутурлина.

Еще один пример. Раздел «Что такое деривация?» (стр. 72), в котором автором приведена таблица, «взятая из наставлений по стрелковому делу». Мне показалось, что где-то я уже встречал что-то подобное. И действительно, в статье Э.А. Геращенко «Точная пулевая стрельба на дальние дистанции», опубликованной в альманахе «Охотничьи просторы» «№4, 1998 г.». В ней на стр. 183 почти такая же таблица, только еще дополненная поправками на боковой ветер 4 м/с. В этой работе, в отличие от книги С.М. Кочкина, действительно дается достаточно полное описание внешней баллистики и математической модели траектории полета пули. Как видно, несмотря на голословные заявления С.М. Кочкина, имеются серьезные работы, касающиеся оружия, и опубликованы они гораздо раньше «Секретов» автора.

Не буду больше утомлять читателя «секретами» С.М. Кочкина, только вкратце замечу, что под «универсальным дробовым патроном» (стр. 95) автор подразумевает обычный дробовой патрон, где в качестве дробового пыжа используется прозрачная полимерная пленка, через которую «можно видеть дробь, чтобы на глазок определить ее номер». Тут же автор предлагает метод, сопровождающийся «авторским рисунком», по быстрому переснаряжению «универсального патрона», заменяя один номер дроби на другой. Только вот, прежде чем открывать такой «секрет», автору, по-моему, не мешало бы познакомиться с наставлением по снаряжению патронов, находящемся на каждой банке того же «Сунар-магнума». А в нем в п. 4 указано: «снаряжение должно быть плотным».

Что касается заключительной части книги со стр. 156 до стр. 172, то она вообще, мне кажется, ориентирована на подростков 10–12 лет. Вот охота на белку: «Стань лесным истуканом минут на 20–30. Не шевели ни рукой, ни ногой. И не вздумай головой вертеть. Замри и не шевелись». Охота на лисицу (стр. 160): «В обычное время их можно чаще встретить не в самом лесу, а на лесной поляне, когда они мышкуют. Отличительной особенностью этой охоты является то, что, если первым выстрелом лисица только ранена, она начинает метаться в разные стороны (на поляне эхо от выстрела не дает ей возможность определить, в какой стороне опасность), что дает возможность охотнику, если он не обнаружил себя, подправить дело вторым выстрелом». И т.д. и т.п. И, наконец, последний «секрет» (стр. 172): «Без ружейного ремня зацепить и вытащить из воды утопленное ружье практически невозможно».

Что испытываешь после знакомства с подобными книгами? По-моему, в первую очередь, чувство обиды за читателя. На каком основании создавал свою книгу С.М. Кочкин? Неужели он не знаком с многочисленными работами профессионалов и любителей охоты и оружия, напечатанными как в периодических охотничьих изданиях, так и в специальной литературе? Пусть это останется на совести автора. Но что подвигло ФГУП «Издательство «Колос»» на выпуск такого «шедевра» тиражом 5000 экземпляров, видимо, так и останется неразгаданным секретом издательства. А вообще говоря, и автору, и издательству невредно, я думаю, напомнить один старый добрый совет: уважайте читателя!

Борис ЛАПУТЬКО,

Нижегородская обл.,

охотник с 1969 года

Что еще почитать