И в то же время все чаще и чаше можно услышать стенания руководителей охотничьих хозяйств о несовершенстве законодательства в сфере ведения охотничьего хозяйства, что не позволяет рентабельно и эффективно вести его как хозрасчетную структурную хозяйственную единицу.
Не секрет, что многие охотхозяйства влачат жалкое финансовое существование, возлагая какие-то надежды в сфере финансовой стабилизации и своего финансового благополучия не за счет улучшения качества и эффективности ведения охотничьего хозяйства, а за счет членских взносов общества охотников или каких-то новых сказочных и добрых законов в области охоты и ведения охотничьего хозяйства, а то и просто ждут призрачных дотаций от государства на борьбу с волками, на проведение учетов, мониторинга и т.д.
Но и при ныне существующих законах немало есть рентабельных и финансово успешных охотничьих хозяйств, многие хозяйства повышают продуктивность своих охотугодий за счет качественного проведения всего комплекса биотехнических и охотхозяйственных мероприятий, работают над увеличением численности диких охотничьих животных, приближая ее к оптимальной, включая даже искусственное расширение видового состава охотфауны за свой счет путем акклиматизации и реакклиматизации ценных видов охотничьих животных. Таким образом, они увеличивают продуктивность охотугодий, а это немалые деньги, которые заработаны честно и грамотно и использованы охотхозяйством по его усмотрению. И это правильно, а главное, законно.
Еще одним источником повышения рентабельности охотничьих хозяйств стало увеличение платных услуг охотникам, причем услуг востребованных. Это может быть и организация охот с подсадными утками охотхозяйства, и модная сегодня добыча гусей из заранее подготовленных засидок, скрадков, с чучелами, профилями; это и уютное и комфортное проживание в домах охотника и рыболова до и после добычи и ловли; это и охраняемые стоянки для транспорта, и организация питания и досуга для членов семьи охотника, прибывших с ним; это и таксидермические услуги, и специальные охоты на зверя с высокими трофейными качествами.
Перечень востребованных дополнительных платных услуг, которые может и должно оказывать охотничье хозяйство всем желающим, постоянно растет, потому что такие услуги востребованы охотниками со средним достатком и пользуются успехом во всей европейской части нашей страны. А среди всего перечня платных мероприятий можно отдельно выделить красной строкой проведение так называемых коммерческих охот.
Что же такое коммерческая охота и чем она отличается от остальных? Начну с того, что коммерческие охоты у нас стали развиваться с начала девяностых годов, когда возникли новые условия бизнеса, появились новые направления в экономике, возможность официально приглашать на охоту иностранных граждан, готовых раскошелиться за охоту в наших угодьях. Как оказалось, на то время в Европе уже давно существовал определенный строгий «прайс-лист» услуг, являющихся необходимым условием организации такой охоты, которая стала называться охоттуром для иностранных граждан. И это не было капризом-выдумкой капиталистов.
Качественное питание из свежих продуктов, сохранность личного оружия и боеприпасов, гарантированная безопасность на охоте, гарантия успешной охоты на заранее спланированного зверя с определенными трофейными или иными качествами, гигиена и санитария во время отдыха и приема пищи на европейском уровне — все эти и иные условия были абсолютно естественными и оговаривались при подписании контракта об организации и проведении охоттура.
Важной составляющей подписания документов по организации тура была цена предоставляемого сервиса, равная с самого начала среднеевропейской. Но те средства, которые стали поступать в иностранной валюте на счета охотничьих хозяйств, проводивших охоттуры, во много раз превышали стоимость разрешений и путевок для местных охотников по прейскурантам цен, рассчитанным «специалистами» в райфинотделах, налоговых службах или самим директором охотхозяйства «с потолка». Те охотхозяйства, которые были готовы к таким коммерческим охотам, быстро стали зарабатывать деньги, часть из которых уходила, естественно, на повышение заработной платы егерям, и, конечно же, на повышение качества проведения воспроизводственных, учетных и охранных мероприятий. При этом каждый егерь стал точно понимать сущность биотехнии, знал, как вырастить и сохранить дикого зверя с трофейными качествами, как правильно и научно обоснованно проводить учет.
Со временем, узнав о таких охотах, многие стали запрашивать и для себя такие туры. Естественно, о валюте речь уже не шла, но прайс-лист для иностранцев сохранился в качестве исходной точки для оценки услуг охотхозяйства, правда, с небольшой скидкой для сограждан. Это устраивало и устраивает тех, кто желает и может заплатить за новый вид услуг на охоте. А с этим новшеством охоттуров пришло время и увеличения посещаемости Домов охотника. Охотники узнали дорогу в гостиницы охотхозяйств и, если быт в них был налажен на должном уровне, с удовольствием стали приезжать и с семьями, и с друзьями, и даже отмечать там свои домашние праздники, юбилеи. Конечно, обычная промысловая охотничья избушка никогда не принесет большую прибыль, сколько ни пытайся ее загрузить, а иностранцы туда, где все удобства на улице, вообще никогда не поедут, за редким исключением фанатов экстрима.
Дома охотника и рыболова должны эксплуатироваться круглый год: охота, рыбалка, баня, туристские слеты, пионерские или спортивные лагеря и сборы, агроэкотуризм, иностранные охотники и коммерческие охоттуры для сограждан-охотников — все это обязательно при планировании строительства таких сооружений. Поэтому к ним должен быть хороший подъезд, наличие людских ресурсов для охраны и обслуживания, медицинских учреждений, возможности устроить очистные сооружения и т.д. Это надо знать при выборе места для строительства Дома охотника, который сам по себе является важным звеном в системе организации коммерческих охот и получения существенной прибыли в охотничьем хозяйстве от его посещения в целом.
Разница между ценой на самостоятельную охоту и организованную по всем правилами контракта на коммерческих условиях для одного охотника или целого коллектива — существенная. Но не в самой охоте ее наценка, а в организации и предоставлении соответсвующего контракту сервиса перед, во время и после охоты, что не каждому интересно и не каждому по карману. Так, при стандартной стоимости путевки или разового разрешения на добычу дикого животного, определяемых законно на основании, подчеркиваю, калькуляции расходов на охрану, учет и воспроизводство охотфауны, охотник, который решил охотиться на условиях коммерческой охоты, добровольно и без сожаления вносит дополнительную плату, например, за временную охрану его автомобиля, аренду оружия, разделку дичи, фотосессию, за ветосвидетельствование и приготовление на костре или на кухне блюда из свежедобытой дичи, за обработку и изготовление трофея и оформление трофейного листа, изготовление чучела, за баню после охоты, за использование собак охотхозяйства, подсадных уток, шалашей, биноклей, удочек, лодок, ПНВ и т.д. А это, между прочим, больше, чем стоимость самого разрешения на добычу иногда в полтора раза, а то и более. Такие услуги традиционно востребованы там, где охотятся городские жители, и такие услуги приносит солидную прибыль.
Приведу пример: добыча с вышек трех трофейных самцов косуль и одного трофейного дикого кабана обойдется трем охотникам на коммерческой охоте в сумму около тысячи условных единиц. А вот за обслуживание, включающее проживание, охрану дорогого авто, питание, сервис (транспорт, фотосессия, пристрелка оружия, ПНВ, разделка туш, обработка трофеев, приготовление шурпы из дичи и т.п.), им придется заплатить за трое суток охоты по прейскуранту примерно столько же. К слову, добыча трех не трофейных самцов косуль и одного не трофейного дикого кабана трем местным охотникам принесет доход (не прибыль) охотхозяйству в сумме около трехсот условных единиц, т.е. почти в семь раз меньше.
К сожалению, не всем известно, что для того, чтобы дикие звери были в угодьях в достаточном количестве, надо вкладывать большой труд и, конечно же, средства, которые нужно уметь заработать. Если кто-то скажет, что коммерческие охоты — это криминал, нажива и браконьерство, то этот человек просто не владеет ситуацией. Это в первую очередь незаметный для непосвященного тяжелый и кропотливый труд егерей. Во время проведения таких охот (а длятся они, как правило, трое-четверо суток) егеря иногда по трое суток спят в машине по очереди, а в остальное время организуют охоту: ночью с вышек и засидок, днем — ходовую, с собаками; более того, днем егеря обрабатывают трофеи, готовят охоту на завтра, разделывают туши добытых накануне животных, варят уху, и много другой работы лежит на их плечах во время проведения коммерческих охот.
Кроме того, именно егеря и охотовед заранее, в течение всего года готовят коммерческие охоты, проводя подкормку, выслеживая зверя, определяя суточные и сезонные пути миграций, оберегая в прямом смысле трофейных особей для коммерческих охот с целью заработать на добыче зверя с хорошими трофейными качествами, но, естественно, с учетом биологических/ селекционных данных этого зверя, как правило, возраста старения и слабой половой продуктивности. Коммерческие охоты по договорным охоттурам — это важное направление в повышении рентабельности и настоящая золотая жила для охотпользователя.
Говоря об охотниках (не только и не столько об иностранных), которые хотят успешно и безопасно охотиться, а при этом еще осмотреть достопримечательности края, сфотографироваться, увидеть красоты ландшафтов, законно добыть (с современной удобной вышки, на солонцах, водопое или активно посещаемой даже летом подкормочной площадке, ходовой охотой или из засидки, с собачкой или без, в вольере или в угодьях, с луком, арбалетом, ружьем или самоловом) свой трофей и ничем не заболеть и не потеряться в лесу, тайге или степи и за все это достойно заплатить, можно смело сказать, что их не только немало, их много.
Ими, участниками коммерческих охот, всегда востребована далеко не дешевая организация красивых коллективных охот, и не только на копытных, но и, например, на вальдшнепа, фазана или перепела, даже выпущенных из питомников или из клеток на волю, на водоплавающую дичь с подсадной из удобного шалаша, на болотную дичь, куропаток с легавой, на пушных зверей троплением или самоловами, но с обязательным обслуживанием егерями, одетыми в красивую форму, знающими свою работу, не пьющими на работе спиртное и не следящими жадными глазами за чаевыми.
Охотхозяйство не имеет права работать себе в убыток, и оно создано не только для охоты, но и для диких охотничьих зверей и птиц. Заботясь о воспроизводстве запасов охотфауны, невозможно решить все вопросы только их охраной. Необходимо вкладывать в это самое воспроизводство средства, которые охотхозяйство обязано зарабатывать само на оказании соответствующих услуг. Руководитель охотхозяйства и члены общества охотников в наши дни, когда чрезвычайно велик урабанизационный пресс на популяции диких животных, обязаны четко и последовательно выполнять возложенные на них обязанности по сохранению охотфауны, не лишая при этом охотников их извечного права на охоту.
Коммерческие охоты — это всего лишь один из способов зарабатывания средств на эти высокие цели. И это очень актуально: большая часть средств, которые охотхозяйство зарабатывает и обязано зарабатывать вообще, так или иначе должна идти на пользу диким охотничьим животным, а значит, на пользу и радость всем охотникам, членам нашего общественного объединения, и это одна из основных составляющих экономической эффективности, хозяйственной независимости и высокой рентабельности ведения охотничьего хозяйства.
Читайте также по теме:
Право на выстрел. Когда охота – не просто хобби
Заповеди охотника. Когда есть душа и совесть
Болотно-луговая этика. Накануне открытия сезона охоты
Почему мы профукали нашу молодежь. Наследники охотничьих костров
Трофейная охота в России. Что нужно изменить в законах?
Алгоритмы охотничьего хозяйства в России. Что не так с ними?
Барьеры развития. Что мешает в РФ появлению трофейной охоты?
Профессия — егерь. Не забыла ли о ней Россия?
Берложья охота на Руси. Доколе терпеть идиотов?
Комментарии (0)