ВОКРУГ ВИРУСА ЧЛЕНСТВА

Статья охотоведа А. Тихонова «Вирус членства» (РОГ № 3/4, 2009 г.) безусловно заслуживает внимания и обсуждения. В ней поднимается старый вопрос, которому более полувека, о том, что имеет ли право общественная организация, ныне носящая название Ассоциация Росохотрыболовсоюз выдавать охотничьи билеты на всей территории России. Этим самым Ассоциация желает подмять под себя всех охотников РФ, и заставить их, естественно, платить членские взносы, не имея на это юридических прав и оснований. При этом уравниваются все охотники, независимо от той роли, которую играет охота в их жизни. Охотник ли он любитель, или охотник-промысловик – отношение к нему одинаковое. Хочешь охотиться (отдыхать или работать), вступай в Росохотрыболовсоюз и плати членские взносы.

ХОЧЕШЬ ОХОТИТЬСЯ – ПЛАТИ ВЗНОСЫ?

Обратимся к основополагающему документу нашего государства – Конституции Российской Федерации. В части 2 ст. 30 записано: «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывания в нем». Причем, в части 1 этой же статьи говорится о профессиональных союзах и общественных объединениях, коими и являются общества охотников и рыболовов. Господа руководители Росохотрыболовсоюза с благословления Департамента охоты желают подменить государство в деле гарантии права гражданина на занятие охотой. Но согласно статье 2 Конституции РФ гарантом прав человека является государство. И это не только право государства, но и его обязанность, что прописано там же.

Скажите, пожалуйста, где имеется запись в тексте Конституции РФ о том, что государство может передавать или делегировать свои права и обязанности общественной организации? Нет такой записи. Таким образом, только государственная организация вправе выдавать действительный, юридически обоснованный документ, подтверждающий право гражданина заниматься охотой на всей территории России. Передача права выдачи охотничьих билетов Ассоциации Росохотрыболовсоюз будет очередной нелепицей в российском законодательстве.

В советские времена была такая оговорочка: «В порядке исключения», когда хотели обойти закон, постановление или приказ. И Росохотрыболовсоюз пробивает себе этот порядок исключения лишь с одной целью: как можно больше получить денег в свою казну без особых усилий. Эта цель главная, основная, остальное – от лукавого. И охотник-любитель, и охотник-профессионал (промысловик) должны стать членами общественной организации фактически принудительно, что противоречит, как мы уже писали, статье 30 Конституции РФ. Охотник-любитель может с этим смириться.

А вот с охотником-промысловиком или профессионалом-охотоведом все это будет походить на уловки современных мошенников, которые берут с человека деньги за его право на труд (работу). Хочешь промышлять белку или ондатру, вступай в члены общества охотников, заплати вперед тысячу рублей за охотничий билет, который по существу становится пропуском на работу (промысел). Но право на труд и отдых гарантирует государство (Конституция РФ, ст. 37, ч. 3 и 5).

Членский билет Ассоциации предполагает преимущественное право охоты на определенных территориях, закрепленных (арендованных, купленных) обществом охотников, клубом или группой охотников, объединившихся по интересам. Они платят членские взносы, которые идут на определенные ими цели. За это охотники, имеющие членский билет, имеют льготы и преимущества в процессе охоты на территории арендованных или выкупленных охотничьих хозяйств. Но от получения государственного охотничьего билета члены общества охотников не освобождаются, так как членский билет общества охотников права на охоту не дает. Общественная организация не может, не имеет права выдавать государственные документы. Нечлен общества охотников, но имеющий государственный охотничий билет на территории приписного охотничьего хозяйства, обязан подчиняться правилам установленным для этого хозяйства. При этом владелец хозяйства вправе увеличить нечлену общества охотников стоимость путевки и возможного ассортимента обслуживания. Что уже давно делается. Причем все это приняло и региональный характер. Например, если вологодский охотник свой, с него можно взять за сезонную путевку 100 рублей, москвич приехал – плати 1000 рублей. Вот так-то.

Почему с таким усердием пробивает себе право на выдачу государственных охотничьих билетов Ассоциация? Ответ простой. Нынешнее состояние охотничьих региональных обществ в большинстве своем в бедственном положении.

Областные общества охотников, не говоря уже о районных, не могут полноценно содержать, а главное, эффективно охранять, заниматься в полном объеме биотехнией и прочей охотхозяйственной деятельностью на закрепленных за ними территориях. Что делается даже в Подмосковье. Приведу лишь один пример.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ПУТЕВКИ

Прошлой весной мой доброхот истратил два дня и сжег бак бензина, чтобы получить две путевки для охоты на гусей в Виноградовском охотничьем хозяйстве. Когда мы приехали в хозяйство никто ни путевки (по 500 руб.), ни документы не проверял. В указанном в путевке месте под открытым небом встали кучкой семь автомашин и десять охотников. Ночевали в машинах. На заре расположились вдоль заросшей мелиоративной канавы на протяжении 500 м, выставили в поле десятки гусиных чучел и профилей, которые привезли с собой. За все утро пролетела одна стайка гусей в 6 птиц на высоте более 100 м.

Скажите мне, пожалуйста, причем здесь МООиР, путевки, Ассоциация Росохотрыболовсоюз? За что мы заплатили 5 тысяч рублей? Гуси – божья птица, прилетели к нам с юга, возможно, из-за рубежа. Автомашины, бензин, ружья, патроны, профиля, чучела, водка, закуска – собственность охотников. Еще раз спрашиваю, за что деньги плачены? Так зачем мне такое общество и платить ему деньги не за что, возможно, за 1000 квадратных метров воздушного пространства, доступного для моего ружья.

Я не против обществ охотников. В том или ином виде они нужны. Но обществу надо работать так, чтобы люди туда шли добровольно. Для этого необходимо создавать условия и преимущества для всех его членов. И когда они будут не на бумаге, а фактически, никаких ухищрений не понадобится. Раньше охотников завлекали в общество дефицитными товарами, боеприпасами. Теперь все это есть в достатке. Значит, надо изыскивать другие формы получения денег.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ

А не заняться ли региональным (областным, районным) обществам охотников попутно, в комплексе, коммерческой деятельностью, закупая у населения грибы, лесные ягоды, орехи, съедобные и целебные травы, пушнину и мясо дичи? А еще фрукты, ягоды, яблоки в садоводческих товариществах? По себе знаю, поскольку владею садовым участком лет тридцать. Очень часто, чуть ли не ежегодно, яблок девать некуда, сливы сыпятся на землю. Даром никто не берет. И не у меня одного. У большинства времени нет, или транспорта. Кто-то просто стесняется за прилавком с мешком яблок стоять. И если вы подъедете к нему и предложите цену вдвое, втрое меньшую, чем на рынке, этот человек с удовольствием отдаст два, три центнера плодов, только чтобы не закапывать их в землю. А это прекрасные натуральные соки, пастилы, джемы, плодово-ягодное вино и т.д. Вот и деньги.

Больше десяти лет, как исчезли районные заготовительные конторы, которые были не слишком разворотливыми. Частные перекупщики до сих пор не смогли занять полностью эту нишу. Она практически свободна. Хватит председателям обществ охотников в своих конторах штаны протирать, травить байки и анекдоты. Займитесь делом. Только заработанные деньги у себя оставляйте. В аппарат Росохотрыболовсоюза – ни копейки. Вкладывайте все свободные заработанные деньги в собственные охотничьи хозяйства. Будет в них хорошая охота, значит, будет у вас много членов общества охотников и придут они добровольно с государственным охотничьим билетом.

Что касается раздела статьи А. Тихонова «Гуляй поле» не могу полностью согласиться с автором. Я уже писал, что если мы хотим создать действительно настоящие охотничьи хозяйства, а не территории, где командуют чиновники от охоты, сидя в областном центре, или Москве, значит, владелец охотничьего хозяйства действительно должен быть в нем хозяином, а не безответственным, бесправным человеком.

Если он хозяин, следовательно, должен иметь право, а не кто-то другой должен определять количество зверей и птиц, подлежащих добыче на закрепленной территории, сокращать или увеличивать норму добычи, или вообще не нормировать или запрещать отстрел каких-то видов. Осуществлять необходимый объем биотехнических работ, проводить учеты определенных охотничьих животных. Все заявки владельца охотничьих животных на добычу лицензионных видов должны выполняться без корректировки и своевременно. Иначе он не хозяин, а безответственный человек, исполняющий чужие приказы и указания вышестоящих чиновников, зачастую не представляющих себе состояние охотничьей фауны на данной территории.

Дело за малым, а именно, узаконить это положение.