Помню, как-то,  в далекие теперь восьмидесятые годы, наш коллектив военных охотников прибыл  в Истринское охотничье хозяйство военно-охотничьего общества  для отстрела лося.

После ужина собрал нас тогдашний начальник хозяйства на инструктаж по проведению завтрашней загонной охоты.
Удобно усевшиеся в кресла охотники услышали тогда (впервые для себя) речь примерно такого содержания: «Хочу заключить с вами устный договор, чтобы завтра в ходе облавы не возникало никаких разнотолков. А именно: охотхозяйство обязуется в течение светлого времени завтрашнего дня выставить на номера взрослого лося под выстрел из расчета: до 35 м от зверя до охотника, вооруженного гладкоствольным ружьем, и до 150 м от охотника, вооруженного нарезным оружием. Это и есть наша услуга, предусмотренная сегодняшним устным договором и путевкой на охоту. В случае невзятия вами зверя, при выполнении хозяйством вышеперечисленных обязательств, охота будет прекращена и затем начата на другой день, при условии новой оплаты хозяйству за организацию завтрашней охоты».

Вот так, впервые для меня была четко сформулирована начальником охотхозяйства идея взаимоотношений по предоставлению услуги и условий использования ее стрелками охотничьего коллектива.

Потом, в послеперестроечные годы ездил я много по разным хозяйствам на охоту по водоплавающей птице. Однако даже в весеннее время, когда основной услугой со стороны охотхозяйства является снабжение охотника работающей подсадной уткой (подчеркиваю, работающей), никогда не возникал утвердительный разговор между хозяйством и стрелком о том, что приехавший охотник будет обеспечен именно такой качественной услугой (уткой) и шалашом, хорошо замаскированным и подготовленным к охоте.

Получая в нынешнее время из года в год таких «немых» подсадных уток и полуразрушенный шалаш, я уже было подумал, что положение безвыходно: «Не нравится – сиди дома, приедет другой, менее капризный, менее амбициозный охотник и все оплатит за милую душу, ведь теперь охота вышла на уровень дефицита!» Правда, бывали и редкие приятные неожиданности. Пару лет назад по старой памяти попросился я весной у руководства Собиновского охотхозяйства посетить дальний обход, расположенный в уединенном заливе реки Клязьмы. В этом, давно знакомом мне обходе, стояла пара домиков для ночлега и жил егерь. Егерь Вячеслав Астаркин оказался новоселом, только что поступившим на работу в хозяйство. Он знал толк в подборе подсадных уток, и я в той охоте получил массу удовольствий. За что весьма благодарен тому егерю! Однако исключение, как говорится, не есть правило. Поэтому все остальные мои выезды в хозяйства нынешнего времени приводили меня в совершенное уныние: то лодку весельную дадут (за деньги) напрокат с пробоиной или разработанными уключинами, издающими громкие удары и посвисты в работе, исключающие совершенно возможность проведения охоты «с подъезда». И тогда я решил перечесть руководящие документы – уставы обществ, узнать, что же предлагают и гарантируют общества в наше время.

Открыв первый попавшийся мне под руку охотничий Устав, им оказался Устав Московского общества охотников и рыболовов (МООиР) от 27 сентября 1991 г. (свидетельство № 35), я обнаружил, что в наше время не все еще потеряно.

На странице 4 в абзаце «в» (о деятельности общества) было мною прочитано: «В закрепленных (арендуемых) угодьях организует охоту на диких зверей и птиц, любительское и спортивное рыболовство и другие формы отдыха с предоставлением установленным порядком услуг, в том числе платных».

Вот и ответ на вопрос, что собой представляет подсадная утка, шалаш для охоты и другие сопутствующие услуги, обеспечивающие и определяющие успешность охоты и стоящие немалые деньги. На языке сегодняшнего дня – это платная услуга!

Не буду сознательно называть сегодняшние элитные охотничьи хозяйства, предоставляющие в основном некачественные платные услуги (подсадные утки, шалаши, лодки и т.п., совершенно непригодные для проведения успешной охоты).

Одно из хозяйств Рязанской области посетил я в этом году весной. Это довольно известное элитное хозяйство, в котором услуга, включающая в себя 2 зари охоты с подсадной уткой и ночлег, оценивалась в 3000 рублей, кои нужно было отнести в бухгалтерию охотхозяйства. (При этом стоимость ночлега оценивалась только в 500 руб.) Однако утка, которую выловили из пруда, где плавали и делали свое дело неосаженные на этот сезон селезни, не крякнула ни разу, и охота была сорвана.

Такое же положение было и в не менее элитном охотхозяйстве Тверской области. Многим охотникам, прибывшим со мной к месту охоты на одной моторной лодке, егерем были высажены 3 подсадные утки. Из трех уток только одна дала вдруг осадку, но не селезню, а чайке (!). Когда же появился вблизи нее пролетный селезень, подсадная оказалась «глухонемой», и охотники, уплатившие хорошие деньги за участие в этой охоте, оставались ни с чем и в дальнейшем своем пребывании на воде.

И тут я подумал о том, как же круто изменилось качество услуг с тех пор, как элитные охотхозяйства перестали обслуживать «высоких» гостей и перешли на сегодняшний заезжий безликий ширпотреб.

Помню, как в те советские времена приехал я однажды в элитное охотхозяйство Собинское, что в ста пятидесяти километрах от Москвы. От меня не было потребовано разъяснений на тему «Кто вы?». В те времена человек, попавший в элитное хозяйство Главохоты или Минсельхоза, именовался просто: «гость».

Элитные хозяйства подобного типа предназначались исключительно для обслуживания московской властной верхушки, и туда не мог попасть случайный человек. Поэтому вопроса о предоставлении гостю некачественной услуги не могло быть и речи: руководство хозяйства могло очень дорого поплатиться за такую беспечность! Помнится, егерь Саша Свечной, ныне покойный, дважды менял мне подсадную утку, пока не попалась в его корзине настоящая «певунья», голосистая и страстная до селезня.

В военно-охотничьем обществе также все бывали «на стреме», когда обслуживался министр А. Гречко и его люди. Увольнение в 24 часа грозило многим руководителям, если услуга была некачественной и охота не удавалась.

Однако вернемся к нашему сегодняшнему дню. Элитные охотхозяйства в основном предоставлены теперь самим себе на бездотационное выживание. Однако при этом остается на своем месте предоставление услуг, и теперь уже не за страх, а за деньги, и деньги немалые! Поэтому следует напомнить руководителям охотничьих хозяйств, что ответственность за качество предоставления платных услуг теперь определяется законами Российской Федерации, в том числе законом «О защите прав потребителей».

Закон устанавливает характер юридических отношений между потребителями услуг и организациями (лицами), эти платные услуги предоставляющими.

Причем «бракоделы», предоставляющие некачественные услуги, могут быть наказаны решением суда, и весьма ощутимо!

Господа предприниматели и руководители охотхозяйств, давайте не будем ссориться и доводить дело до суда!

Есть очень простые и давно отработанные методы, как обеспечить работоспособность подсадной утки в течение десяти (!) дней в году. Известны и давно отработаны безукоризненные конструкции охотничьих скрадков и шалашей и другие бесхитростные приятности для приехавших охотников. Просто нужно уважать едущих к вам людей, одержимых охотничьей страстью, порой совсем не богатых, и помнить, что и законы писаны не для лежания на полках...

Давайте, господа, жить мирно, обеспечивать охотничьи нужды не за страх, как тогда при социализме, а по совести. Ну а забывать о законах, на всякий случай, также не следует!

Олег ЛОСЕВ,  почетный член ВОО  с охотничьим стажем 60 лет,  заслуженный мастер спорта СССР

Что еще почитать