Огарь не во всех регионах нашей страны разрешен к добыче, и очень часто охотники, не разобравшись в законодательстве конкретного региона, возмущаются добычей этой птицы. Также часто доводится слышать, что, дескать, мясо огаря невкусное. Тогда приходится разъяснять, что в Оренбургской области огарь к добыче разрешен и является объектом охоты, а в связи с тем, что он летает кормиться на зерновые поля, мясо этой птицы жирное и очень вкусное...
Охота, о которой пойдет речь, была знаменательна еще тем, что к нам в Оренбургскую область приехала целая семейная династия охотников Скибиных во главе с Сергеем Сергеевичем-старшим, двумя сыновьями Михаилом и Сергеем и Сергеем Сергеевичем-младшим, которому еще только предстоит стать охотником. Но, судя по азарту и ярким эмоциям, которыми он наполнял наш коллектив, охотником ему быть — сто процентов! А как он освоил работу духовым манком на огаря! Не каждый взрослый сможет так манить.
С ними приехал еще один участник — Николай. Гостей разместили на охотничьей базе и вечером вывезли посмотреть на скопившуюся птицу на плесах. А посмотреть было на что: огромное количество огаря и других уток заполнило собой всю водную гладь на многих доступных обзору местах. С середины озера доносился грубый, басовитый гогот гнездившихся здесь серых гусей. Полюбовавшись красивым закатом и множеством птицы, мы вернулись на базу и сразу легли спать, предвкушая хорошую охоту в день открытия.

Наступило долгожданное утро субботы. Проснулся я раньше будильника минут на двадцать — видимо, сказывалось волнение перед началом сезона. Завтракать решили в скрадке, поэтому взяли с собой термосы с чаем и контейнеры с бутербродами и за двадцать минут до рассвета были уже в скрадке. На удивление, утка очень плохо летала утром, а огарь так и вовсе вышел на поля кормиться в полной темноте. Ничего не оставалось, как попытаться добыть его при возвращении с полей.
Набрались терпения и стали ждать, внимательно, с надеждой осматривать окружающее пространство. Утро было изумительным по красоте. Легкая туманная дымка над водой, практически полный штиль и утренняя прохлада. Иногда проносились стайки мелких куличков, раскатисто ухала вдалеке выпь. Полная идиллия! Но мы-то приехали на охоту, и нам хотелось пострелять по дичи.
Примерно в начале девятого на горизонте появилась первая стайка огарей, идущих с полей. Поманили в три манка. Птицы сделали сумасшедшие по красоте кульбиты, резко снизились с приличной высоты, рассекая крыльями воздух. Свист стоял, как будто реактивный самолет проносился над головами. Сказал ребятам, чтобы не стреляли и пропустили, зайдут еще на круг.
Стайка развернулась и зашла от солнца. Пропустили их за спину. Как только огари начали проходить над нами, я крикнул «Огонь!» Выстрелы хлестко били вдогон уходящей стае, после чего упали три птицы. Радостные крики пронеслись над водной гладью. Поднять лежащих на воде огарей мы не успевали, так как на бреющем полете, прямо над водой зашла еще пара рыжих уток. Дал команду ребятам, сидящим рядом в скрадке, чтобы приготовились. Пора! Бьем! Обогнал стволом птицу, летящую слева, увидел небольшой просвет между целью и планкой ружья и тут же нажал на спуск.
Ощутимый толчок отдачи в плечо — и огарь оранжевым кирпичом упала на воду, а ребята уже справились со вторым. Быстро выбежали и подняли пять птиц. Еле успели забежать в скрадок, как зашла еще тройка. Распределили цели между собой; до огарей уже метров двадцать пять, крылья сложены серпом, черные лапки-шасси выпущены, еще секунда — и они упадут в расставленные перед скрадком чучела. Крикнул ребятам: «Бьем!», и тут же последовал дружный ружейный залп, от которого все птицы комом упали на воду, поднимая тучи брызг…

Время полетело словно выпущенная стрела, налеты следовали один за другим, но стрельба почему-то разладилась. Возможно, сказывалось сильное возбуждение от выплеска адреналина в кровь, или то, что сначала стрельба была идеальной, и нас это расслабило, но так или иначе, а на пятерых взрослых охотников и одного юного, подающего большие надежды манильщика, нам удалось добыть двадцать два огаря. Открытие состоялось, и вышло оно более чем удачным. Ребята были в эйфории (после невыразительного и безрезультатного рассвета они приуныли). Но когда птица полетела с кормежки обратно на водоем, смогли увидеть и оценить эту охоту по достоинству.
Так как норму мы практически выполнили (в Оренбургской области пять уток и пять гусей на одного охотника), решили на вечерку не идти, а заняться обработкой дичи, сварить охотничий шулюм из огаря и посетить местный краеведческий музей…
Мы учли то обстоятельство, что птица начала возвращаться после восьми утра, поэтому на следующий день спешить не стали, а прибыли на место в семь сорок. Пока ребята занимали место в скрадке, я изменил расстановку чучел с учетом ветра. До начала возврата огарей с кормовых полей селезень кряквы налетел на скрадок. Я всего лишь двумя кряками в духовой манок направил его к нашей присаде, а ребята не сплоховали и точными выстрелами добыли его. На этот раз мы поменяли скрадок. Считаю, что после хорошей охоты надо давать месту немного отдохнуть, иначе после серьезного фактора беспокойства птица уходит в труднодоступные места.
В начале девятого огарь снова пошел с полей на воду. Но отсутствие ветра сыграло с нами злую шутку, и результативно закрыть утро, как это получилось вчерашним днем, нам не удалось. Зато мы находились в первом ряду этого спектакля, и самые яркие моменты происходили у нас над головой.
Птица проходила береговую кромку камышей и стремительно пикировала с большой высоты, совершая при этом немыслимые виражи и кульбиты, напрочь игнорируя законы аэродинамики.
Когда часть птицы заполнила центр озера и оттуда начала подавать призывные звуки, вновь приходящая птица стала снижаться чуть пораньше и охотнее . Этим мы не преминули воспользоваться.

На нашу расстановку было три потрясающих по красоте налета, и я считаю, что мы удачно их реализовали. Пять упитанных огарей красовались в скрадке на охотничьем подвесе. Ребята ничуть не огорчились такому результату. Сказали, что настрелялись вчера, а сегодня стали свидетелями фантастического шоу в небесах, которое дополнило и без того яркую картину всей охоты в целом.
На вечерке мы также не остались «пустыми», и еще девять птиц стали нашими трофеями. А финальным аккордом был потрясающий выстрел Сергея Сергеевича-среднего: огарь, идя на посадку, просвистел в сгустившихся сумерках прямо в метре над нашими головами и пролетел нам за спину. Сергей произвел выстрел навскидку уже в темноту, и вслед за этим мы услышали шлепок о воду. Когда же подняли чисто битого огаря, то все поздравили Сергея с удачным выстрелом и коллективно признали этот выстрел самым невероятным за весь период охоты.

На этом вечерняя зорька была успешно завершена, ребята открыли для себя новый охотничий вид и получили массу ярких и положительных эмоций. Так что не бойтесь расширять свои охотничьи горизонты, путешествуйте, открывайте для себя новые виды охот и животных!
До скорой встречи в угодьях!













Комментарии (0)