При помощи слова общаются нации и целые континенты. Славные традиции наших предков и Божье слово объединили нас в единое государство под названием Россия, честь проживания в котором мы имеем.

Вглядываясь в глубину прожитых веков, мы видим, как слово возвысило славную потеху на Руси – охоту. Вряд ли кого оставят равнодушными слова из книги А.С. Вышеславцева «Четыре дня в деревне псового охотника». Герой его повествования понятно и кратко говорит последние слова напутствия перед травлей волков: В острове не горячись, разбирай толком. На логово насел, души. Держись под гончими. Гонцов слушай. Услыхал «сбивать» – лети стрелой. Зря не гоняй, по зайцу – береги лошадь, по зверю – не щади души. До острова свору не бросать, – отдавал приказ хозяин. Дорогой ступай за мной. Под островом не спать... Слушай доезжачего рог. По матерому подавай скорее «на драку», ближняя свора помогай, принимай зверя скорее, возиться нечего. Сострунил или отколол, брось его тут. Скорее свору – и на лаз».

Самобытна музыка этих слов, являет перед охотником широкий простор полей и степей нашего необъятного Отечества, он воочию видит, как жарко варит стая гончих по зрячему материку. Как за низкорослыми кустами борзятник пригибает голову к самой луке седла и дрожащей от страсти рукой отдает свору...

Мы, ныне живущие охотники, чтим и стараемся следовать традициям и слову охотников старшего поколения. В этом нам помогают охотничьи издания. И по логике вещей с нами и охотой все должно быть путем, так как со своих страниц они несут нам слово – сеют разумное, доброе и вечное. Вот держу в руках первый номер журнала «Охота и рыбалка – XXI век» (2003 г.). На первой странице читаю проникновенные слова главного редактора П.Н. Гусева. Обращаясь к охотникам, рыболовам и любителям дикой природы он говорит: «Сегодня мы живем уже в XXI веке. Новое время ставит новые задачи перед обществом в разных сферах деятельности. Охотничьи издания далеко не исключение.

Именно они должны пропагандировать ведение правильной охоты, тесно связанной с этическими нормами, необходимостью сохранения окружающего мира и определения места человека в нем». Надо отметить, что редакция охотничьих изданий стремится соответствовать своему предназначению.

Но иногда приходится сожалеть, что мы, пишущие, не всегда откликаемся на призывы пропагандировать правильную охоту, следовать вековым охотничьим традициям, обогащать их, соблюдать этические нормы и правила охоты. Мы никак не можем усвоить, какое это счастье для пишущего человека быть опубликованным на страницах «РОГ» или журнала «Охота и рыбалка – XXI век» и, самое главное, редакция не режет наши опусы. Хотя редакционный коллектив довольно часто рекомендует нам быть терпеливыми, соблюдать нравственные нормы и приличия, принятые в обществе.

Правда, мы живем сегодня в таком обществе, где все эти нормы многими нашими согражданами считаются уделом людей посредственных и не умеющих жить. Это про наше время апостол Павел говорит: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны...»

Жизнь на опыте многих поколений доказала, что слово учит, лечит и, к сожалению, калечит. Калечит души и разрушает целые государства. Подтверждением этому явился и документальный фильм архимандрита Тихона «Гибель империи. Византийский урок», показанный на канале РТР. Отношение к фильму в нашем обществе неоднозначное. Одни видят в нем прямые параллели между погибшей Византией и Россией, другие находят лишь некоторые исторические схожести. А ведь в начале краха Византийской империи было слово. Нечто подобное пережила и Россия в 90-х годах, когда от неосторожно брошенного слова «Берите, сколько хотите...» мы чуть не потеряли Отечество. Ну уж очень я далеко забрел вглубь истории. Оставим в стороне проблемы мировые и вернемся на страницы нашей любимой «Российской Охотничьей Газеты». Она, родимая, пока все терпит.

Я, как и многие читатели, с волнением беру очередной номер «РОГ» в предвкушении встречи с собратьями по увлечению, порадоваться чьей-то удаче и посочувствовать, если она отвернулась. С удовольствием читаю статьи А. Азарова, В. Бодункова, В. Жибаровского, Ю. Тундыкова, С. Лосева, А. Угарова, А. Яркового и других уважаемых авторов.

В статье «Как слово наше отзовется...» («РОГ» № 44, 2003 г.) я делился впечатлениями о рассказе С. Пузько «Вот тебе менеджер!» («РОГ» № 10, 2003 г.). Автор поведал, как на облавную охоту на лося была приглашена красавица-менеджер, от благосклонности которой зависела судьба подписания очень важного контракта. И что мы вычитали? Это была не охота, а цепь сплошных нарушений: стрельба из карабина по пустым бутылкам, передача карабина менеджеру, автор сошел с номера после выстрела менеджера и вместе с нею направился к поверженному лосю. Живописания бани и «...ее номера со скрипучей кроватью» – атрибут «современной» охоты опущу.

На мой взгляд, к подобным «шедеврам» не в бровь, а в глаз подходят рекомендации Олега Егорова, охотника, историка русской охоты в статье «Немного о литературной критике» («Охотничьи просторы» кн. № 1, 2003 г.): «Между байкой, рассказанной за чаркой водки у охотничьего костра, вызвавшей искреннее восхищение своей художественностью и правдивостью у приятелей-охотников, может столь же искренне высказавшихся за то, что эта байка достойна быть опубликованной и не где-нибудь, а в самой «РОГ» (по принципу: «А чем мы, собственно, хуже других»), и ею же, но уже опубликованной, – дистанция огромного размера.

Или проблема, поднятая С. Лосевым с нормой отстрела. В этом вопросе я полностью разделяю позицию Александра Яркового: «Ясно, как день, что в современных реалиях человек должен себя ограничивать, и любые нормы и правила – признак цивилизованного общества». Охотник, выйдя в угодья, остается один на один с братьями нашими меньшими. И сколько взять зверя или птицы ему должна подсказывать совесть. Опять слова – норма и совесть. И никакие ссылки на то, что у нас не работают законы, нормы добычи определяются с потолка, а власть цинична, не могут служить оправданием перебора нормы и жадности. Вспомните Византийскую империю. Начало ее разрушения положило слово.

Основная масса авторов, пишущих в «РОГ», прекрасно знает, сколько писем приходит в редакцию со словами благодарности от школьников и студентов, людей, мечтающих стать охотниками. Они признательны некоторым авторам за высказанные советы и пожелания. И что они вынесут для себя, прочитав статьи, названные выше?

Я не литературный критик. Разбирать художественные достоинства произведений товарищей по перу мне просто не по силам. Я пишу лишь о том, что не приемлет моя охотничья душа и чему не место в нашей газете. Если я кому-то доставил неприятности, то искренне приношу извинения. Мне очень хочется, чтобы мы всегда помнили «как слово наше отзовется». Все, о чем мы пишем в свою любимую «Российскую Охотничью Газету» должно нести смысловую, информационную, этическую и воспитательную нагрузку, а также способствовать повышению ее авторитета. 

В связи с этим не могу не назвать имена таких уважаемых мастеров художественного слова, как С. Кучеренко, М. Калинин и В. Чернышев. У них никогда не встретишь рассказов и статей, в которых как о чем-то несерьезном говорилось бы о различных нарушениях правил охоты, охотничьей этики, небрежном обращении с оружием, мучительных и неразрешимых проблемах с нормами добычи. Задумайтесь, уважаемые читатели, а почему?

Что еще почитать