Уважай права окружающих!

Ответ на материал Валентина Бодункова «Охота – это принуждение», «Российская охотничья газета» № 15, ответ на статью Виктора Гурова «Как понять непонятное», «РОГ» № 1, 2005

Уважаемый Валентин! С большим удовольствием, даже восторгом, читал вашу блистательную отповедь сатрапам, норовящим содрать шкуру вместе с мясом с нашего брата, рядового охотника! Вы действительно острослов! Волею обстоятельств пребывая в статусе простого охотника, я поймал себя на чувствах, достойных героини известного старого анекдота, горячо восклицавшей: «Так его, так! Лупи его: у нас же живет – и нас же... !» Читая Ваши рассуждения, я с удовлетворением ощущал, что, похоже, постылым поборам скоро придет конец, охотобщество скоро «крякнет», и я буду охотиться бесплатно.

На фоне сочувственного благодушия я не сразу стал обращать внимание на логические перебои, но по ходу статьи все сильнее ощущал недостойность, постыдность своей радости-злорадства. Мой личный, мелочный, «халявный» интерес будет основываться на крахе охотничьего хозяйства?! Ну и плевать бы мне на это хозяйство и на его хозяев!

На такой ноте я и отложил бы газету, не будь я биологом и экономистом по натуре и по образованию.

Но давайте снимем розовые очки эмоций!

В таком случае мы увидим во второй половине статьи массу заявлений, которые бесспорными не являются (2). Не могу удержаться от своих комментариев (1) по поводу некоторых.

Исхожу из стремления к рациональной организации дела: как с позиций защиты природы, так и с позиций экономического здравого смысла.

• «Охотхозяйство является частной коммерческой организацией и не имеет никаких полномочий предоставлять право на охоту другим лицам» – в данном утверждении грубыми ошибками (даже с чисто формальной, правовой, точки зрения) являются выражения «частной коммерческой», «никаких полномочий».

• Итак. Охотхозяйство может быть как частным, так и общественным, и муниципальным, и государственным.

Охотхозяйство может быть как коммерческой организацией, так и некоммерческой (например, «Росохотрыболовсоюз»). Суть некоммерческой организации в том, что прибыль, получаемая в результате любой деятельности, должна направляться целиком на достижение особых, социально значимых, уставных целей организации.

Охотхозяйство является юридическим лицом, владеющим правом пользования животным миром в охотничьих целях. Правда, полномочия хозяйства ограничиваются пределами конкретной территории и квотами режима пользования (определяемого собственником животного мира – государством – в лице специализированного госоргана), однако «предоставление права на охоту другим лицам» является основным (если не единственным) способом реализовать свое право.

• «Доход и общественная организация это нонсенс – полная бессмыслица».

• Получение доходов от своей деятельности – единственный способ существования любой организации: и коммерческой, и некоммерческой. Организация и бездоходность – это нонсенс, экономическая бессмыслица.

• «Надеюсь, Вы помните, законом установлено: охота – вид пользования животным миром!»

• Охота – один из видов пользования животным миром, пожалуй, самый первый, архаичный, естественный. Каким законом это установлено? Очевидно, законом природы, законом бытия, законом естественной логики вещей.

• «Не парткомы, профкомы или общества должны защищать права граждан, а Его Величество Закон!»

• Вновь появляющиеся парткомы, профкомы общества защиты прав потребителя, охотничьи и прочие общества должны, естественно, защищать права граждан (хотя бы – своих членов). Его Величество Закон должен защищать права парткомов, профкомов, обществ, граждан и Ее Величества Природы!

• «Общеизвестный факт: понятия «охотничий билет» и «путевка» в ФЗ

«О животном мире» отсутствуют, следовательно содержание постановления в этой части противоречит федеральному закону».

Логика рассуждения, мягко говоря, хромает. А главное – понятиям такого мелкого, производственно-хозяйственного, сугубо конкретного уровня – не место в федеральном законе, определяющем принципы обращения с природой.

• «Охотничий билет» – это удостоверение личности, документ, подтверждающий некий социальный статус, принадлежность лица к организации (государственному, муниципальному, частному предприятию, охотобществу либо другой некоммерческой организации); в вопросах, касающихся юридического допуска лица к оружию, охотбилет, подтверждая стаж занятия охотой, принимается как квалификационное свидетельство.

«Путевка» – одна из форм допуска охотника к охоте (осуществлению своего потребительского права). Она отражает взаимоотношения пользователя (продавца услуги) и потребителя услуги.

• «Например, когда вы сдаете вещи в химчистку или обувь в ремонт, вам выдают квитанцию (бланк строгой отчетности) и кассовый чек. Именно эти функции выполняет путевка».

• Квитанция и кассовый чек – средства бухгалтерской отчетности, обозначающие оборот денег в хозяйственной системе, отражающие доходы организации от предоставления услуг. Они предназначены в основном для аудиторского контроля финансовой сферы, для экономического анализа хозяйствования. А для получения услуги «на руки» вы предъявляете контролирующему лицу обычно копию квитанции, приходного ордера либо специально оформленное свидетельство об оплате услуги (билет в кино, на самолет, на трамвай, путевку в дом отдыха, путевку в охотничье хозяйство) – как доказательство оплаты предоставляемых вам услуг.

• «Юридическое лицо, каковым является охотхозяйство, получило долговременную лицензию на пользование животным миром и имеет право пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование. Соответственно, физические лица, входящие в состав юридического лица, получают право пользования на основании долгосрочной лицензии».

• Простейшими действиями из арифметики: «отнять и разделить» – отношения физических лиц с юридическим

отнюдь не решаются. Если охотобщество получило лицензию на пользование животным миром – это не означает, что животный мир отдан огромной массе членов охотобщества по принципу «на драку

собакам»!

• «Охотиться значит пользоваться».

• Однако «пользоваться» – не значит «охотиться»!

«Охотпользование» – это юридический термин, отнюдь не равнозначный слову «охота».

«Охота» – это, грубо говоря (без лирики), деятельность по извлечению личного дохода (промысловая охота) либо увлекательный способ препровождения свободного времени (спортивная охота). С экономической точки зрения охота есть потребление природного ресурса, с биологической – деформирующее воздействие на объект животного мира – популяцию, а с потребительской точки зрения – потребление материальных и нематериальных благ.

«Охотпользование» – ведение охотничьего хозяйства, т.е. организация предпринимательской деятельности по извлечению прибыли от эксплуатации объектов животного мира. При этом пользователь ограничен в своей деятельности собственником животного мира – государством. Государство, в лице облохотуправления и районного охотоведа, защищает права объектов животного мира, не допуская их непоправимой деформации. Правильное охотпользование предполагает активное регулирующее воздействие на объекты животного мира: пользователь заинтересован в создании и поддержании биологически оправданной и хозяйственно выгодной численности животных на отведенной территории.

«Охотиться» – осуществлять приобретенное физическим лицом право охоты в пределах определенной территории, определенного периода времени и с определенными ограничениями. При выходе за оговоренные (в путевке либо другом разрешительном документе) пределы право охоты автоматически теряется, охота возбраняется и называется в таком случае браконьерством.

• «Соответственно, по своему определению охота услугой не является».

• Предоставление права на охоту есть оказание услуги владельцем этого права, охотпользователем, потребителю этого права – охотнику.

• «Как «разрешение на охоту» путевка канула в Лету!»

• «Путевка» как устаревший термин, возможно, канет в Лету, но «разрешение на охоту» (в любой форме) есть необходимое звено для обозначения возмездных (небескорыстных) отношений между поставщиком услуги (охотпользователем) и потребителем (охотником). Право потребления неотъемлемо от обязанности платы – это универсальный экономический закон, который «не работает» разве что в мышеловке... Уклонение от платы за полученную услугу осуждается как минимум на этическом уровне – присвоением нелестных эпитетов: «халявщик», «заяц», «браконьер».

Долгосрочная лицензия определяет условия пользования животным миром, предоставленным в пользование, и не имеет НИКАКОГО отношения к коммерческой деятельности охотхозяйства.

Охотхозяйство – специализированное предприятие, к коммерческой деятельности которого долгосрочная лицензия имеет, безусловно, самое прямое отношение. Более того, именно на этом активе строится вся коммерческая и прочая деятельность.

• «Объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы, являются государственной собственностью, поэтому пользователь не вправе ими распоряжаться».

• Пользователь вправе распоряжаться государственной собственностью в пределах права пользования объектами животного мира, ограниченного условиями договора с собственником и требованиями федерального закона о животном мире.

• «Заниматься охотхозяйственной деятельностью, в том числе вывешивать аншлаги за свой счет, это обязанность владельца долгосрочной лицензии, по результатам которой он получает право пользования. Расстрелянные охотниками аншлаги – это самая справедливая оценка подобной («охотхозяйственной» – разрядка и выделение мои, Р.Б.) деятельности».

Заниматься охотхозяйственной деятельностью – это оплаченное право охотпользователя, право на предпринимательскую деятельность, по результатам которой он получает прибыль. А получает право пользования он гораздо раньше – до того как заняться охотхозяйственной деятельностью;

Аншлаги – малюсенькая песчинка в массиве охотхозяйственной деятельности, элементарный, первоочередной шаг в охотпользовании. Пользователь не только обязан (из соображений соблюдения прав потребителя), но и заинтересован оповещать посетителей о том, кто «в этом доме» охотпользователь (из соображений собственной выгоды). Многие современные охотхозяйства практически не занимаются никакой охотхозяйственной деятельностью, ограничив ее минимальным «признаком жизни». Если вывешивание аншлагов – единственное, на что способны организаторы «охотничьего хозяйства», то нельзя не понять эмоций охотников по этому поводу.