Ставшие уже традиционными выставки клинковых изделий, организуемые «Покровским центром», давно вошли в календарь мероприятий, которые многие охотники, рыболовы и любители отдыха на дикой природе считают обязательными для посещения. Действительно, где еще во всем многообразии можно увидеть весь (или практически весь) ассортимент клинковых изделий, выпускаемых в стране. Встречи с высоким искусством изготовления клинка с нетерпением ждут не только посетители выставки, но и производители, желающие получить оценку вложенного труда.


На выставке любой посетитель найдет именно тот клинок, который ему нужен. Есть разнообразные складные ножи, есть недорогие клинки, вполне пригодные для применения на охоте (дело в том, что сами производители сертифицируют эти клинки как хозяйственно-бытовые), есть клинки из дамаска и булата, есть русские мачете, которые фактически не имеют ничего общего с тем, что принято понимать под этим названием в мире, топоры, разделочные ножи, комплекты ножей для кухни.

Но так ли уж благополучно обстоит дело в области производства клинков? Именно с этим вопросом я обратился к директору «Покровского центра» Валерию Егорову.

«РОГ»: Валерий Александрович, с чего начинается производство клинковых изделий? С обращения в Управление по лицензионно-разрешительной работе?

В.Е.: Прежде всего необходимо получить лицензию в Российском агентстве по обычным вооружениям, а на УЛРР возложены функции контроля и проверки.

«РОГ»: Я спросил об этом потому, что авторские клинковые изделия пользуются возрастающей популярностью. Растет и число мастеров-оружейников. Но многие не знают куда им следует обращаться.

В.Е.: С юридической точки зрения, до тех пор пока мастер-оружейник не принес свое изделие в Министерство культуры и там ему по установленной законом процедуре не дали заключения о том, что представленное клинковое изделие имеет культурную ценность, он является нарушителем закона. Судите сами. Он должен изготовить клинок, должен нести его по улице. И пока он не представил свое изделие в Министерство культуры, он подпадает под действие существующего законодательства о фактически незаконном производстве оружия. Многие из тех, кто занимается производством авторского оружия, получают лицензию на его производство. Это, безусловно, связано с определенными затратами, но данные затраты себя в конечном итоге оправдывают.

В качестве примера могу назвать «Русские палаты». Они получили все необходимые лицензии и разрешения и спокойно работают. Со стороны контролирующих органов к ним нет никаких претензий.

В то же время есть объединение «свободных художников», которые из года в год твердят, что они художники, а не ремесленники, что их работа имеет большую художественную ценность, поэтому к клинкам их производства следует относиться как к произведениям искусства, а не как к оружию. Представьте себе, что мастера-оружейника, направлявшегося в Министерство культуры, задержали на улице с подобным изделием. Изделие изъяли и направили на экспертизу в Экспертно-криминалистический центр. А там оценивают сам клинок и не обращают внимания на его художественную ценность. И если такое клинковое изделие будет признано оружием, то последствия могут быть самыми печальными.

У меня есть информация о возможной либерализации оборота клинковых изделий, имеющих значительную культурную и художественную ценность. Тем не менее я считаю, что еще в течение длительного времени этот вопрос будет находиться под бдительным контролем МВД.

«РОГ»: В выставке постоянно принимают участие хорошо знакомые российскому потребителю компании. Их продукция, вначале воспринимавшаяся как откровение, за прошедшее со времени первых выставок время практически не изменилась. Расширение ассортимента происходит за счет внедрения в производство новых моделей, мало чем отличающихся от уже знакомых образцов. Есть ли надежда увидеть на предстоящей выставке клинковые изделия из нетрадиционных для российского производителя материалов, таких как керамика, порошковая металлургия?

В.Е.: Еще несколько лет назад тема производства оружия была фактически под запретом. Должно пройти несколько лет, когда количественные изменения перейдут в качественные. Производители сами должны почувствовать снижение спроса на их продукцию, что обязательно заставит их перейти на выпуск новых моделей, на использование новых материалов. Согласен, что сейчас расширение модельного ряда идет за счет декоративных изменений существующих моделей. Так, наносят антибликовое покрытие на клинок, сатинируют поверхность.

Определенное движение в сторону внедрения новых технологий есть, но пока это движение, что называется, малозатратное.

«РОГ»: Некоторые зарубежные производители изготавливают трехслойные клинки. У нас почему-то ни один производитель пока не рискнул начать производство подобных изделий.

В.Е.: Могу дать исчерпывающий ответ на ваш вопрос. Ни одно сталелитейное предприятие еще не работает на производство клинков. В кустарных условиях такой клинок не изготовить. Подобная трехслойная заготовка должна быть с хорошо выдержанными размерами, чтобы толщины были гарантированными. Кроме того, на самом производстве должно быть установлено высокотехнологичное оборудование, чтобы симметрично и равномерно обрабатывать стороны клинка. Возможно, лишь одна-две российские компании способны выпускать подобные изделия.

С другой стороны, российские предприятия обладают необходимыми технологиями производства трехслойной стали, но спрос на эту сталь пока весьма и весьма ограниченный. Процентов на 80% в технологическом плане производство клинковых изделий в России находится на очень низком уровне. Велика доля ручного труда. Будете на выставке, присмотритесь к выставленным клинкам. Специально не называю компаний, выпускающих такую продукцию, но вы не найдет ни одного идентичного клинка одной и той же модели. Все клинки будут иметь различную геометрию. (На весенней выставке я обратился к одному из производителей русских «мачете» с вопросом об угле заточки зуба пилы на обухе клинка. Знаете, что он мне ответил? «А черт его знает! Ты думаешь, у меня станки с ЧПУ стоят? У меня мужик с напильником - вот все мое оборудование. Как заточит, так и будет!» - А.У.)

«РОГ»: Но ведь изделия кустарного производства высоко ценятся на Западе, гораздо выше, чем серийные и промышленные образцы. И может быть, такое производство - когда нет двух одинаковых ножей - также имеет определенные преимущества.

В.Е.: Что касается ножей «Hand made», то я с вами согласен. Но если на круге шлифуется трехслойная сталь, то симметричности не может быть по определению.

«РОГ»: Валерий Александрович, разрешите задать вам несколько вопросов, непосредственно касающихся проведения выставки. Учли ли вы опыт проведения выставки «Образование и карьера» параллельно с «Традициями и искусством клинка»?

В.Е.: Вам может показаться странным, но мы получили положительный результат. Хотя должен признать, что отрицательный опыт мы тоже получили. И та, и другая выставки пользуются колоссальной популярностью. Поэтому совпадение времени их проведения привело к тому, что несколько десятков тысяч человек не смогли попасть в выставочные залы Центрального дома художника. Очередь из желающих попасть на выставку стояла почти до Крымского моста. Такой очереди я давно не видел. Но не могу сказать, что я этим доволен и горжусь. Нами предприняты меры, чтобы не допустить повторения подобной ситуации в будущем. Со своей стороны мы сделали что могли, но не в наших силах изменить пропускную способность зала. Пропускная способность залов, где проходит экспозиция, достаточно велика, но любителей клинковых изделий, приходящих на выставку, еще больше.

Однако не следует полагать, что если бы выставка «Традиции и искусство клинка» проводилась отдельно, то такой проблемы не было бы. Эта выставка пользуется огромнейшей популярностью, при том что прошло только семь таких выставок.

Учтите еще и такой момент: в последнее время значительно возрос интерес к оружию. Подтверждением этого служат выставки на оружейную тематику, проводимые как в Москве, так и в регионах. Ваши читатели об этом прекрасно осведомлены. Прежде тема оружия была фактически закрыта, информация об оружии, даже охотничьем, была скудной. В настоящее время в России о различном оружии пишут свыше пятидесяти журналов и газет.

«РОГ»: Насколько оправдано проведение выставок различной тематики и ориентированных на различные возрастные категории? Многие из тех, с кем мне доводилось беседовать, говорили, что присутствие большого количества подростков, пришедших на выставку «Образование и карьера» и определяющихся в выборе жизненного пути, нарушает клубную (в самом хорошем смысле этого слова) атмосферу общения, сложившуюся с самой первой выставки этой тематики. Претензии высказывались не по факту одновременного проведения двух выставок. В конечном итоге решение о проведении выставок принимает организатор. Жалобы в основном звучали по поводу толп юнцов, с топотом и гиканьем проносящихся по выставочному залу и буквально сносящих все на своем пути.

В.Е.: В том числе и изделия, которые у нас на выставке можно купить. Вы оцениваете ситуацию с точки зрения посетителя, а участники выставки говорят, что таких высоких продаж на осенних выставках у них не бывает.

Что касается клубной атмосферы, то она у нас сохраняется. Это, в частности, выражается в том, что в рамках выставки у нас проводится большое количество мероприятий, интересных и понятных только любителям клинковых изделий. В то же время мы проводим различные конкурсы, например конкурс на лучший поварской нож по различным номинациям, которые будут интересны самому широкому кругу посетителей. Даже тем, кто случайно зашел на эту выставку. И кто знает, может быть, именно присутствие на таком конкурсе вызовет у человека, случайно вошедшего в выставочный зал, интерес к клинковым изделиям.

Специально для тех, кто интересуется клинковыми изделиями, на прошедшей весной выставке мы провели семинар по такой теме, как булат. К его организации были привлечены специалисты из Исторического музея, Оружейной палаты, ассоциации историков-оружиеведов «Арсеналъ».

В рамках выставки под эгидой Исторического музея и Министерства культуры нами был проведен конкурс художественных клинковых изделий. Непосвященному человеку трудно понять, почему из пяти-шести златоустовских ножей, представленных на конкурс, отбирается только один.

Посетители нашей выставки имеют уникальную возможность не просто приобрести понравившийся им клинок, выбрав его из пяти – десяти аналогичных моделей. Проводимые конкурсы позволяют избежать ошибки при покупке. Эксперты оценивают представленные на конкурс новые изделия и хорошо зарекомендовавшие себя старые. Тем самым каждый посетитель получает рекомендацию экспертов и может приобрести клинок либо на основе выводов и заключений экспертов, либо на основе личных предпочтений.

Мы впервые провели конкурс по такой номинации, как «деловой нож». Идея этого конкурса была нам подсказана нашим большим другом актером Андреем Ростоцким, которого, к нашему глубокому сожалению, с нами больше нет. Андрей был членом оргкомитета пяти выставок. Многие участники наших выставок были знакомы с ним лично. И я надеюсь, что память о нем еще долго сохранится в сердцах тех, кто был с ним знаком.

Это далеко не полный перечень тех мероприятий, которые проводятся во время работы выставки. Как видите, возможность для общения на выставке сохраняется.

Полагаю, что следующая информация будет небезынтересна читателям «РОГ». Главное Управление общественного порядка МВД выдало нам разрешение на продажу оружия. Раньше у нас было разрешение только на экспонирование. Теперь участники выставки смогут продавать клинковые изделия, не опасаясь каких-либо санкций.

«РОГ»: Нет ли опасности того, что все экземпляры выбранной модели клинка будут распроданы к тому времени, когда экспертная комиссия огласит свое решение?

В.Е.: Основной поток посетителей приходится на субботу и воскресенье. Конечно, к концу работы выставки многие изделия полностью распроданы. Причем это касается не только недорогих клинков. Аналогичным образом обстоит дело и с дорогими клинками. Мне приходилось не раз наблюдать, как после первого дня работы выставки снимаются ценники с очень многих изделий. Это клинки златоустовской работы и продукция «Русских палат». Сами изделия с экспозиции не снимаются до последнего дня, чтобы не оголять витрину.

«РОГ»: В каком направлении будет развиваться выставка «Традиции и искусство клинка» в ближайшей перспективе?

В.Е.: Нам хотелось бы видеть в экспозиции больше иностранных участников. Нам хотелось бы, чтобы экспозиция клинковых изделий была дополнена экзотическими изделиями из интересных, с точки зрения традиций клинкового производства, стран. У нас с такими изделиями знаком лишь узкий круг специалистов. А сейчас мы с нетерпением ждем встречи с участниками выставки, чтобы узнать, что нового они привезли на строгий суд публики.


Что еще почитать