В выходные, пришедшиеся на формальную границу первого и второго полугодий, на Волге под Нижним Новгородом произошло событие, которое может оказаться поворотным в истории отечественного рыболовного спорта. А именно - состоялась первая за очень-очень долгий период матчевая встреча по ловле рыбы спиннингом. Отчет о ней логично будет разделить на две части: в первой я расскажу о том, что происходило на акватории Чебоксарского водохранилища в районе села Бармино, а во второй изложу свое видение дальнейшей перспективы матчевых встреч в рыболовном спорте.

     Итак, историю матчевых встреч третьего тысячелетия имели честь открыть добровольно покинувший Московскую спиннинговую лигу рыболовно-спортивный клуб «Спартак-Столица» и созданный менее года назад Нижегородский клуб спиннингистов «Главрыба». Примечательно, что последний раз обе эти команды участвовали в соревнованиях осенью прошлого года на «Саратовской блесне», причем тогда они оказались на полярно-противоположных концах итоговой таблицы.

     На этот раз правила соревнований радикально отличались от общепринятых, а именно: команд было всего две (как в футболе, хоккее, баскетболе и других командных видах спорта - к этому сравнению мы еще вернемся). Опять же, как во всех командных видах спорта, не было личного зачета, кроме того, разрешались замены игроков (правда, только в перерыве между «таймами»). Ловля велась с моторных лодок, причем в каждой находилось по одному спортсмену от каждой команды. На весы каждый спортсмен имел право положить не более шести рыб независимо от размера и вида (естественно, был определен перечень из 11 видов хищных рыб, принимаемых к зачету). Во всем остальном (состав команды - 3 человека, зачет ведется по сумме мест, разрешается ловить на любые искусственные приманки, запрещается использовать «тандемы» и т. д. - кому интересно, могут ознакомиться с любым «Положением о соревнованиях») - все было примерно как всегда.

     Сразу скажу, что «правило шести хвостов» себя полностью оправдало - за два дня весы зафиксировали 46 кг 380 г «зачетной» рыбы - всего на килограмм меньше, чем неделей ранее за такое же игровое время смогли выловить 10 команд на первенстве ассоциации «Росохотрыболовсоюз». Кстати, сравнивая количество команд и их общие уловы, впору подумать о том, что чиновники РОРС в очередной раз допустили серьезный просчет с выбором акватории для проведения «соревнований всероссийского масштаба». Впрочем, им даже можно посочувствовать - не так много баз в радиусе 150 верст от Центрального правления ассоциации, на которых найдется по несколько десятков лодок и коек, да еще рыба в летнюю жару клюет. Вот с матчевыми встречами - тут все проще... (но об этом - во второй части). А пока вернемся на берега Волги.

     Итак, акватория в месте проведения соревнований представляет собой нечто среднее между рекой и водохранилищем. Подъем уровня воды по сравнению с естественным составляет всего несколько метров, характер береговой линии после сооружения плотины на данном участке изменился незначительно, присутствует очень заметное течение. Глубины на фарватере - порядка 15 метров. На поливах много коряг, есть даже целые участки леса, затопленного на корню. В районе села Бармино Волга разделяется на два рукава большим островом, внутри острова много заливов и проток. Словом, условия ловли очень разнообразные - спортсмены говорят, что именно это и нужно для соревнований.

     Как выяснилось, активнее всего в данное время года клевал судак, причем по большей части некрупный - до килограмма, однако эпизодически «влетали» и вполне достойные экземпляры. Стаи клыкастого чаще всего обнаруживали себя под свалами, на глубинах 6-8 и более метров в местах с довольно сильным течением. При большом количестве поклевок коэффициент их реализации был довольно низким. Временами судак брал практически с каждого заброса, но подсечь при этом удавалось одного из десяти. Клев в течение дня был неравномерным - кроме традиционных пиков судачьей активности на зорях, были и ярко выраженные дневные выходы, временами же поклевки на длительные промежутки времени (до нескольких часов) прекращались совсем.

     Щука, отжировавшая в первой половине июня, клевала плохо, ее выходы были короткими и мало предсказуемыми по времени. Мало активен был и жерех. Все это и предопределило тактику на соревнования: и нижегородцы, которые, в соответствии с правилами, определяли места ловли в первый день соревнований, и москвичи, получившие это право во втором туре, сделали ставку на ловлю судака глубинным джигом. Тем более что в процессе такой ловли помимо судака эпизодически попадались щука, окунь, берш и даже язь. Зная, что многие поклонники джиг-спиннинга большое внимание уделяют типу приманки, спешу сообщить, что преимуществ какого-либо материала, цвета, формы и даже размера выявлено не было, и традиционный по итогам любых соревнований вопрос о соотношении рыбы, выловленной на силикон и на поролон, в очередной раз будет неуместным. Каждый ловил на то, на что ему больше нравилось, прекрасно понимая при этом, что и на другой тип джиговых приманок будет клевать не хуже. Что касается техники проводки, понимания рельефа дна и прочих составляющих понятия «мастерство» - то с этим абсолютно у всех участников встречи, смею заверить, все в порядке. Если еще учесть и то обстоятельство, что фактор знания водоема нивелировался тем, что в каждой лодке находилось по одному спортсмену от каждой команды, станет понятно, что на исход борьбы могли повлиять мельчайшие нюансы. В целом можно сказать, что играли две равные команды. Почему нижегородцам удалось одержать победу с солидным преимуществом (по сумме мест - 25:15) - не сможет ответить, наверное, никто. Объяснить все одним лишь везением было бы слишком просто. Москвичи имеют гораздо больший опыт участия во всяких соревнованиях, в целом более разносторонни. Зато нижегородцы имеют больший опыт ловли на данной акватории, всегда настроены на поимку крупной рыбы. Что стало решающим фактором - ответить сложно. Возможно, именно изначальный настрой на крупную рыбу. Вот характерный эпизод: Евгений Баранов в первом туре отправлял за борт всю пойманную рыбу, поскольку она не устраивала его по размеру. Получилось так, что за полтора часа до финиша он был с нулем, однако даже в этот критический по спортивным меркам срок его уверенности в себе можно было позавидовать. За оставшееся время Евгению удалось поймать три хвостика (в том числе самую крупную рыбу соревнований) и занять второе место в туре. Другая ситуация: в том же первом туре Константин Шорин поймал в общей сложности около 70 хвостов. Если бы действовало традиционное правило «убить всех», он, безусловно, с большим отрывом стал бы первым. Здесь же получилось так, что шесть самых крупных хвостов, отобранных для взвешивания, уступили трофеям конкурентов...

     Самые крупные экземпляры на этих соревнованиях не вызвали восхищения у местных жителей, привыкших к «крокодилам», однако для спорта размеры рекордных рыб выглядят достаточно убедительно: щука - 2 кг 870 г (Баранов), судак - 2.675 (Слепов), язь - 1.105 (Кузьмин), берш - 1.010 (Шорин), окунь - 0.625 (Кузьмин). Интересно, что по сумме двух дней максимальный улов совпал у двух спортсменов грамм в грамм: Сергей Слепов и Константин Кузьмин положили на весы в общей сложности по 9 кг 440 г рыбы каждый - на подобных соревнованиях это можно считать неожиданностью. Стоит отметить, что самые крупные экземпляры поймали запасные игроки - похоже, крупная рыба не желает попадать на судейские весы даже в Бармино...

     ...Изначально я хотел объединить первую и вторую части в одну статью и назвать ее «Барминский междусобойчик или будущее рыболовного спорта?» Очень надеюсь, что результаты «междусобойчика» никого не разочаровали, и событие, о котором шла речь выше, показалось интересным не только мне. В следующем номере РОГ я позволю себе немного порассуждать о будущем рыболовного спорта в привязке к данным соревнованиям и к практике проведения матчевых встреч в целом.

    

Что еще почитать