Не ошибусь, если скажу, что абсолютное большинство наших читателей-охотников составляют приверженцы ружейной охоты. Я и сам отношусь к их числу.
     Ружейную охоту раньше называли «холопской», как бы намекая (в соответствии с представлениями и менталитетом XVII века) на ее демократичность.
     Псовые охоты назывались «боярскими». Комплектная псовая охота с участием гончих и борзых, а также большого количества верховых охотников – это был особый ритуал, обставленный со всем возможным блеском. Стаи паратых и вязких гончих, приезженные и притравленные борзые были предметом гордости их владельцев и тайной зависти других охотников.
     Еще одна разновидность охоты – «царская». Именно так называли охоту с ловчими птицами. О ружейной написаны книги и множество статей, при желании можно найти интересующие вас материалы и о комплектных псовых (читайте наши издания!), но вот что касается охоты с ловчими птицами, то она почему-то оказалась обделенной вниманием современных авторов.

     
     Когда в редакцию позвонил президент Межрегиональной ассоциации охотников с ловчими птицами Дмитрий Родионов и пригласил на первый всероссийский слет, проводимый ассоциацией, то его предложение, как пишут в официальных документах, было с благодарностью принято. Именно таким образом я, любитель ружейной охоты, оказался среди сокольников. Говорят, что первые впечатления – самые правильные, вот этими впечатлениями от увиденного я и хочу поделиться с вами.
     Для начала немного статистики. Слет проходил в Рузском районе Московской области с 4 по 7 сентября прошлого года. В нем приняли участие более 30 человек из разных городов и регионов России. Программа первого слета сокольников была достаточно плотной и насыщенной. Она включала в себя знакомство с угодьями и пробную охоту (в пятницу), охоту (в субботу) и состязания ловчих птиц по подсадному голубю и фазану (в воскресенье).
     Вся тяжесть колоссальной подготовительной и организационной работы легла на Межрегиональную ассоциацию охотников с ловчими птицами (президент Дмитрий Родионов, председатель правления Григорий Павленко) и Ассоциацию конного туризма. Именно к ним я и обратился с вопросом о том, что послужило причиной создания ассоциации, призванной объединить любителей охоты с ловчими птицами.
      Дмитрий Родионов: Инициаторами создания ассоциации стали Дмитрий Родионов и Григорий Павленко. Главная цель – объединить всех любителей охоты с ловчими птицами, дать им возможность познакомиться и способствовать общению людей, увлеченных соколиной охотой. Не меньшее значение имеет и обмен накопленным опытом. К решению вопроса о необходимости создания ассоциации нас подтолкнула сложившаяся ситуация, которую я не побоюсь назвать неблагоприятной. В настоящее время в России отсутствуют законы, регламентирующие использование ловчих птиц на охоте, кроме того, нет закона, в котором бы была определена процедура и порядок получения ловчих птиц в собственность.
     Наша ассоциация будет пропагандировать охоту с ловчими птицами, вести работу по ее возрождению и дальнейшему развитию в России и отстаивать интересы сокольников.
     «ОиР»: Могут ли начинающие охотники, узнав о вашем существовании, обратиться за помощью в ассоциацию?
     Д.Р.:
Они не просто могут, а должны обратиться в ассоциацию. Мы поможем, подскажем, более того, дадим птицу. Когда начинающий охотник впервые берет птицу, он просто не знает, что с ней делать.
     «ОиР»: Вы планируете проводить для начинающих сокольников какие-нибудь подготовительные курсы?
     Д.Р.:
Обязательно. Когда человек приходит к нам и изъявляет желание заняться охотой с ловчими птицами, мы стараемся понять, насколько серьезно его увлечение. Начинающий охотник должен понять, что охота с ловчими птицами дело непростое. Требуются терпение, постоянные занятия с птицей, определенный опыт. Конечно, в том, чтобы научить птицу садиться на руку или ловить голубей, ничего сложного нет.
     «ОиР»: Какие породы птиц находятся на руках у охотников?
     Д.Р.:
Чаще всего это ястреб-тетеревятник, иногда ястреб-перепелятник, сокол-сапсан, сокол-балобан. Крайне редко у охотника можно увидеть маленького сокола чеглока.
     «ОиР»: Где сокольники берут птиц?
     Д.Р.:
Все зависит от того, какая птица. Соколы попадают к охотникам только из питомников, ястребы берутся из гнезд.
     «ОиР»: В каком возрасте охотник забирает птицу из питомника?
     Д.Р.:
В двухнедельном. Такие птенцы называются «крикунами», «пуховиками» или «гнездарями». Птицы, взятые из гнезда, спокойно относятся к человеку, а взятые из вольера отличаются большей агрессивностью.
      «ОиР»: В течение какого времени птица привыкает к хозяину?
     Д.Р.:
До первой охоты проходит полтора месяца. Для ястреба этот период не превышает двух-трех недель.
* * *
     К нашему разговору присоединился директор питомника хищных птиц «Галичья гора» Петр Дудин (Липецкая область).
     «ОиР»: А где живет птица в условиях города?
     П.Д.:
Есть специальные вольеры. У меня птицы живут в питомнике. Многие охотники отдают своих птиц мне, и я выращиваю их птиц в вольерах. Некоторые держат их на балконах городских квартир. В комнате держать такую птицу нежелательно, так как она окажется изнеженной и будет зябнуть на морозе.
     «ОиР»: Значит, за полтора месяца птицу необходимо выносить?
     П.Д.:
Продолжительность вынашивания различна в различных культурах. Так, например, в Грузии пойманного ястреба-перепелятника вынашивают пять-семь дней. Арабы вынашивают балобана двадцать один день. В Европе вынашивание продолжается месяц-два.
     Вынашивание включает в себя и обнашивание. Под этим термином принято понимать выработку у птицы спокойного отношения к окружающему ее миру людей: ее приучают не бояться людей, машин. Идеально обношенную птицу можно посадить на автобусной остановке среди людей, в шуме городского транспорта, и она сидит. На следующем этапе птицу приучают есть на перчатке.
     Не следует понимать мои слова буквально. Этапы не сменяют друг друга, работа ведется в комплексе. Когда птица привыкнет есть на перчатке, порцию немного уменьшают и добиваются того, чтобы она прыгнула за едой на руку. Сначала это расстояние невелико – всего 5–10 см. Птицу сажают на спинку стула, отводят руку и добиваются того, чтобы она переступила на перчатку. Постепенно это расстояние увеличивают до метра, десяти метров. Порой даже за день расстояние перелета птицы на руку может увеличиться до двадцати метров. Если птица идеально летает на руку с дерева, ЛЭП, с земли с 50–80 метров, ее начинают притравливать.
     «ОиР»: С чего начинается подготовка птицы к охоте?
     П.Д.:
Ее ловят в вольере, надевают ремешки, подбирают клобучок. Приучают к ремешкам, клобучку, перчаткам. Вынашивать птицу начинают дома, так как она боится буквально любого шороха. Процесс подготовки птицы длится примерно две недели, если, конечно, заниматься с птицей каждый день. С того момента, как я взял ничего не умеющую птицу из вольера, до возможности охоты с ней, проходит месяца полтора. Это для сокола, для ястреба срок может быть сокращен до двух-трех недель. Как только ястреб-перепелятник вырос, с ним через две недели можно смело идти на охоту. Такая птица может поймать коростеля. Инстинкт подскажет, как хватать.
     Первый год использования молодой птицы на охоте полностью охотничьим назвать нельзя. С ней необходимо работать очень плотно: тренировать, тренировать и еще раз тренировать, прежде чем она действительно начнет работать. Любой ловчий сокол ловит только одну добычу (перепелку, коростеля, тетерева или фазана), и его за это кормят.
     Что касается оптимального возраста птицы для охоты, то, судя по европейскому опыту охоты с ловчими птицами, в трехлетнем возрасте она достигает максимального физического развития, а пика формы – в пятилетнем возрасте.
     Продолжительность жизни ястреба у сокольника достигает 18 лет, в то время как в условиях дикой природы редко превышает 12 лет.
     ...В субботу во второй половине дня, когда уже собрались все участники слета, кавалькада из пятнадцати автомобилей покинула базовый лагерь. Такого количества ловчих птиц в одном месте и в одно время жителям Рузы не приходилось видеть, наверное, со времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича, которые, как известно, страстно любили охоту во всех ее проявлениях.
     Место, на котором охотилась первая группа, вероятно, мало чем отличалось от угодий, доставшихся второй группе. Оно было когда-то полем. Но потом его перестали возделывать, и оно заросло, на отдельных участках заболотилось и стало зарастать молодой порослью деревьев.
     Погода явно не благоприятствовала проведению охоты: дождь, сильный ветер, падение давления... В общем, погода была не очень летная. Забегая вперед, скажу, что в самый разгар охоты разверзлись хляби небесные и на луг обрушился проливной дождь. И как ни старались сокольники укрыть своих питомцев от дождя, все равно, когда прояснилось, потребовалось некоторое время, чтобы оперение птиц просохло.
     Но вернемся к началу. Охотники разошлись на двадцать – двадцать пять метров друг от друга и пошли «вровняжку» против ветра. В каждой группе были легавые собаки (в нашей были два пойнтера и шотландский сеттер). В современном виде процесс охоты с ловчей птицей в некоторой степени напоминает ружейную охоту с легавой собакой. Собака обнаруживает дичь, замирает в стойке, затем по команде охотника поднимает птицу и остается стоять на месте или ложится, в это время охотник стреляет по поднятой дичи. Аналогично происходит охота и с ловчими птицами, вся разница заключается в том, что вместо ружья у охотника на перчатке сидит ловчая птица. Собака, причуяв дичь, замирает на стойке. Охотник в это время напускает птицу. Следует обязательно отметить, что тактика охоты с ястребом отличается от тактики охоты с соколом.
* * *
     «ОиР»: С какой дистанции напускают птицу?
     Григорий Павленко:
Конечно, мы хотим, чтобы у ловчей птицы было определенное преимущество. Она должна быть высоко над добычей и в то же время как можно ближе к ней.
     «ОиР»: На какую высоту поднимается птица?
     Г.П.:
Сокол поднимается метров на пятьдесят – сто. Это оптимальная высота.
     Если взлетит перепелка, то на коротком расстоянии, на которое летит любая курица (перепелка, куропатка, фазан) после подъема, сокол добычу не догонит. А вот ястреб на такой короткой дистанции в состоянии догнать добычу, так как скорость его полета изначально выше. Но при этом, чем большее расстояние ему необходимо пролететь при преследовании добычи, тем больше замедляется скорость его полета. Ястреба можно назвать спринтером, в то время как сокол стайер.
     С ястребом идешь, как с ружьем. Никакого клобучка на нем нет. Бывает так, что куропатка выпорхнет, ты еще не осознал, что произошло, а твой ястреб уже помчался за добычей.
     С соколом охота сложнее. Существует определенная последовательность действий. Во-первых, ты должен знать, что здесь есть добыча. Более того, желательно знать, что именно. Во-вторых, требуется время, чтобы снять с птицы клобучок, птица должна встряхнуться, осмотреться. Напуск птицы не должен быть для нее шоком. Охотник не должен просто так подбросить птицу вверх.
     Птица должна подняться на определенную высоту. Охотнику нужно находиться в непрерывном контакте с птицей. Я постоянно слежу за птицей и привлекаю ее внимание криком. Птица сразу реагирует на мой крик: она оборачивается и смотрит, что происходит, – либо я ее подзываю, либо даю вабило, либо что-то улетает. Иногда внимание птицы может чем-то отвлечено, а в это время взлетает куропатка.
     «ОиР»: Ловчие птицы выделяют хозяина?
     Г.П.:
Безусловно. На недавно проводившемся слете мы хотели продемонстрировать перелеты птиц с руки на руку, так вот чужой сокол не стал сидеть на руке. Он просто ломился, как дикая птица. Создается впечатление, что сокол боится чужого человека. Хотя, с другой стороны, когда ловчая птица теряется, то ястреб или орел никогда не пойдет к чужим, а вот сокол – может.
     «ОиР»: Насколько тесен контакт между ловчей птицей и охотником?
     Г.П.:
Контакт осуществляется на уровне телепатии. Охотник должен очень тонко чувствовать птицу, она ведь не скажет о своем состоянии в данный момент. Бывает, что у птиц тоже голова болит. Выходишь на охоту, вес вроде бы нормальный, рабочий, а она отказывается работать, сидит дуется.
     «ОиР»: То есть, перед каждой охотой вы взвешиваете птицу?
     Г.П.:
Да, начинающие сокольники должны делать это в обязательном порядке. По мере того как сокольник приобретает опыт, он может обойтись и без этого, но все равно лучше взвешивать птицу. Нужно определить оптимальный вес и стараться его придерживаться, особенно в тот день, когда ты хочешь чего-то добиться от птицы.
* * *
     ...Мы прошли по лугу не менее километра, прежде чем собаки причуяли дичь. Один из охотников напустил птицу, она кругами стала набирать высоту и, наконец, сделала ставку над тем местом, где затаилась дичь. По команде охотника гордон поднял коростеля. Он взлетел, но, заметив сокола, с завидной поспешностью опустился на землю и скрылся в густой траве. Первый напуск был неудачным, но разве добыча главное? Разве завораживающая красота стремительного полета птицы не вызывает восхищения?
     Новые попытки поднять коростеля ни к чему не привели. Он не держал стойки собаки и все время перемещался в густой траве. Охотник дал вабило, и птица послушно вернулась на перчатку.
     Нарушавшаяся на время охоты «ровняжка» охотников вновь вернулась к исходной прямой линии, вновь были восстановлены интервалы, и охотники пошли в указанном руководителем охоты направлении. Мы дошли практически до конца луга, когда из молодой березовой поросли, не подпустив нас ближе, чем на семьдесят метров, с шумом поднялся и потянул в сторону кромки леса тетерев.
     Еще одна встреча с птицей произошла буквально на краю луга. На этот раз напуск был удачным: ягдташ сокольника пополнился законным трофеем.
     «ОиР»: Нужно ли какое-то разрешение, чтобы охотиться с ловчей птицей?
     Дмитрий Родионов:
Прежде всего необходимо иметь охотничий билет и документы, подтверждающие ваше право владения на нее. Чтобы изъять птицу из дикой природы, надо получить соответствующее разрешение в местном комитете природопользования. Если написать заявление с просьбой отловить балобана, вероятнее всего, что разрешения на отлов дано не будет. Если обратиться за разрешением на отлов ястреба-тетеревятника, то есть шансы, что такое разрешение охотник получит.
     Второй вариант: купить птицу в питомнике (напомню, что один из крупнейших в России питомников – «Галичья гора» в Липецкой области. – А.У.) или взять ее на временное содержание. Если охотник берет птицу на временное содержание, то он заключает с питомником контракт.
      Григорий Павленко: Если у тебя есть ловчая птица, это еще не значит, что ты можешь ходить с ней на охоту. Если ты охотишься без документов на птицу, это приравнивается к браконьерству. Человек, решивший заняться охотой с ловчими птицами, должен быть членом охотничьего общества, иметь документ, подтверждающий законность владения ловчей птицей, иметь путевку. Правда, сокольники пользуются определенными льготами по сравнению с обычными ружейными охотниками. У нас не ограничены нормы добычи, нет дней покоя, более раннее (чуть ли не на месяц) открытие сезона охоты по сравнению со сроками ружейной охоты (правда, в это время у большинства сокольников взрослая птица еще не перелиняла, а молодая – еще не готова к охоте).
      Д.Р.: Когда мы говорили о причинах, побудивших нас учредить ассоциацию, то специально не затронули еще одну важную проблему. Охотничий сезон закрывается 28 (29) февраля, а линька птицы начинается в конце апреля. Но ведь эти два месяца птицу необходимо тренировать. Почему бы не разрешить охотникам с ловчими птицами выезжать на охоту? Противники соколиной охоты заявляют, что ловчие птицы переловят всю дичь в округе. Но ведь в условиях дикой природы птица охотится каждый день, а дичи от этого меньше не становится.
     Не следует забывать и о том, что охота с ловчими птицами гораздо менее результативна, чем ружейная охота.
     «ОиР»: Возникают ли проблемы с предоставлением угодий для охоты?
     Д.Р.:
Порой случается так, что когда мы обращаемся к егерям или охотоведам за путевкой на охоту, то в ответ слышим, что они не знают, разрешена ли в их угодьях охота с ловчими птицами. А так особых проблем с получением разрешений и путевок нет.
     «ОиР»: Как обыватели относятся к охоте с ловчими птицами?
     Петр Дудин:
Как правило, вид охотника с ловчей птицей вызывает восхищение у 95% людей, с кем приходится встречаться.
     Хочется надеяться, что вновь созданная Межрегиональная ассоциация охотников с ловчими птицами сможет решить если не все, то хотя бы часть из стоящих перед ней проблем. Мне кажется, что главная проблема – объединить всех любителей охоты с ловчими птицами – уже успешно решается. Говорят, что первые впечатления – самые правильные. Так вот, во время моего пребывания на слете у меня возникла абсолютная уверенность в том, что энтузиастов, взявшихся за благородное дело возрождения традиций русской охоты, не остановят трудности, которые неизбежно встретятся на большом и трудном пути. И кто знает, может быть, через несколько лет охотник с ловчей птицей станет таким же обычным явлением в наших вновь изобилующих дичью угодьях, как было когда-то.
     Китайская мудрость гласит: «Самый длинный путь начинается с первого шага». Первый шаг уже сделан.
     

Что еще почитать