Изображение Этюд о стиле легавых собак
Изображение Этюд о стиле легавых собак

Этюд о стиле легавых собак

Пришлось мне в последнее время заняться вопросами оценки стиля работы легавых собак. Досконально изучив охотничью литературу, статьи по этой теме, время от времени появляющиеся в печати, отечественные и зарубежные правила испытаний легавых и множество отчетов экспертов, я в очередной раз пришел к выводу, что в отечественном охотничьем собаководстве оценка типичности стиля при полевой экспертизе работы легавых собак производится в основном не на основании общепринятых критериев, а «по понятиям».

Причина, полагаю, лежит на поверхности.

Обусловлено это прежде всего тем, что стили работы легавых очень скудно отражены в нормативных материалах по охотничьему собаководству.

Так в каждом Cтандарте породы можно найти только очень краткие описания, характеризующие отдельные элементы типичного стиля работы собаки.

И если стиль хода хоть как-то описан, то остальные оцениваемые элементы стиля часто совсем не отражены.

Например, о пойнтере сказано: «Поиск на охоте всегда быстрым, энергичным галопом по любому грунту, причем скачка пойнтера высокая и плавная. Стойка всегда в картинно-напряженной позе с вытянутым горизонтально или слегка изогнутым хвостом. Стелющиеся движения и припадания к земле породе несвойственны».

Здесь совершенно отсутствуют описания потяжки и подводки, не говоря уже о прочих «мелочах» (например, положение головы при поиске или на стойке).

О континентальной легавой курцхаар и того меньше: «Типичный аллюр на поиске — умеренно быстрый, короткий галоп с переходом на рысь, применительно к условиям охоты». И  все.

Помимо описаний стилей в стандартах, в Правилах испытаний легавых приведены критерии оценки типичности стиля.

Но они относятся ко всем породам без раскрытия их стилевых особенностей и, в общем-то, изначально были сформулированные для островных легавых.

Вследствие этого, например, требования к типичности стиля хода не учитывают особенностей континентальных легавых.

Так в Стандарте описано, что дратхаар в поиске несет голову на уровне спины, иногда опуская ее для проверки или разбора следов, а по «Ориентировочной шкале примерных оценок при испытаниях собак легавых пород» для получения высшего балла за типичность стиля ход должен быть «с головой, поднятой не ниже уровня холки».

Существующие описания типичности стиля в Правилах испытаний и стандартах пород явно недостаточны для полного представления о стилях работ легавых.

И если пользоваться ими, то описания работ легавых получаются шаблонными, мало отражающими стилевые особенности.  

Опытный эксперт по существу только сообразно сформировавшимся в его практике судейства образам, представлениям о стилях работы легавых определяет типичность стиля собаки той или иной породы и оценивает его.

И при этом для описания яркого стиля работы легавой эксперту приходится использовать не точные формулировки, как следовало бы при экспертной оценке, а сугубо литературные приемы, эпитеты и выражения.

И даже пользоваться жаргоном, что, как справедливо считает ряд экспертов, недопустимо в отчетах.

Поэтому, как будет описан стиль работы легавой, во многом зависит от склонностей и способностей эксперта к литературному творчеству. Что, наверное, не совсем правильно.

Ко всему выше сказанному надо добавить, что зачастую у экспертов представления о стиле работы легавых существенно разнятся.

Как-то на одних из состязаний дратхааров собака постоянно делала припадающие потяжки в стиле английского сеттера. При этом я слышу комментарии экспертов: «Как красиво!» Да, выразительно.

Может быть, даже красиво, но совершенно нетипично для дратхаара, на мой взгляд (вынужден добавить «на мой взгляд», так как описания стиля потяжки в стандарте дратхаара нет).

Естественно, и у меня за 35 лет судейства легавых в поле сложились определенные представления о стиле каждой из традиционно культивируемых у нас пород.

Да и практика натаски, выступлений и охоты с легавыми этому способствовали: начинал я с курцхааров, держал отлично работающего ирландского сеттера и был владельцем классных пойнтеров.

Подробное описание моего видения эталона стилей работы каждой из пород не входит в задачу данных заметок.

Но так как в последнее время мне доводилось много судить в поле дратхааров, а сам я давно держу пойнтеров, то позволю себе привести сложившиеся у меня образы (именно «образы», а не «образцы» или «эталоны») этих двух столь разных пород.

Работа пойнтера высокого стиля — это высочайшее выражение элегантности, красоты, страсти. Подчеркнутая манерность всех элементов работы характерна для пойнтера.

Впечатление от его работы сродни впечатлению от танца, то быстрого, стремительного, то плавного, но всегда страстного.

Характерной особенностью стиля работы дратхаара является уверенность, надежность, спокойная сила.

Во всех элементах его работы, во всех движениях, стойках должна сквозить эта уверенность, деловитость, а также упорное желание найти птицу: пришел, увидел, победил.

Флегматичный поиск, неуверенность в потяжках, стойках, подводках, осторожничание не свойственны дратхаару высокого стиля.

Очевидно, что представления о стиле работы легавых должны быть общепринятыми в сообществе экспертов. Иначе о каком сравнении и объективных оценках типичности стиля при испытаниях может идти речь?

Однако в действительности понятия о стилях легавых могут быть разными у экспертов.

Кроме того, подробные описания стилей работы легавых сейчас отсутствуют в ведомственных нормативных документах по охотничьему собаководству (даже упоминать не хочется про государственные, так как это нереально).

И до сих пор у нас подробные описания всех особенностей стилей работы различных пород легавых можно найти исключительно в литературных произведениях, очерках и статьях.

В то же время известно, что в европейском охотничьем собаководстве успешно применяются общепринятые стандарты, отражающие довольно детально стили работы всех пород легавых собак.

Полагаю, что и в нашем охотничьем собаководстве следует создать и утвердить что-то подобное. Для пользы дела.

Что еще почитать