Увеличение срока действия разрешения на оружие вызывает опасения у Росгвардии

Изображение Увеличение срока действия разрешения на оружие вызывает опасения у Росгвардии
Изображение Увеличение срока действия разрешения на оружие вызывает опасения у Росгвардии

26 ноября в первом чтении был принят ФЗ № 760345-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" (в части увеличения срока действия разрешений на хранение и ношение охотничьего оружия). Проект призван исполнить мечту большинства охотников на увеличение срока действия разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного и охотничьего пневматического оружия с пяти до пятнадцати лет.

Два варианта Проекта о продлении сроков действия разрешений на оружие

Первый вариант этого проекта был внесен в ГД РФ 23 июля и сразу же вызвал настороженность, породил необходимость реализации замечаний к нему.

Главными из замечаний стали опасения, что проектируемое увеличение сроков административных процедур в отношении владельцев оружия с 5 до 15 лет может привести к увеличению рисков для общественной безопасности.

Среди таких рисков, в Пояснительной записке к Проекту названы: позднее выявление факта утраты оружия владельцем и позднее выявление наличия медицинских противопоказаний к владению оружием.

Авторы законопроекта совместно с представителями Росгвардии и Минздрава России указанные замечания учли в представленной редакции Проекта.

В Проекте прошедшем первое чтение возможности увеличения сроков действия разрешений на оружие с 5 до 15 лет зависят от наличия или отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктами 2-4 части 1 и частью 2 статьи 26.

Это и сейчас действующие положения и, если они выявляются, то лицензия на приобретение оружия или разрешение на оружие, аннулируются. Если же таких обстоятельств нет, то срок действия последующего разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия увеличивается на пять лет.

Предельный срок же действия разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия или охотничьего пневматического оружия не может превышать пятнадцать лет» (новая часть 15 статьи 13).

Предлагаемые меры достижения целей Проекта

Проект их решить через внесение дополнений и изменений в статьи 1, 13, 20.1, 22 и 25 ФЗ об оружии, а также новую разработанную статью 6.1 в названный закон.

В связи с этим, статья 1 ФЗ об оружии дополняется понятием «медицинские противопоказания к владению оружием - заболевания (состояния), при наличии которых гражданину противопоказано владение оружием».

Ряд изменений и дополнений предлагается внести в статью 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации. В ее предлагаемую 15 часть (действующая 15 часть) вносят положение обобщающее все медицинские документы словами : «другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы».

Здесь указано и на то, что с момента вступления в силу Проекта граждане РФ, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы, спортивное пневматическое оружие или охотничье пневматическое оружие обязаны пройти медицинское освидетельствование.

В этой же части говорится, какие и куда гражданин РФ представляет документы для получения лицензии на приобретение оружия.

Части 20 настоящей статьи уточняется положение о том, что лицензия на приобретение оружия не выдается не прошедшим медицинского освидетельствования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по результатам которого оформлено медицинское заключение (новая редакция п.2 части 20). В этой же части пункт 9 предлагают признать утратившим силу.

Ныне действующую 21 часть, определяющую действующий порядок медицинского обеспечения прав граждан на получение лицензий на приобретение оружия и разрешений на оружие, предлагают так же исключить из статьи 13. Такой порядок меняется Проектом.

В часть 22 статьи 13 вносят положение о том, что граждане РФ, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, за исключением граждан проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, не реже одного раза в пять лет обязаны проходить медицинское освидетельствование.

О предлагаемых новых элементах текущего контроля за наличием медицинских противопоказаний у владельцев оружия

Наиболее полно это прописано в проектируемой статьи 6.1 «Медицинские противопоказания к владению оружием». Всю ее приводить не буду, с нею можно ознакомится в Интернет ресурсах, найдя на сайте ГД РФ Паспорт проекта ФЗ № 760345-7..

Как сообщают разработчики Проекта, в случае его принятия с граждан снимается обязанность 1 раз в 5 лет предъявлять в бумажном виде в Росгвардию 2 медицинских справки об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.

Изображение фото: Журавкова Антона
фото: Журавкова Антона 

Вместо того граждане будут проходить 1 раз в 5 лет медицинское освидетельствование, по итогам которого данные будут передаваться организациями здравоохранения в Росгвардию в электронном виде без участия гражданина (бумажные справки сохранятся для желающих).

Напоминаю, что статья 1 ФЗ об оружии дополняется определением, что медицинские противопоказания к владению оружием - заболевания (состояния), при наличии которых гражданину противопоказано владение оружием.

Новая статья 6.1 в ФЗ об оружии, устанавливает, что:

- правовое обоснование понятия «медицинские противопоказания к владением оружием» определит Правительство РФ;

- порядок проведения медицинского освидетельствования, форма и порядок выдачи направления на медицинское освидетельствование, порядок оформления, выдачи и форма медицинского заключения устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. С этим, кажется, ясно.

В этой Статье устанавливается, что медицинское заключение формируется в медицинских информационных системах медицинских организаций или государственных информационных системах в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации в форме электронного документа. подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

По просьбе гражданина указанное заключение может быть дополнительно изготовлено и выдано в форме документа на бумажном носителе и (или) в электронном виде

Сведения об оформленных медицинских заключениях предоставляются оформившими их медицинскими организациями в единую государственную информационную систему здравоохранения с последующим предоставлением в государственную информационную систему, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, в рамка информационного взаимодействия, предусмотренного настоящей статьей.

Есть в проекте этой статьи положения, которые безусловно разработчики поправят.

К примеру, здесь предлагается установить следующее. При выявлении подозрений на наличие медицинских противопоказаний (включая наличие в организме наркотических средств) при проведении любых медосмотров и оказании медпомощи владельцам оружия в любой момент времени, медицинскими организациями будет инициирована процедура внепланового прохождения медицинского освидетельствования и принято решение (в зависимости от того подтвердится первоначальные подозрения или нет) в течение 1 месяца, с передачей соответствующей информации в Росгвардию в электронном виде.

Безусловно, такая мера, может предотвратить какие – то возможные нарушения и, даже возможно, утрату оружия и (или) даже преступления с оружием, но механизм то хромает.

В Пояснительной записке разработчики проекта сообщают, что предлагаемая законопроектом конструкция аналогична подходам, разрабатываемым в отношении контроля за наличием медицинских противопоказаний у граждан к управлению транспортными средствами (МВД (ГИБДД) - Минздрав).

Тут тоже, как – то не очень ясно.

Так, для водителей автотранспортной техники такие требования установлены в статье 23 Федеральный закон "О безопасности транспортных средств", в которой нет конкретных указаний на те или иные противопоказания.

К примеру, на диабет, эпилепсию, астму, состояния после инсульта, беременность и другие. Есть общие классификаторы болезней по международному стандарту МКБ-10.

Подробно же медицинские противопоказания указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" (ред. от 3 августа 2019 г.).

В настоящее время, водителям постоянно напоминают, что не забывайте о вашем личном чувстве ответственности за жизни других участников дорожного движения, среди которых много детей и беременных.

Ведь формально до очередного медицинского обследования в целях получения справки для ГИБДД никто может не узнать о наличии у человека опасной болезни, с которой водить не просто запрещено, но и очень рискованно и неразумно. И главная проблема взаимодействия ведомств в том, что врач автоматически не передаёт информацию в ГАИ о появившемся заболевании.

Де-факто, сейчас так. Даже, если у водителя появились, к примеру, припадки эпилепсии через год после того, как он получил впервые или поменял права, то ещё 9 лет он может ездить с этой опасной болезнью.

Инспектор ГИБДД может выявить болезнь лишь случайным образом. Либо автолюбитель попадётся на лишение прав, которое предусматривает медосвидетельствование как условие для возврата водительского удостоверения.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Таково положение и с владельцами оружия, а не только у охотников. В вооруженных силах, правоохранительных органах граждан, которым по медпоказаниям уже нельзя давать оружие для исполнения служебных обязанностей, выявляют ежегодно, на обязательных медицинских комиссиях. Это оправдано и временем.

Вернемся же к Проекту изменений ФЗ-об оружии. Из новой статьи 6.1 ФЗ об оружии видятся контуры названного «информационного взаимодействия».

Предполагается, что выявить у владельца оружия или гражданина, которому выдана лицензия на приобретение оружия, признаки наличия медицинских противопоказаний к владению оружием, возможно при проведении медицинских осмотров или освидетельствований либо при оказании медицинской помощи.

Информация о наличии признаков медицинских противопоказаний к владению оружием, фиксируется в медицинской информационной системе медицинской организации и (или) государственной информационной системе субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и предоставляется в единую государственную систему в сфере здравоохранения.

Владелец оружия или гражданин, которому выдана лицензия на приобретение оружия, направляется на внеочередное медицинское освидетельствование, которое должно быть пройдено в течение 30 календарных дней.

О направлении гражданина на медицинское освидетельствование уведомляется федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, в рамках информационного взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения, предусмотренного настоящей статьей.

В течение срока, предусмотренного для прохождения указанного медицинского освидетельствования, оружие, а также лицензия на приобретение оружия у гражданина изымаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или органами внутренних дел по месту нахождения соответствующего оружия до оформления медицинского заключения.

При этом, разработчики Проекта считают, что предлагаемая им конструкция полностью защищает институт врачебной тайны. Информация, передаваемая в электронном виде от организаций здравоохранения в Росгвардию, будет ограничена фактом наличия у владельца оружия действующего медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (без передачи какой-либо информации о диагнозе либо факте обращения за медпомощью/медосмотром и т.д. и т.п.).

P.S. Безусловно, для того, чтобы начертанное в Проекте стало возможным надо менять целый ряд ФЗ о здравоохранении и медицинской помощи граждан. Нужна экспертиза того, а как современное состояние цифровизации в медицине способно обеспечить врачебную тайну.

Надо дорабатывать, а может и разрабатывать новые административные регламенты оказания медицинской помощи и проведения медицинских освидетельствований. Простое сопряжение имеющихся и создаваемых электронных баз и паспортов, нуждается в защите от утраты персональных данных граждан.

Одной из мер, вероятно, может быть усиление персональной ответственности операторов баз данных и всех сотрудников, кто с такими электронными ресурсами работает.

В общем, надо – надо - надо и еще раз, надо…

В общем, цели Проекта благие, ведь всеем нам, охотникам, поднадоело читать сводки правоохранительных органов, материалы СМИ и сообщения соцсетей о происшествиях с применением охотничьего оружия.

Не обладая всей проверенной информацией о лицах совершивших такие преступления, солидарен с разработчиками Проекта, что какую-то часть их можно было бы предотвратить. Для этого, надо было бы работать с владельцами оружия постоянно.

Проект прошел первое чтение, с ним еще работают. На втором же чтении, что возможно уже и в начале 2021 г., его примут во втором чтении.

В силу новые положения Проекта № 760345-7ФЗ об оружии, как предлагают его разработчики, с 1 января 2022 года.

У нас же граждан, в том числе и охотников, остается около месяца на то, чтобы внести свои замечания и предложения в Проект. Автор над этим работает. Присоединяйтесь.