Изображение Эксплуатация оптических прицелов на нарезном оружии
Изображение Эксплуатация оптических прицелов на нарезном оружии

Эксплуатация оптических прицелов на нарезном оружии

Свой первый карабин («Сайга») кал. 7,62x39 я приобрел в начале 90-х годов. Карабин был укомплектован оптическим прицелом ПО-3,5. Нарезное оружие было необходимо мне как воздух; на протяжении примерно трех десятков лет я занимался только волками и лисами, и сколько я их добыл, уже и не помню. Отпуска брал только зимой – январь, февраль, охотился один, как говорят, самотопом, и только иногда брат помогал добирать подранка или попавшего в капкан волка.

НЕОПРАВДАВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ

И вот долгожданное оружие в моих руках, да еще и с оптикой – радости моей не было предела. В Москве в магазине «Защита» на Петровке я даже не стал его проверять, в машину – и скорей домой, в Смоленск. Дома на другой день, положив перед собой карабин, стал читать паспорт. Читаю, сам на карабин смотрю, рот до ушей: ну, думаю, держитесь, волки да лисы, многие из вас в живых остались, потому как из ружья далеко не взять. И вдруг читаю: карабин пристрелян в условиях заводского тира на дистанции 100 м, средний поперечник рассеивания пуль не более 18 см. Оптический прицел пристрелян на 100 м, и шкалы поправок установлены на (0). И все.

Улыбка сошла с лица, радости поубавилось: как же так, нарезное оружие и такой разброс! Да еще и «не более»! Потом вспомнил, что в законе «Об оружии», принятом в 1993 году, сказано, что эффективность гражданского оружия должна быть не менее чем на 20% ниже, чем армейских образцов. Интересно, купил бы этот законотворец такой карабин для своих охот или нет? Думаю, что нет. Ведь должно же быть понятно, что не каждый охотник может быть снайпером, а вот любое нарезное охотничье оружие должно быть снайперским. Но закон есть закон, что поделать!

На стрельбище данные паспорта подтвердились, пули приходили в мишень левее точки прицеливания на 18–20 см, но кучность показывали очень высокую (я стрелял боевыми патронами, так как в магазинах охотничьи патроны были еще редки). Я накладывал на пробоины спичечный коробок, обводил карандашом и насчитывал от 3 до 4 пробоин, подал прицельный пенек влево до конца, но от этого почти ничего не изменилось.

Дома при помощи отвесиков и центров обнаружил, что прорезь целика смещена влево на 1,5 мм по отношению к оси канала ствола. Этот заводской дефект я устранил быстро. После этого оружие было пристреляно на 120 м и показало очень хороший результат. С оптическим прицелом пули укладывались в круг диаметром 6 см, при стрельбе с открытым прицелом – в круг диаметром 10 cм.

ПРОМАХ

Первый сезон с карабином закончился удачно: добыл волчицу и 8 или 10 лис, несколько зайцев, много стрелял – тренировался, пользовался маховичком дистанций. Получалось неплохо. И вот к концу уже второго сезона промахнулся по красавцу-лисовину с 70 шагов. Два выстрела в угон результата не дали. Уже по пути домой в глубоком овраге выстрелил два раза подряд по своей шапке, отойдя на 120 шагов, пули вошли в снег выше и левее. Проверил кронштейн, он сидел прочно, оптика также не имела качки. Пришлось оптику снять.

Снова выстрелил два раза с открытым прицелом и шапку испортил.

За оставшуюся неделю отпуска взял волка в капкан и того красавца-лисовина, но уже без оптики.

По возвращению из отпуска проверил оптический прицел, зажал его за кронштейн в тиски, навел прицельный пенек на трубостойку антенны на крыше дома, на удалении примерно 200–250 м, и стал медленно поворачивать маховичок дистанций. Острие прицельного пенька сначала сместилось вправо и вверх, при повороте маховичка боковых поправок острие прицельного пенька сместилось также вверх и вправо. При вращении маховичков в обратном направлении прицельные нити сместились так же, то есть вниз и влево.

Вот и причина промаха. Отклонения незначительные, где-то в пределах чуть больше 1 мм, но на расстоянии это уже большие погрешности. Заметить это отклонение стоя, глядя в прицел, невозможно; только зажав прицел в тиски, то есть установив его неподвижно, можно заметить этот образовавшийся дефект. Чтобы выяснить причину, пришлось прицел разобрать.

УСТРОЙСТВО ЛИМБА

Для тех, кто интересуется устройством лимба, опишу в порядке сборки.

В отверстие на корпусе прицела ставится шток, на шток одевается крышка, которая крепится к корпусу прицела двумя винтами. Крышка удерживает и прижимает шток, не позволяя штоку смещаться, затем две пружинные шайбы, потом маленькая регулировочная шайба, затем шайба большего диаметра с двумя отверстиями и резьбой.

Далее ставится кольцо лимба с делениями, снизу кольцо имеет выступ, который ограничивает поворот лимба влево и вправо; потом навинчивается маховичок поправок; на границе штока и маховичка в центре ввинчивается винт-стопор; потом через маховичок в шайбу большего диаметра ввинчиваются два винта, которые прижимают кольцо лимба с делениями к маховичку поправок, то есть при отвинчивании этих винтов можно повернуть кольцо с делениями при установке на ноль. При затягивании винтов шайба большего диаметра прижимает кольцо лимба с делениями к маховичку поправок, и кольцо становится неподвижным. Последним наворачивается защитный колпачок.

УЗЕЛ ПРИЦЕЛЬНЫХ НИТЕЙ

Но мне хотелось бы отдельно остановиться на узле прицельных нитей, на его устройстве и работе и на том, что привело к изменению направления движения прицельных нитей. На снимке вы видите этот узел, лимб поправок дистанций в сборе и лимб боковых поправок в разобранном виде, описание устройства в тексте.

На боковой поверхности кольца запрессованы прицельные нити, они изготовлены из тонких, очень жестких проволочек; в торцевой части кольца, под углом 90о по отношению друг к другу, выбраны две плоскости с прямоугольными пазами по краям. В эти пазы установлены пластины-ползунки, в центре пластин имеется выступ с отверстием и резьбой; в это отверстие ввинчивается шток маховичка поправок, по этим пластинам-ползункам и двигается, перемещаясь, кольцо с прицельными нитями; сами же пластины-ползунки остаются неподвижными.

Шток на верхнем конце имеет обычную резьбу, на нее и наворачивается маховичок поправок. На нижнем конце штока резьба метрическая, левосторонняя, с шагом 0,7 мм (метрическая резьба – это резьба с большим углом наклона), такая резьба нужна для того, чтобы при минимальном повороте маховичков поправок максимально сместить в нужном направлении прицельные нити.

И вот что происходит: при вращении маховичка боковых поправок кольцо с прицельными нитями перемещается, двигаясь по пластине-ползунку лимба изменения дистанций, а при вращении маховичка дистанций кольцо с прицельными нитями перемещается, двигаясь по ползунку лимба боковых поправок. В связи с этим происходит притирание деталей и резьбовых соединений, и, как следствие, образуется свободный ход или угол качения, что и приводит к изменению направления движения прицельных нитей.

Все мои попытки устранить эту неисправность положительного результата не дали, с прицелом пришлось расстаться. В то время оптика была еще редкостью в наших магазинах, и я купил комиссионный ПО-4х32. Дома проверил его и отнес обратно; видимо, тот, кто его сдал, так и не смог его пристрелять.

Конечно, прицелы, которыми я пользовался и пользуюсь, дешевые, и требования к качеству не те, хотя, на мой взгляд, качество должно быть во всем. Поэтому, пристреляв оптический прицел на определенную дистанцию, больше маховичками поправок не пользуюсь. Для того, чтобы знать, как приходят пули в мишень, а следовательно и в тело зверя, стреляю на разные дистанции, начиная с 30 м, запоминается очень легко, потому что отклонения от точки прицеливания незначительны. Дальше 130 шагов стрелять не приходилось. Сказалась охота с дробовиком – с ним стараешься скрадывать или допускать зверя на верный выстрел, а это 35-50 м, поэтому из карабина промахов почти и не было.

«БАРС»

Теперь немного об оптических прицелах переменной кратности. Такой прицел стоял на моем карабине «Барс» кал.5,6x39. Оружие попалось очень хорошее. На дистанции 100 м я свободно попадал в спичечный коробок без оптического прицела. За пять охотничьих сезонов он меня ни разу не подвел. Только в первом сезоне охоты с ним случился казус – по моей вине: с 30 шагов я промазал по лисе, целясь через оптический прицел. Единственное неудобство – это высокостоящий прицел.

При моем росте 178 см при прицеливании голову надо было держать как бы на весу, и я сделал из дерева накладку на гребень приклада высотой 30 мм и длиной 120 мм, точно подогнал к прикладу. По центру гребня просверлил два отверстия диаметром 4 мм, в отверстия ввинтил резьбовые втулки с наружным диаметром 5 мм и внутренним диаметром 3 мм и привернул накладку, получилось красиво и очень удобно. Оптический прицел проверил, прицельные нити двигались строго вертикально и горизонтально, никаких смещений от линии движения не было.

ОБНАРУЖЕННЫЕ ТОНКОСТИ

Но при смене кратности обнаружился параллакс, и значительный – на расстоянии метров 300 он был около 1 м. Обнаружить это можно так: закрепите оружие в тиски, установите прицел на минимальную кратность, к примеру, на 3, наведите перекрестие прицела или прицельный пенек на удаленный предмет и переведите кольцо смены кратности максимально, например, на 9; посмотрите, на каком расстоянии находятся прицельные нити от предмета, это расстояние и будет параллакс.

Обычно при смене кратности с меньшей на большую прицельные нити уходят вправо. Это значит, что при увеличении дистанции вы перевели кратность с меньшей на большую, выстрелили по зверю и получили промах. Чтобы этого не было, поставьте кольцо смены кратности на любую цифру – 3, 4, 6, 9, но лучше на 6, зафиксируйте кольцо в таком положении черной изолентой и пристреляйте оптику.

Опытные охотники наверняка это знают, а вот те, кто еще совсем недавно приобрел нарезное оружие с оптическим прицелом, всех этих тонкостей могут и не знать. Конечно, если есть необходимость в оптическом прицеле, то лучше собрать денег и купить прицел импортного производства, тем самым избавив себя от постоянного желания сменить оптику.

Устройство оптических прицелов разное, но принцип работы маховичков и принцип движения прицельных нитей одинаков: они должны двигаться строго в заданном направлении и не иметь ни малейшего отклонения от направления движения. Купив оптический прицел, обязательно его нужно проверить, существует вероятность и заводского брака.

Мне приходилось слышать, как охотники жалуются друг другу, что сбился прицел, но при этом они имеют в виду кронштейн. Может, у них произошло то, что и с моими прицелами, поэтому я и делюсь своим опытом.

Но в любом случае и наш отечественный прицел прослужит долго при условии щадящего пользования, то есть просто без нужды вращать маховички поправок не следует, и проверять оптический прицел надо перед каждым охотничьим сезоном независимо от того, сколько выстрелов вы сделали раньше, чтобы не мучили сомнения в случае промаха.

Что еще почитать