БОБРЫ НА ГИДРОУЗЛАХ ТЕЗЯНСКОЙ ШЛЮЗОВОЙ СИСТЕМЫ

БОБРОВЫЕ ЛОВЫ В КРАЮ НАШЕМ известны издревле. Еще в ХVI веке государев да патриарший пушной оброк платили шкурками бобровыми да куньими. Так было много лет. Но в середине века минувшего бобров не только в Ивановской области, но и во всей Центральной России практически не осталось. Численность их снизилась до критической отметки, за которой стоял вопрос об исчезновении вида. Нужно было срочно что-то предпринимать. В некоторых регионах расселяли бобров, завезенных из Белоруссии и даже из Канады.
Для сохранения почти исчезнувшей популяции бобра в Ивановской области был организован Клязьменский боброво-выхухолевый заказник. Немногие оставшиеся звери были взяты под надежную охрану, любая охота на них была запрещена. Меры эти оказались своевременными и весьма эффективными. Прошло всего тридцать с небольшим лет, и бобровые поселения стали обычным явлением на наших реках. В старинном селе Ряполово, выстроенном еще во времена великого Владимиро-Суздальского княжества, бобры облюбовали крошечную речку Ундер. Прямо у автомобильного моста соорудили они свою плотину, и в результате маленькая речушка, почти ручей, превратилась в черте села в солидное водохранилище.
Появились бобры и на старице близ плотины первого гидроузла Тезянской шлюзовой системы. Место здесь тихое, ни охотники, ни рыбаки не докучают, вот и облюбовали бобры ее для своей колонии. Поначалу такое соседство только радовало, и работники гидроузла с удовольствием наблюдали, как хозяйственные новоселы делают запасы на зиму. Но прошло еще немного времени и интересы бобров и людей начали пересекаться. А когда бобровыми норами оказалась изрыта защитная дамба перед плотиной, и в одном из створов застряла толстая ольха, сваленная бобром, люди забили тревогу. Такое соседство уже не только доставляло гидростроителям лишние хлопоты, но и ставило под угрозу исправность плотины, обеспечивающей бесперебойное водоснабжение почти ста тысяч жителей Шуи и района.
После тщетных попыток отпугнуть бобров, заставить их покинуть дамбу, гидростроители обратились в областное Управление Россельхознадзора с просьбой разрешить отстрел бобров, чьи поселения создают реальную угрозу целостности плотины, так как проходящая через норы вода размывает защитную дамбу. После детального изучения всех обстоятельств, специалистами Управления была выдана лицензия на отстрел семьи бобров, поселившихся на дамбе. Решение, конечно, не популярное, тем более в период, когда любая охота вообще запрещена, но вынужденное и, к тому же, ни в коей мере не отразившееся на численности этого ценного зверя на территории района.