И вот в Валуевском лесопарке в Новомосковском АО Москвы 3 июня в 21.56 мне впервые удалось наблюдать посадку вальдшнепа во время тяги на вершину высокой ели, мимо которой регулярно «тянули» эти птицы.
Последний тянущий вальдшнеп неожиданно присел на нее, сложив крылья, и через минуту продолжил свой полет.
Вершина этой ели имела очень короткую макушку, а боковые веточки образовывали «розетку», благодаря чему кулик и смог сесть. Сама ель стоит на берегу ручья, и вальдшнепы часто пролетали вблизи нее.
Нетрудно предположить случайность необычного поведения птицы, но 6 июня, вероятнее всего та же особь, молча села на горизонтальную ветвь все той же ели. Посидев около одной минуты в напряженной позе, птица слетела.
Снова вальдшнеп попытался сесть на вершину той же ели на следующий вечер, но, возможно, заметив наблюдателя, крыльев так и не сложил, а улетел.
Следующее наблюдение на известной поляне сделано Андреем Блохиным 9 июня. В этот раз, с хорканьем завершая тягу, вальдшнеп сел на сухую тонкую (!) ветку усыхающей осины в 30 метрах от знакомой ели. В спокойной позе сидел около двух минут хвостом к наблюдателю, когда его снизу удалось снять на фотокамеру.
Тут вспомнилось еще одно наблюдение Александра Блохина (участника всероссийских учетов на тяге) 14 июня 2020 года на той же самой поляне: попытки посадки вальдшнепа на ветвь лиственного дерева во время тяги.
Но тогда кулик улетел, при намерении наблюдателя его сфотографировать, а посадка вальдшнепа на дерево не состоялась.
Такое неординарное поведение относится к самцу или нескольким самцам (что маловероятно) вальдшнепа, на что указывает участие в брачных полетах к тому же с голосом, свойственным только мужским особям.
Делая паузу во время тяги, самцы присаживаются на лесные поляны, и, в отличие от них, вальдшнеп с необычным поведением, вместе с остановкой на короткий отдых на высоком дереве, сохранял возможность наблюдать за другими тянущими самцами.
Посадка на дерево происходила в самом конце тяги в сумерках, когда дневные пернатые хищники не охотятся и нет риска подвергнуться их атаке. С тем же инстинктом самосохранения связана и повышенная осторожность по отношению к наблюдателю неудобно сидящей на дереве птицы, а также то, что для присады выбиралось дерево негосподствующей высоты.
Кратковременность посадки птицы в непривычном положении свидетельствует об испытываемом ей дискомфорте (неустойчивое сидение) на дереве.
Неординарное поведение отдельных особей, на первый взгляд случайное, может являться самым начальным проявлением новой адаптации (приспособления) вида к внешней среде.
Поэтому так важно внимательно наблюдать, подробно описывать и фиксировать на камеру необычные моменты жизни диких животных и, главное, предавать их гласности, в том числе через охотничью печать.
Комментарии (2)
Иван Максимов
Может это и редкое явление, но мне неоднократно приходилось наблюдать посадки на деревья кроншнепов и бекасов. Чем вальдшнеп хуже?
КСН
Всё! Теперь пойдёт гулять в народе сказка про вальдшнепов на деревьях.