Зима выдалась очень снежной, выпало много снега, глубина которого доходила до 80 сантиметров.
Весна началась рано, но шла неторопливо.
Март выдался сухим, по ночам подмораживало, а днем солнечные лучи съедали снег.
Огромные запасы снега, накопившиеся за зиму, быстро исчезали.
У нас, на востоке Подмосковья, что почти на границе Московской и Владимирской областей и в 60 километрах к северо-востоку от трушинской Шатуры, фенологическая ситуация была почти такой же, с той лишь разницей, что в пойме Клязьмы случилось небывалое половодье.
Первые грачи появились 16 марта, скворцы 21-го, чайки 23-го, жаворонки 24-го, то есть в свои обычные сроки. Пролет кряквы начался по Клязьме 6 апреля.
В это время большинство речек-притоков было еще подо льдом и на открытии с подсадной (9 апреля) утку высадить было практически некуда. Кряква шла по реке. Половодье в пойме Клязьмы началось в ночь на 13 апреля.
Вода сильно поднялась, малые реки затопили луга и чуть позже и сама Клязьма пошла на луг, хотя многие озера еще в это время не очистились ото льда. В некоторых местах в зоне затопления оказались автомобильные трассы, мосты, дачные участки. Вода гуляла больше недели.
Охотничья вальдшнепиная десятидневка пришлась на 16-25 апреля.
Первая тяга вальдшнепа отмечена 8 апреля, что является у нас средним многолетним сроком начала тяги. Только в этот день появились первые небольшие проталины в лесу. Первые вечера тяга была слабой (3–4 вальдшнепа в поле зрения), интенсивность ее резко увеличилась (12–15 вальдшнепов) с 12 апреля.
В течение трех дней циканье можно было регулярно слышать и среди ночи даже над деревней. Птицы летели на северо-восток. После начала половодья большая часть пойменных лесов оказались под водой, и здесь тяга ослабла и даже прекратилась вовсе. Вальдшнепу попросту негде было приземлиться.
В сезон охоты погода не баловала, было ветрено, и тяги в коренном лесу были средние. По сообщениям охотников, лучшие тяги начались с 23-24 апреля, то есть в последние три вечера.
Возможно, это связано с прилетом молодых. У меня лучшая тяга была отмечена в последнее воскресенье сезона 24 апреля в охотхозяйстве «Динамо» (пролетело 12).
Вот как прокомментировал итоги весенней охоты на тяге наш автор биолог-охотовед Виктор Залогин.
«По данным охотников из разных регионов в южных районах Подмосковья, где охоту открыли 2 апреля, вальдшнеп подошел к концу сезона, и на закрытии за тягу видели от 5 до 10 птиц.
На севере Московской области в Истринском районе до открытия были единичные пролеты. На открытии 9 апреля отмечали 4–5 вальдшнепов за тягу, к середине сезона уже до десятка!
В Смоленской области, Гагаринском районе, на открытии тянуло по 4-5 птиц.
Самое лучшее и результативное было открытие у охотников в Ярославской области Переславского района, от 8 до 15 вальдшнепов за тягу».
По сообщениям других охотников, вальдшнепа было где густо, а где пусто. В Орехово-Зуевском районе открытие 2 апреля прошло при зимней погоде и в таком же пейзаже, вальдшнепов не было и в помине. Единичных вальдшнепов добывали над заснеженными полянами с 7 апреля, но через четыре дня сезон уже закрылся.
Биолог-охотовед Борис Мартемьянов сообщил, что в Тверской области вальдшнеп появился около 9 апреля, но птицы было немного и выдающихся по обилию тяг было немного. 10–11 апреля хорошие тяги (15 птиц) отмечены под Торопцом, но потом опять изменилась погода, и егеря сообщали о слабых тягах.
Зато известный охотник Леонид Палько написал, что 15 апреля в Рязанской области «стоял на тяге, на семь охотников 7 взяли! Стрельбы было много. На меня налетело три, игрунки и одиночка, выбил одного. Собака порадовала, нашла у ребят всех битых».
В общем, пока однозначно делать выводы по тяге рано. Посмотрим, что покажет Всероссийский учет вальдшнепа.
Комментарии (1)
КСН
Трезвую оценку тяги 2022 и читать приятно.