Очень жаль, но часто мнения, выносимые через СМИ на общественное обсуждение, диаметрально противоположные.
Но и не это самое удручающее.
Самая большая беда на сегодня, на мой взгляд, это проблема формализма и бюрократии в вопросах охоты и ведения охотничьего хозяйства в органах исполнительной и распорядительной власти на местах.
Если внимательно приглядеться к письмам охотников с мест, то приходится с сожалением отмечать, что как раз на местах больше всего возникает вопросов по срокам и способам охоты, по видам дичи, разрешенной к добыче, по доступности для рядового охотника самой охоты.
Очень часто поводом для обращения в СМИ является халатность работников охотничьего хозяйства или неумелое, безграмотное использование закона об охоте местной исполнительной властью.
И тут, конечно, нельзя не отметить слабую организационную роль самого общества охотников: как правило, деятельность общественной организации начинается и заканчивается в навязчивых попытках уговорить обращающихся в поисках справедливости охотников отозвать свои претензии, жалобы и предложения.
И никто сегодня не берет на себя смелость и ответственность проанализировать, обобщить и решить в правовом поле межведомственные, межотраслевые и межрегиональные вопросы в сфере организации и ведения охотничьего хозяйства, унификации охотничьего и природоохранного законодательств.
Многие частные охотничьи хозяйства пытаются решать на региональном уровне законные интересы охотников и сопоставлять их со своими интересами охотпользователя.
Но в большинстве своем в регионах используются на практике общие законы по ведению охотничьего хозяйства, а право применения к ним местных поправок с учетом местных условий конкретного региона или, например, конкретного природно-климатического фактора игнорируется местной властью по банальной причине — отсутствия необходимых знаний и опыта.
Сам по себе напрашивается вопрос — а что же охотоведы? Охотоведы в районах — самая ответственная, самая важная и самая сложная структурная единица в сфере ведения охотничьего хозяйства по ведению охотничьего хозяйства.
Именно охотовед в силу своих должностных обязанностей должен знать абсолютно все проблемы в сфере своей деятельности, и именно он должен первым выходить с предложениями к исполнительной и распорядительной власти района по тем или иным вопросам охотхозяйственной деятельности.
Так ли это происходит на самом деле?
К сожалению, не так. Во-первых, часто на местах охотоведами работают не специалисты в области организации и ведения охотничьего хозяйства. Пускай это добросовестные или просто уважаемые люди, пускай это бывшие работники правоохранительных органов или вышедшие на пенсию руководители предприятий.
Но время сегодня требует от любого руководителя или даже работника в любой сфере деятельности строго определенных, конкретных, специфических знаний и умения применять эти знания на практике для высокопродуктивного и эффективного ведения производства, в том числе и охотничьего хозяйства.
А поскольку охотничье хозяйство — это не просто общество охотников, а производственная сфера, то охотоведу как высококлассному современному специалисту необходимо иметь главное производственное знание — знание биологии диких охотничьих животных.
И в этом плане мы подходим к одной из самых главных причин ошибок, недоработок и пробелов в сфере ведения охотничьего хозяйства — отсутствию сколь-нибудь обобщенных практических рекомендаций по ведению охотничьего хозяйства с учетом не просто знаний биологии диких охотничьих животных, а биологии диких животных конкретного региона, конкретной популяции и даже конкретной микропопуляции охотничьих животных.
И учеты, и планирование добычи, планирование и производство всего комплекса биотехнических мероприятий должны производиться с учетом оценки полового, возрастного состава популяций, оценки биологического качества популяции охотничьих животных именно данного региона.
А это может сделать только специалист. И не только сам и не обязательно один. Он должен опираться в этой работе на информацию коллективов охотников, штатных работников охотничьего хозяйства, а для этого необходимо проводить с ними постоянную и целенаправленную работу и учебу.
И что очень важно, биолог-охотовед должен и обязан донести цели и задачи организации всего комплекса мероприятий в сфере охотничьего хозяйства до исполнительной, распорядительной, а если надо, то и до законодательной власти своего региона.
Он обязан тесно сотрудничать со средствами массовой информации, пропагандируя вопросы охраны природы и соблюдения природоохранного законодательства. Тогда значительно сократится количество нареканий на ведение охотничьего хозяйства, а также и жалоб во все инстанции. Но сможет ли молодой, да и не очень, специалист справиться с такой непростой задачей на месте?
Организация биотехнических мероприятий в охотничьем хозяйстве, организация и плановая подготовка штатной егерской службы для эффективного ведения охотничьего хозяйства и оказания качественных услуг охотникам в организации и проведении различных охот требует немало сил и средств. А без них современное охотничье хозяйство — не хозяйство, а анархия.
Вот такие противоречия и приводят к тому, что во многих регионах эти вопросы пущены на самотек. Оттого и жалобы, оттого и неэффективность средств. А без них современное охотничье хозяйство — не хозяйство, а анархия.
Базовое образование биологов-охотоведов сегодня только с натяжкой можно оценить как удовлетворяющее требованиям современного развития охотхозяйственной отрасли. Программа обучения биологов-охотоведов сегодня отстает от современных социально-экономических условий и требований, прежде всего, в области социальных и экономических условий развития охотничьего хозяйства в различных регионах.
По старинке много внимания уделяется технике добычи охотничьих животных, орудиям добычи, общеобразовательным предметам высшего образования, но практически не уделяется должного внимания изучению таких проблем, как социология, вопросам организации тесного общения со средствами массовой информации и другими общественными организациями, организации на должном уровне внутриколлективной деятельности в обществе охотников, взаимодействия с природоохранными и правоохранительными органами в деле эффективной борьбы с нарушителями природоохранного законодательства.
Современный биолог-охотовед, как и любой иной высококлассный современный специалист, обязан не только уметь организовать результативную охоту или подкормку диких животных. Он должен и обязан уметь представлять и научно аргументировать свои профессиональные интересы на любом уровне. А это на сегодня — проблема.
Биологов-охотоведов на местах просто не слушают, игнорируют. Или отсутствие для него реальной помощи и поддержки в его инициативе «с верхов».
Очень часто бывает так, что охотовед на месте и прав, но, не имея надежной поддержки непрофессионального или недальновидного своего руководства, он вынужден сначала молчать, а позже и вовсе, боясь разноса или увольнения, отказаться от своей профессиональной инициативы.
Таких примеров можно привести очень много: на место неугодного или неугомонного профессионала-охотоведа найдется сразу несколько сговорчивых, скажем, бывших председателей колхозов или вышедших на пенсию военных, полицейских или пожарных.
Отчего так происходит? Власть не хочет у себя под боком проблем, потому что их надо решать. А проблему охоты и ведения охотничьего хозяйства сегодня органы власти на местах ставят на одну планку и не считают ни серьезной, ни достойной внимания, поскольку не видят в них разницы.
И некому отважиться в районе, например, на сессии районного Совета народных депутатов объявить о серьезной проблеме в организации охотничьего хозяйства района, в его финансировании, в деле борьбы с браконьерами, хищными и вредными для охотничьего хозяйства животными и птицами.
Более того, если кому из охотоведов и удастся добраться до такой трибуны, то его же самого и обвинят депутаты во всех грехах и, проголосовав руками тех же председателей колхозов, просто снимут с работы «за упущения». Почему?
Да потому что нет у охотоведа сегодня ни так нужного ему юридического статуса с соответствующими знаниями, ни надежной государственной поддержки и защиты. Ни общество охотников, ни общество охраны животных, ни вышестоящая организация, ни первичный охотколлектив не в состоянии преодолеть бюрократический заслон от чиновников из местной власти.
А прочных юридических знаний и достойного опыта лоббиста профессиональных интересов биологам-охотоведам не хватает. Поэтому сегодня смело можно озвучить давно тихо обсуждаемый в кулуарах охотоведческой коллегии вопрос о создании ассоциации биологов-охотоведов Российской Федерации. Именно биологов-охотоведов, а не, например, профессиональных охотников или заслуженных членов обществ охотников.
Для чего нужна ассоциация биологов-охотоведов и что она принесет всей охотничьей отрасли, диким охотничьим животным, обществу охотников и нашему обществу в целом?
Главное — это научно обоснованная координация научных и практических разработок, законодательных актов различных ведомств страны в вопросах организации и ведения охотничьего хозяйства.
Другая причина — оказание действенной практической и информационной помощи биологам-охотоведам на местах в вопросах ведения охотничьего хозяйства.
Третья, очень важная причина, — это оказание практической помощи руководителям охотничьего хозяйств и общества охотников в согласовании с местной властью вопросов практической деятельности охотничьего хозяйства и общества охотников: от определения сроков охот, лимитов эксплуатации популяций по видам, пропускной способности до организации микрозаказников, воспроизводственных участков, зон для бесплатной натаски и нагонки собак, цен на путевки и разрешения на добычу лимитированных видов охотничьих животных, прекращения или открытия ранее запрещенных охот на некоторые виды охотничьих животных.
Сегодня, чтобы получить такую профессиональную помощь где-то в глубинке, охотовед должен обойти целый ряд инстанций, и не факт, что его примут или поймут правильно.
Рабочий орган ассоциация биологов-охотоведов такие вопросы в силу своей компетенции и заслуженного со временем авторитета поможет решить в кратчайшие сроки. Это касается и других сфер деятельности охотничьего хозяйства.
Таких, например, как проблемы и обоснованность расселения, акклиматизации, реакклиматизации диких охотничьих животных, совершенствование природоохранного и охотничьего законодательства, представление интересов охотоведов и охотников в законодательных органах вплоть до парламента страны, связь со средствами массовой информации в целях лоббирования интересов охотпользователей и законопослушных охотников, совершенствование методов учетов охотфауны.
Ассоциация биологов-охотоведов должна принять участие в разработках проектов и программ обучения для ВУЗов, где готовят биологов-охотоведов и обучающихся по другим специальностям, так или иначе связанным в своей деятельности с прямым давлением или эксплуатацией популяций диких охотничьих животных.
Именно такая организация может оказать реальную помощь охотпользователям в определении решающих факторов, влияющих на динамику численности конкретных видов охотничьих животных в том или ином регионе, в профессиональном анализе информации о состоянии ведения охотничьей отрасли в целом и по регионам.
Комментарии (2)
User
На фото Антона Журавкова со спины ныне покойный биолог-охотовед Бронницкого охотхозяйства Валерий Гусев, земля ему пухом.
Андрей М
проблема системна
1) Федерация это разные законы для разных зон, субъектов федерации и типов юр.лиц, а кодификация всех лесных законов пригодня максимум для княжества, посему сколько не освещай проблему в субьекте, всё рег. зак-во должно быть равно федеральным законам, выдуманным черте кем
2) охота это часть природного хоз-ва (куда входит и лес/ лесопользование и поле/ с/х и болото и т.п.) и рассматривая отрасль как совершенно самостоятельную не верно, только как комплекс, во взаимодействии с остальными видами деятельности, еще десяток лет нашего бардака и в лесу останется единственная деятельность - лесоруб станет судиться с остальными, а остальные с лесорубами
3) виновны: кривые законы, верные партии писатели законов и неизвестный источник, требующий нарочно кривых законов