Всем известен старый способ приманивая речного бобра запахом струи от другой особи (ст. Андрея Поняги «Делаем пахучую приманку на бобра», 12 декабря 2019 г.).
Приманка имитирует другую особь бобра, которая посягнула на территорию семьи, которую вы собираетесь ловить капканами или добывать из ружья.
Инстинктивно зверьки стремятся к месту с приманкой.
Они обновляют (перепомечают) метку, оставленную вами, и, если вам повезло, один из бобров попадет вам в самолов или под выстрел.
Но, помимо территориального инстинкта, у бобра есть еще инстинкт сохранения своей популяции, поэтому переловить всех бобров на приманку из струи вряд ли получится. Дело в том, что бобр быстро привыкает к прессингу охотников и становится осторожнее.
Одни бобры понимают, что погибли их сородичи внутри семьи, и покидают насиженные места. Другие бобры попадают в ваш капкан и выпутываются из него (пролов). У этих зверей формируется негативный опыт контакта с человеком, его запахом и приманкой со струей чужого бобра.
Приведу конкретный пример. Вы собираетесь обловить известное вам бобровое поселение. Ловите одного бобра, потом второго, а потом наступает перерыв в ловле.
Бобры, как будто испарились. Никакого движения вокруг, погрызов новых нет. На приманку звери не выходят. Что не так? Выскажу свое мнение на этот счет. Бобр — непростой зверь, возможно, у него есть свой природный инстинкт сохранения популяции. Бобр становится осторожнее.
Он понимает, рядом есть опасность, приведшая к гибели члена семьи. Он начинает ассоциировать эту гибель с чем-то чужеродным. Как раз чем-то чужеродным для него служит приманка пахучая на основе струи бобра и запах охотника.
Примерно такой же опыт бобр получает, если выпутывается из самолова. Он ассоциирует травму и увечье с металлом (его запах, цвет, звук лязганья) с местом, где он попался, с запахом и, наверное, с человеком, если вы там порядком наследили на берегу. Такой бобр становится трудным для добычи.
За рубежом таких бобров называют «трудными к поимке», «нерешительный бобр» (англ. trap shy beaver). Действительно, поймать такого бобра с раной от капкана и картечиной в хвосте весьма непросто. Это осторожный зверь! Такой раскусит ваш охотничий план в два счета.
Почует запах человека — не выйдет на берег. Почувствует металл под водой — покинет место. Такой бобр помнит, на что его пытались поймать. Трапперы говорят, что, если на вашем участке есть «нерешительный бобр...», вы вряд ли его поймаете тем же способом. Поэтому надо менять технику лова.
Считается, что, если бобр попал в проходной капкан на мелководье и при этом умудрился выпутаться из него, поймать его возможно только на большой глубине или с помощью ногозахватывающего капкана (запрещены как орудие лова речного бобра в РФ п. 62.3 Правил охоты), замаскированного донным мусором.
Если у вас пролов на одном месте с приманкой, то место надо сменить и, самое главное, сменить приманку и способ постановки.
Отлов бобра на кормовую приманку является хорошей альтернативой в тех случаях, когда обычная приманка из струи бобра не сработала.
Опишу способ во всех подробностях. Охотник выбирает проходное место для зверя. Как правило, это перекрестки мелиоративных каналов и рек, рек и ручьев, двух рек. Для постановки надо нарубить топором стволики осины, затесать на них кору. Ногой или лопатой надо оформить искусственный вылаз бобра.
Затереть его свежей грязью. Далее на расстоянии 50–60 см от воды надо вбить свежий очищенный кол из осины. Вершину кола срезать на конус по аналогии с естественным бобровым погрызом. Кол должен выступать над землей на 30–50 см, его толщина примерно в обхват ладоней. у основания этого кола надо накидать порезанную кору и мелкие веточки осины.
Сверху на кол надо налить кормовую приманку на бобра, это может быть отвар коры осины или настойка почек деревьев. Ближе к урезу воды я советую нанести секрет жировиков взрослого бобра, две-три капли, не больше. Этот секрет не является территориальной меткой, он просто имитирует вылаз бобра, который тут кормился. Далее у места «кормового столика» ставим проходной капкан.
Как это работает. Плывущий бобр замечает на берегу чей-то свежий погрыз. Далее он направляется к месту вылаза на берег. Свежая грязь привлекает его. Далее бобр чувствует аромат свежей коры и кормовой приманки. Бобр интересуется местом. Тонкий запах жировиков другой особи бобра снижает «подозрительность», кажется, что место безопасное и уже посещаемое.
Бобр обычно выходит на берег, вытаскивает кол с осиной и поедает то, что на берегу (фиксировал такое поведение на фотоловушку весной). Осенью же в сезон охоты кормовая приманка и этот способ ловли на искусственный кормовой столик приносят мне добычу регулярно.
Я не могу сказать, что это универсальный способ, но я отметил его эффективность в тех местах, где есть «нерешительные бобры», привыкшие к вашей обычной западне приманкой из струи.
Комментарии (0)