Можно считать бессмысленными попытки отрегулировать численность волка в отдельно взятом регионе, так как по ряду объективных и субъективных причин заниматься этим надо в масштабах государства, которое даже в годы военного лихолетья, в отличие от сегодняшних дней не оставляло охотников, добывших волка, без солидных премий как в денежном, так и в натуральном выражении, и результат во многих регионах не замедлил сказаться уже к середине 50-х годов.
Дискутировать о волке можно бесконечно, отношение к нему далеко не однозначное, да и изучен он явно недостаточно.
К сожалению, никто не сказал спасибо волку за то, что он в конце 70-х годов начал ставить точку в дискуссиях о взаимоотношении лося и леса, в противном случае популяционная катастрофа из-за нерасторопности охотничьего хозяйства, его закостенелости была бы неизбежна.
Только человек виноват в том, что в Центральной России в те годы лосями были уничтожены на огромных площадях лесные культуры сосны, нанесен хоть и менее заметный, но весьма существенный вред средневозрастным ельникам.
Природа в те годы при помощи волка сама занялась регулированием численности непомерно размножившихся лосей, а человек еще и сегодня упирается в пресловутые 10–15% изъятия.
В 70-е годы в Ивановской области, где фактическая плотность лосей в отдельных районах была выше, чем в хваленых скандинавских странах, процент отстрела лосей с целью восстановления сильно подорванной зимней кормовой базы было целесообразно доводить до 25 и даже 30 процентов, что я и предлагал еще в 1977 году (журнал «Лесное хозяйство» № 3 за 1977 год), а сегодня в тех же угодьях достаточно изъять только 5%.
Лосиная популяция в те годы вместо рационального и интенсивного использования была отдана на откуп волку, а результаты сказываются по сей день. Белые пятна можно отыскать даже в биологии волка, не случаен и заголовок этой заметки.
Многие охотники считают, что самый крупный волк – полярный, так же думал и я, пока Михаил Павлович Павлов на своих лекциях не убедил нас в том, что самый крупный – вятский волк.
Авторитет Михаила Павловича у студенческой братии был бесспорный, поэтому я до поры до времени не придавал особого значения словам одного из самых опытных охотников-волчатников Башкортостана Скребкова М.И., что он однажды добыл капканом волка, весившего без снятой шкуры 89 кг.
К сожалению, я не нашел в литературе сведений о массе сырых волчьих шкур, поэтому можно только предположить, что снятая шкура с жиром, с оставленными хрящами ушей и фалангами пальцев, с утолщенной мездрой на голове и холке весила как минимум 6–7 кг, а общая масса туши волка доходила до 95–96 кг.
Прошли годы, в октябре 2001 года по первой печатной пороше мы выехали к подножью хребта Маярдака проверить посещаемость медведем привады. Племенного быка зверь задрал в этом месте несколькими неделями ранее.
К тому времени скот с летних лагерей был угнан за 11 километров на зимние стойла в деревню Ахмерово, поэтому мы очень удивились, увидев в пойме реки Сюрюнзяк следы, как показалось, теленка. Подойдя ближе, поняли, что ошиблись, так как кончики копыт были острыми и явно не коровьими.
Подойдя еще ближе, поняли, что вновь ошиблись, так как за кончики копыт приняли отпечатки двух средних когтей огромнейшего волка.
Опытные промысловики по следу лося могут довольно точно определить его массу. С волками практики, конечно, меньше, да и взвешивают их довольно редко, но методом сравнения можно предположить, что столь впечатляющий след оставил зверь массой под 100 кг. Реально ли это?
Я был уверен, что докопаться до истины будет нетрудно, так как у меня помимо обширной литературы имелась монография М.П. Павлова по волку, при написании которой использовался 141 литературный источник, и монография Н.П. Наумова «Волк», но ошибся.
По данным Л.П. Сабанеева, в XIX веке самые крупные волки достигали четырех пудов, т.е. 64 кг. В охотничьей литературе 70-х годов прошлого столетия, по данным М.П. Павлова, имелось только одно сообщение П.А. Мантейфеля и С.А. Ларина о рекордно тяжелом волке массой 72 кг, добытом в Алтайском крае.
По мнению Михаила Павловича, наиболее крупные волки обитают на территориях, прилегающих к верховьям Волги, в пределах Волжско-Камского междуречья, где в 1952–1963 годах были добыты самцы массой 65–79 кг.
В монографии Н.П. Наумова приводятся данные о добыче на Украине волков массой 92 и 96 кг, но достоверность этих сведений вызывает сомнения, и именно поэтому М.П. Павлов не привел их в своей книге, написанной позже, в чем я убедился, позвонив Михаилу Павловичу в Мытищи. Анализ литературных источников меня заинтриговал, и как-то сами по себе из первых рук появились новые сведения.
В 1962 году охотник из деревни Шигаево Белорецкого района Ханнан Узянбаев добыл на вабу вблизи деревни Ново-Бельска самца волка массой 96 кг, всех своих добытых волков он взвешивал на напольных товарных весах в колхозном складе.
В августе 1988 года лесничий Авзянского лесничества Валентин Щепарев засек волчий выводок и добыл нагоном волчицу массой 81 кг, взвешивание производил на напольных весах.
В 2004 году магнитогорский охотник вблизи горно-лыжного центра «Банное», расположенного в Абзелиловском районе, загнал на снегоходе волка. Взвешивание на магазинных электронных весах организовал главный инженер центра Леонид Гринюк, волк потянул на 95 кг.
Достоверность изложенных сведений не вызывает сомнения, не случайно приведены и способы добычи, исключающие искажение данных за счет только что съеденной пищи.
Перечисленные охотники проявили к своим трофеям интерес, и столь впечатляющие результаты сохранились.
Подавляющее большинство охотников-волчатников не взвешивают свою добычу, и в итоге теряются уникальные сведения.
По приведенным данным можно сделать следующий вывод: за последние 100 лет волки стали крупнее, а самые крупные особи обитают на Южном Урале в Башкортостане. Масса отдельных волков может достигать 96 килограммов.
Комментарии (0)