Изображение Самая древняя охота - на глухаря
Изображение Самая древняя охота - на глухаря

Самая древняя охота - на глухаря

Мир охоты необъятен и разнообразен — от «смиренной... брать грибы» до одиночной на медведя. Узнаваемым же символом русской охоты стал токующий глухарь, точнее, его силуэт.

Почему именно охота на глухарином току стала культовой и символичной?

В принципе, она несложна, а на большей части ареала, то есть в Сибири, легкодоступна.

Если уши слышат и ноги ходят, надо в нужном месте в нужное время точно стрелять, и все.

Но по своей эмоциональной насыщенности охота на весеннем глухарином току равной себе не имеет.

Она многократно описана и воспета в прозе и стихах, а еще больше снята на фото и видео.

Эмоций на току столько, что охотник как будто переходит в другую реальность, в которой есть только весенний просыпающийся лес, поющий глухарь и он.

Пение глухаря, чередование щелкающих звуков первого колена с шипящими второго поглощает все внимание, а ритм завораживает.

Когда самец близко, его песня заполняет весь мир, каждый щелчок кажется намного громче точения второго колена, но издалека первым слышится именно шелест точения, а щелчки появляются и становятся все громче по мере приближения к певцу.

Глухарь — птица древняя, следовательно, его пение не изменилось с тех времен, когда по земле нашей бродили стада мамонтов и первобытных быков, а главным занятием и основой жизнеобеспечения древних людей была охота. На глухарином току мы попадаем в далекое прошлое.

Оружие, конечно, сильно изменилось, а вот весеннее утро с поющими глухарями нет. Мы тоже остались в чем-то такими же, какими были наши дальние предки. Конечно, есть среди охотников и такие, кого песня глухаря абсолютно не волнует. Мне их жалко.

В древности охота на глухариных токах в северной части Евразии наверняка имела для населения огромное значение. Об образе жизни первобытных охотников мы знаем очень мало. Поскольку у человека современного типа потенциал интеллекта и эмоциональность не изменились в принципе, считать первобытных людей тупыми бродягами в грязных рваных шкурах наивно.

Их культура была идеально адаптирована к среде обитания, в местных экосистемах люди находились на вершинах пищевых пирамид. Сидели, однако, на этих вершинах скромно, ведь они оставались полноправными компонентами местных кормовых цепочек, рядом на этих же вершинах у них имелись соседи в виде крупных и опасных хищников, в том числе пещерные львы, медведи и гиены.

Обитание людей в суровых условиях климата с резко выраженной сезонностью было возможно только при стационарной зимовке в месте осенней заготовки запасов пищи. Стада крупных травоядных в условиях такого климата совершали сезонные миграции, «узкие места» их осенних миграционных путей стали местами зимних поселений первобытных охотников.

Изображение 10–15 петухов — это обычная картина на току в лесах Иркутской области. В Качугском районе есть даже сотенный ток. Однако сосняки продолжают вырубать, и много токов пропало. ФОТО СВЕТЛАНЫ БУРКОВСКОЙ
10–15 петухов — это обычная картина на току в лесах Иркутской области. В Качугском районе есть даже сотенный ток. Однако сосняки продолжают вырубать, и много токов пропало. ФОТО СВЕТЛАНЫ БУРКОВСКОЙ 

Ведь только здесь можно было добыть много мяса на ограниченной площади и заготовить его на зиму. Современные культуры охотничьих народов Севера также подразумевают осеннюю заготовку пищи в местах оленьих переправ через реки, у нерестовых водоемов лососевых рыб или у лежбищ морского зверя.

Зимняя охота, особенно в условиях резко континентального климата, малорезультативна, а при обилии крупных хищников становится опасной и бессмысленной. Зверя, добытого далеко от стойбища, с большой долей вероятности съедят не люди, а их конкуренты — хищники.

А рядом со стойбищем дичь неизбежно распугивалась, постоянно действующий фактор беспокойства приводил к тем же последствиям, что и сейчас. Иными словами, основу зимнего питания первобытных людей составляли осенние запасы.

Но запасы всегда кончаются, да и качество копченой, сушеной и замороженной пищи со временем неизбежно падает. Витамины первобытные охотники получали в достаточном количестве только от свежей добычи.

Поэтому приход весны был долгожданным событием, а первым значимым признаком весны считался глухариный ток. Первые охоты на этом току давали добычу, материальное свидетельство конца длинной зимы. Именно поэтому охота на глухарином току стала культовой с древности.

У эвенков, таежных оленеводов, при традиционном укладе жизни весенние стоянки всегда устраивались у глухариных токов. Голод в конце зимы был у этого народа скорее нормой жизни, чем исключительным событием.

Первая добыча на глухарином току означала конец этого голода и продолжение жизни. Вслед за током следовала цепь весенних событий, каждое из которых давало обильную пищу. Это весенние насты, прилет водоплавающих птиц, ход рыбы на нерест по вскрывшимся рекам и т.д.

Но самым первым осязаемым признаком весны всегда оставался глухариный ток. Кочевки эвенков прекратились, но глухариные тока в местах их весенних стоянок находятся там же, где были, и иногда имеют собственные имена.

Первую добычу на току эвенки брали под песню, а затем в основном ловили птиц самоловами. Вероятно, первобытные охотники в прошлом действовали так же. Добыча на токах могла быть очень богатой.

Селькупы в бассейне р. Оби на токах заготавливали мясо на летний сезон, глухарей коптили. Этот способ адаптации к ландшафту переняли русские: в таежной глубинке обского бассейна глухарей весной коптят и в нашем веке. Традиция жива, потому что глухарь есть, а в копченом виде он очень вкусен.

Современные условия жизни большинства охотников таковы, что весенний глухарь давно перестал быть обязательным условием выживания. Но культовое значение охоты на току сохранилось и культивируется, в том числе усилиями писателей и поэтов.

Сейчас сроки охоты на глухаря очень сокращены, причем открывается охота уже после разгара токования. Но и этого достаточно.

Ведь здорово из напряженного ритма повседневности оказаться на току, где ничего, начиная с лесных запахов и звуков и заканчивая человеческими эмоциями, не изменилось за последние несколько десятков тысяч лет.

И ритм глухариной песни снова взволнует, и начнется подход к огромному лесному петуху, который станет главной целью и этого утра, и всей жизни. А затем еле слышная поначалу песня заполнит весь мир и приведет к дереву, из кроны которого она слышится.

Изображение Пока есть русская охота, токующий глухарь будет оставаться ее символом. ФОТО SHUTTERSTOCK
Пока есть русская охота, токующий глухарь будет оставаться ее символом. ФОТО SHUTTERSTOCK 

Силуэт древней птицы можно высмотреть и в полной темноте на фоне более светлого, чем ветки и хвоя, неба, но можно и подождать, ведь уже начался рассвет.

Возможность увидеть токующего глухаря в мягких красках наступающего утра для меня, например, дороже его добычи. Это когда нужно много глухарей добыть, будешь и под песню прыжками длинными скакать, и с выстрелом торопиться. Все это уже было.

А когда ток свой и брать больше одного петуха за весну с него не собираешься, подход делаешь медленный, по одному шагу, а выстрел оставляешь на следующее утро, затем опять на следующее, а в результате на будущую весну.

Ведь токующий глухарь — это олицетворение продолжения жизни, значит, будет новая весна, и обязательно с глухариным током.

Охота на току была и осталась индивидуальной. Полнота ощущений максимальна, когда ток свой и лучше всего найденный лично. Всегда есть риск его утраты. Тока, даже древние, в наше время уязвимы: или жадным до весеннего тощего глухариного мяса они станут известны, или лес в месте вечного тока вырубят.

Но даже если ток жив и глухари на него прилетают, утро может оказаться совсем не таким, каким вы его ждали. Вариантов масса — от налетевшего урагана или повадившегося именно на этот ток филина до лесного пожара.

К тому же самым тихим утром рядом с поющим петухом, к которому вы подходите, может оказаться несколько молчунов, заметивших вас и подавших сигнал тревоги. Если никаких помех нет и все вроде идеально, петух прямо с песни может взлететь и переместиться.

Да и светает быстро, копалухи прилетели и квохчут, а глухари уже на земле поют. Но все это — охота, прекрасная своей неожиданностью и непредсказуемостью. И это радует, ведь главное на току — лично убедиться, что глухари поют и жизнь продолжается.

Что еще почитать