3а десять лет на Дальнем Востоке образовались преступные международные синдикаты, имеющие прибыль в сотни тысяч долларов от контрабанды шкур тигров, медведей, внутренних органов животных, имеющих спрос в восточной медицине, дикоросов.
С подобного рода деятельностью человека мне пришлось столкнуться в семидесятые-восьмидесятые годы, когда работал на Дальнем Востоке, изучая охотничьи угодья этого региона. А занимались этим современные “хунхузы” - жители Северной Кореи.
Дело в том, что корейцы на основании правительственного соглашения между СССР и КНДР занимались рубками леса на нашей территории. Работали они из половины, т. е. 50% заготовленного леса оставляли нам в оплату за использование сырьевой базы, а остальное вывозили на родину.
Заготовка леса в дальневосточной тайге была их основной, официальной, стороной деятельности на территории Российской Федерации. Но существовал и другой, незаконный, её аспект. Для людей, так или иначе связанных с тайгой, он не был секретом.
Во всяком случае, региональные власти знали, но закрывали глаза.
Изнанкой официальной деятельности корейцев в дальневосточной тайге был отлов кабарги. И не только её, но сейчас речь пойдет о ней. Кабарга - самый маленький олень нашей фауны. Причем единственный среди оленей, самец которой имеет клыки и не имеет рогов.
Самое ценное, что есть у кабарги, - это большая мускусная железа, именуемая в просторечье “струёй”. Железа - и слава этого зверя, и его трагедия. Она имеется лишь у самцов и расположена на брюхе в области паха.
Вес её в зависимости от возраста животного колеблется от 20 до 50 граммов. Мускус имеет сложный химический состав, а его биологическое назначение, по-видимому, связано с размножением и маркировкой границ занимаемого участка.
В восточной медицине он используется как тонизирующее средство, а в парфюмерной промышленности как компонент духов, закрепляющий стойкость запаха. По разным источникам стоимость одного килограмма кабарожьего мускуса на мировом рынке составляет 5-10 тысяч долларов, а на черном - и того больше.
Стоит ли удивляться, что кабарожья “струя” - вожделенный объект охоты человека. Причем именно охоты незаконной, ибо официальная стоимость этой продукции в наших заготовительных организациях (по крайней мере, в годы моей работы на Дальнем Востоке) была до смешного мала.
Ловят кабаргу обычно наиболее простым и доступным способом - с помощью петель. Поскольку питается этот зверь в основном древесными лишайниками, а при передвижении пользуется тропами, эти две биологические особенности и используются людьми для его отлова.
Петли устанавливаются в завалах или у специально срубленных, обросших лишайником деревьев, среди ветвей которых для этой цели проделываются “окна”.
Как же фактически корейцы занимались промыслом кабарги? Бригада лесорубов, похоже, этим не занималась, поскольку официально такой промысел для них запрещен. И руководители на нарушение закона пойти не могли.
Как говорили мне знающие люди, от бригады “отпочковывалась” небольшая группа из двух-трех человек, которая “растворялась” в дальневосточных дебрях. В результате в тайге появлялась таинственная группа браконьеров, судьба которых была в их собственных руках.
И если вдруг с ними что-то случалось и они пропадали, никто их не искал. Если же ловили и передавали в руки правосудия, соотечественники от них отказывались, “не узнавая” и не неся за них никакой ответственности. Они жили и действовали на свой страх и риск, они были вне закона! И это обстоятельство в определенной степени развязывало руки всем недовольным их деятельностью.
Попадая в тайгу, удивляешься вездесущности корейцев. Куда бы ни пошел, повсеместно встречаются следы их пребывания. Как-то вместе с коллегой мы решили обследовать верховья отдаленной реки, где, как нас уверяли, не ступала нога человека.
С огромным трудом преодолев заснеженный перевал, мы “свалились” в вершину реки и тут же обнаружили корейские затеси на деревьях и настороженные петли, в одной из которых находилась уже погибшая кабарга. И так повсюду.
Дальневосточная тайга оказалась в сетях рокового преступного промысла, организованного корейцами. Размах его поражает воображение: это тотальная операция, направленная на уничтожение вида. В результате её численность кабарги на Дальнем Востоке катастрофически сократилась.
Можно ли после этого удивляться негативной реакции русских охотников на подобную деятельность корейцев? К тому же на совести этих скитальцев и грабежи охотничьих избушек. Наш сосед по участку, приехав осенью на промысел, застал убегающих от избушки корейцев, уже разграбленной, а вокруг гниющие туши кабарги.
Промысловики живут в своих зимовьях 2-3 месяца в году, пока идет осенне-зимний промысел пушнины. В остальное время избушки бесхозны, чем и пользуются современные “хунхузы”.
Но строят корейцы и свои собственные укрытия, которые язык не поворачивается назвать избушками. На одно из них я случайно натолкнулся в тайге в конце октября. Мой маршрут пролегал через верховья одного из притоков Каранака в Хабаровском крае.
Как-то, скользнув взглядом вниз по склону сопки, я обратил внимание на лежащий в снегу предмет необычного для тайги синего цвета. Сойдя с тропы, наклонился и поднял ... миску. Оглянувшись, рядом обнаружил кружку, а чуть поодаль “избушку”. Вернее, потайной “скит”, мимо которого я, не замечая его, проходил неоднократно.
Пристанище корейцев располагалось под поваленной елью и имело размер 1, 75 на 1, 75 метра. По высоте оно доходило мне до пояса. “Скит” был сложен из пяти венцов тонких бревен с выпиленным со стороны ручья проемом, который был завешан мешковиной. Крыша состояла из жердей, покрытых полиэтиленовой пленкой, забросанной сверху для маскировки ветвями.
Проникнуть в “скит” можно было только согнувшись в три погибели, а внутри лишь сидеть, да и то упираясь головой в потолок. Внутри помещения располагались нары на высоте 10 см от земли в расчете на двух человек.
Слева от входа находилась “печка” в виде перевернутого металлического ведра, в дне которого сделано отверстие и вставлена труба, выходящая на крышу. На камнях лежал кусок железа с небольшим отверстием. На нем стояла пустая консервная банка, предназначенная для приготовления пищи.
К потолку был подвешен мешочек с рисом. В полиэтиленовом пакете на полке лежали спички корейского производства. На другой полке торчал огарок свечи и консервная банка с солью. У печки валялись пустые пачки из-под сигарет и нарубленные топором дрова.
Вспомнив, что мне нахваливали качество корейского риса, я взял для пробы кружку зерна и несколько коробков спичек для коллекции, а в следующий поход все восстановил за счет отечественной продукции.
Рис сварил, вернувшись в избушку, но кашу есть не смог из-за специфического “одеколонного” запаха, видимо, от кабарожьего мускуса. До конца полевых работ я всякий раз, проходя мимо, навещал корейское убежище. Но хозяева в нем так и не появились. По всей видимости, доставшийся им обход был велик.
Вообще же корейцев в тайге мне встречать приходилось. Случилось это на реке Анконне в Амурской области. Правда, это были не браконьеры, а законопослушные лесорубы. Пишу об этом, чтобы подчеркнуть “холодоустойчивость” корейцев, которой был тогда поражен.
Встретившиеся мне в тайге корейцы были одеты в хлопчатобумажные брюки, короткие резиновые сапоги, телогрейки, под которыми виднелись рубашки с расстегнутым воротом. На головах простые армейские шапки. Подумал - вот это закалка!
Было начало ноября, утренние температуры под тридцать градусов мороза стали обычным явлением, что в сочетании с умеренным северным ветром делало погоду очень жесткой. И я это хорошо ощущал на себе. Моих же собеседников, казалось, такая погода совершенно не смущала.
По рассказам охотников-промысловиков, быт корейских лесорубов был очень суров. Жили корейцы в наскоро построенных из бревен и плохо утепленных времянках - многоместных бараках, внутри которых по бокам располагались сплошные нары.
Отапливались такие сооружения железными печками, сделанными из бочек. Но иногда применялись и более экзотические агрегаты из толстых дуплистых деревьев, видимо, изнутри чем-то выложенных. Температура зимой в бараках всегда была бодрящей.
Сказанным я хочу подчеркнуть неприхотливость корейцев, обеспечивающую возможность их существования в экстремальных условиях зимней дальневосточной тайги.
Масштабы промысла кабарги, которым занимались корейцы, были таковы, что проверять петли часто не было возможности. Поэтому мясо погибших животных в пищу уже не годилось, а на качестве мускусной железы это, по-видимому, не отражалось.
К тому же, как я уже упоминал, мускусная железа бывает лишь у самцов. Поэтому попавших самок просто выбрасывают - петли не обладают выборочностью отлова.
Недовольные корейским беспределом русские охотники-промысловики неоднократно жаловались в административные органы на местах, но результатов это не принесло.
Властные структуры дальневосточных регионов не хотели портить отношения с “братской социалистической страной”, принося в жертву “духу интернационализма” интересы собственного народа.
Комментарии (6)
КСН
Видимо,у автора - биолога-охотоведа Бориса Михайловского манера такая: рассказывать о браконьерстве, когда оно свершилось и ничего сделать для наказания и предотвращения уже нельзя.
Он такой правильный, красиво рассуждает, возвышаясь надо всеми неправильными.
Сергей Фокин
На сайте появились две статьи Б.А. Михайловского "Кабарга..." и "Антимазаи". Хочу довести до сведения критикующих, что эти статьи были опубликованы в самом начале 2000-х годов, а Бориса Александровича уже давно нет с нами. Тогда еще не было мобильников, все статьи он присылал нам в письменном виде. А вот о нем, нашем любимом авторе:
Б.А.Михайловский родился в подмосковном городке Рошаль в 1930 году. Обучившись охотоведению в МПМИ, отправился в составе землеустроительной экспедиции проводить охотустройство колхозов Таймыра и Якутии. За одиннадцать лет скитаний по тундре исходил, объездил, облетал весь Север. В 1965 г. поступил во ВНИИОЗ, подолгу пропадал в поле, сделал кандидатскую по охотничьим угодьям Сихотэ-Алиня (1976), принял в 1979 году лабораторию у Ю.К.Корсакова и возглавлял ее 14 лет.
Имея хорошие способности, Борис Александрович не смог реализовать себя полностью в науке из-за мягкости характера.
Прекрасно управлялся с людьми. Был противником официоза. Никогда не носил галстук. В институте имелось только два постоянно безгалстучных человека и оба Борисы: Борис Ларин и Борис Михайловский. Обладал склонностью к журналистике. Работая на Севере, состоял постоянным редактором экспедиционной газеты "Тундровик", а в институте много лет возглавлял стенную газету "Биолог-охотовед".
Выйдя на пенсию, Борис Александрович увлеченно писал живые заметки на охотничьи темы в газеты и журналы, сочинил славную книжицу с веселыми стихами, которая называлась "Несерьезные стихотворения об охоте и рыбалке" (1999). Его шутливая поэма "Будем брать!" о коллективных охотах на лосей имела большой успех. Издали ее на деньги, собранные всем вятским охотоведческим миром. Во все времена Бориса грела всепоглощающая страсть охоты на бекасов и осенних вальдшнепов и зимняя ловля ершей. Перенеся инфаркт, он все равно в компании спаниеля Чепа ходил стрелять навсегда пленивших его долгоносиков. Его очерки об охоте и охотоведах, интересные и поучительные случаи на охотничьих тропах и заметки об особенностях сезонов охоты хорошо запомнились нашим читателям. По итогам литературного конкурса Борису Михайловскому в 2000 г. присуждено 1-е место за серию публикаций в "Российской охотничьей газете" и журнале «Природа и охота». Я вел с ним постоянную переписку- нас сближали охоты со спаниелем и любовь к вальдшнепам.
21 сентября 2004 года он скоропостижно скончался. Пришел домой с охоты на осеннего вальдшнепа со своим неизменным спаниелем Чепом, замерз, принял горячую ванну, и сердце не выдержало. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Вечная память!
1 ответ
А К
В этой связи, очень хочется попросить редакцию, чтобы на этот счёт делались информационные сноски при подобных публикациях. На мой взгляд это было бы правильно. Я например тоже биографию и судьбу многих ушедших авторов не знаю. И не обязан наверное. А при таких обстоятельствах, знать бы не помешало.
Светлая память!
НИК.ИВАНЫЧ
Поддерживаю. Об этом и ранее предлагалось так делать, в виде заметки редакции, либо об авторе либо о времени выхода и публикации статей, но...
Александр Арапов
Так сколько можно говорить об этом? Уже и говорить перестали...
Михаил Сёмин
Данную статью я восстановил, неравнодушные люди помогли и напечатали текст со старых газет. Но она не готова была к публичному просмотру, нет фото, разметка текста плавает. Но была не в черновиках, поэтому читатели сайта смогли ее найти. Не судите строго. Архив восполняю по мере времени.