Охотовед, егерь, охотник промысловый: разработка профессиональных стандартов

Охотничье хозяйство Российской Федерации в настоящее время проходит сложный, тернистый путь реформирования. Многие правовые акты, подготовленные органами власти за последние годы, противоречивы, содержат нетрадиционную для охотничьей отрасли терминологию и вызывают резкие протесты у работников охотничьей отрасли.

Фото Андрея Дзюбчука

Фото Андрея Дзюбчука

Охотничья пресса переполнена полемическими статьями на тему «Как нам обустроить охотничье хозяйство?».

Статьи и выступления на специальных конференциях крайне критичны.

Не вызывает сомнения утверждение, что для существования и нормального функционирования охоты и охотничьего промысла нужны специалисты: егеря, охотоведы и промысловые охотники.

Проблема с нехваткой квалифицированных кадров в охотничьей сфере не является новостью.

Охотоведение из комплекса знаний об охоте неуклонно превращалось главным образом в комплекс биологических знаний об охотничьих животных, а хозяйственно-правовым аспектам практической деятельности не уделялось должного внимания.

В настоящее время охотоведу приходится каждый день решать множество проблем, которые при помощи только биологического образования невозможно решить.

Реформы высшего образования привели к увеличению количества учебных заведений, ведущих подготовку охотоведов и одновременно фактически к полному отсутствию учебных заведений, ведущих подготовку квалифицированных егерей и промысловых охотников.

До реформ 1990-х годов в Советском Союзе подготовку охотоведов вели три вуза и два техникума.

В настоящее время в России подобных учебных заведений более десяти, при этом качество подготовки специалистов часто вызывает критику.

Сокращение штатов работников в государственных организациях, регулирующих деятельность охотничьего хозяйства, служб охотничьего надзора, привело к падению престижа «охотничьих» профессий.

Охотничьи угодья в Российской Федерации занимают площадь около 1,5 млрд га; в сфере охотничьего хозяйства Российской Федерации заняты более 80 тыс. работников, при этом большая часть проживает в сельской местности, в отдаленных и труднодоступных районах.

Актуальными задачами охотничьего хозяйства является увеличение численности охотничьих животных, поддержание видового и генетического разнообразия животного мира на территории Российской Федерации, снижение нелегальной добычи охотничьих животных, обеспечение доступности охоты для населения, поддержка общественных объединений и коллективов охотников, сохранение и развитие традиционных видов охоты, сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года).

Основная цель кадрового обеспечения охотничьего хозяйства — формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для охотничьего хозяйства, способных на высоком уровне организовывать и осуществлять комплекс научно обоснованных охранных, биотехнических, организационно-хозяйственных мероприятий, рациональную добычу охотничьих животных, мониторинг и анализ популяций охотничьих животных.

Для систематизации всех этих требований нужен специальный документ — профессиональных стандарт, то есть стандарт на профессию. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Формирование системы профессиональных стандартов осуществляется в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

В 2015–2016 гг. Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. профессора Б.М. Житкова (ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова) по госконтракту с ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России вел разработку проектов профессиональных стандартов «Охотовед», «Егерь», «Охотник промысловый».

При определении основных трудовых функций специалистов-охотоведов, егерей и промысловых охотников коллектив разработчиков профессионального стандарта прогнозировал социально-экономические тенденции и перспективы общего развития охотничьего хозяйства.

Основной базой для разработки стандарта послужили результаты опроса специалистов, имеющих большой опыт работы в охотхозяйственной отрасли, в различных регионах Российской Федерации и в странах ближнего зарубежья.

Наиболее эффективными источниками получения информации стали личные беседы, беседы по телефону, посещения охотхозяйственных предприятий. Проведен анализ отраслевых нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к данному виду профессиональной деятельности.

Основные этапы разработки профессиональных стандартов «Охотовед», «Егерь», «Охотник промысловый» были определены на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».

1) Подготовка профессиональных стандартов.
2) Обсуждение стандартов.
3) Доработка профессиональных стандартов в соответствии с полученными в ходе обсуждения замечаниями и предложениями.

Профессиональный стандарт «Охотовед» является многофункциональным нормативным и методическим документом, устанавливающим требования к профессиональным знаниям и умениям, а также профессиональному образованию и практическому опыту, необходимому для выполнения работниками своих функциональных обязанностей, в том числе для планирования образования, ведущего к получению конкретной квалификации«Охотовед».

Главные задачи профессиональной деятельности охотоведа — планирование и организация деятельности охотничьего хозяйства — включают в себя следующие функции:

— мониторинг и анализ популяций охотничьих животных;
— организация и проведение мероприятий по охране охотничьих животных и охотничьих угодий;
— планирование биотехнических и учетных работ на территории охотничьих угодий;
— организация и проведение охот, отлова и отстрела охотничьих животных.

Результаты работы должны обеспечивать повышение эффективности охотхозяйственной отрасли и устойчивое использование природных ресурсов.

Главная профессиональная задача егеря — выполнение биотехнических, охотхозяйственных и учетных работ на территории охотничьих угодий, охрана охотничьих животных, проведение охоты, отлов и отстрел охотничьих животных.

Основная цель профессиональной деятельности егеря: обустройство и поддержание инфраструктуры охотничьего хозяйства, создание условий для эффективного воспроизводства и поддержание оптимальной численности охотничьих животных.

Основная цель профессиональной деятельности охотника промыслового (оригинальный термин из госзадания) — охота с целью получения пушно-меховой, мясной и прочей продукции для ее дальнейшей реализации и собственного потребления.

Профессия «Охотник промысловый» распространена в охотничьем хозяйстве Сибири, районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Промысловая охота является традиционным занятием коренных малых народов, неотделимой частью их национальной культуры.

На практике единственный способ получить навыки егеря и промыслового охотника — обучение на рабочем месте или наставничество (неформальное образование).

Данные способы архаичны и имеют определенные недостатки — консерватизм, незначительные количество обучающихся и отсутствие педагогической школы подготовки специалистов.

В настоящее время профессиональные стандарты «Охотовед», «Егерь» и «Охотник промысловый» утверждены заказчиком работы — ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.

Выполненная работа получила одобрение профессиональной среды: директоров охотничьих предприятий, руководителей региональных органов управления охотничьего хозяйства, руководителей общественных союзов охотников.

Результаты работы специалистов охотхозяйственной отрасли — охотоведов, егерей, промысловых охотников — должны обеспечивать повышение эффективности охотхозяйственной отрасли и устойчивое использование природных ресурсов.

Владимир Тетера 3 февраля 2019 в 05:10






Оставьте ваш комментарий

Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во "Вконтакте" или на "Facebook".

  • 0
    Вадим Фролов офлайн
    #1  3 февраля 2019 в 14:33

    Прочитал статью и иронически улыбнулся.)))) В статье многократно употребляется термин "охотхозяйственная отрасль". Так и подмывает спросить у автора статьи: "А вы, коллега, в курсе, что у нас в стране не существует такой отрасли?" ))))

    Ответить
  • 0
    Владимир Горлевский офлайн
    #2  3 февраля 2019 в 16:13
    Вадим Фролов
    Так и подмывает спросить у автора статьи: "А вы, коллега, в курсе, что у нас в стране не существует такой отрасли?"

    Очередной пример того, что "руководство", наука и практика живут каждые в своем мире. И эти "миры" не соприкасаются!

    Ответить
  • 0
    Андрей Поняга офлайн
    #3  3 февраля 2019 в 22:51

    Ну тенденции профессиональных стандартов сейчас везде.

    Беседовал как то с бывшим директором промхоза Сидоров Игорь Анатольевич. Так он мне сказал что раньше в трудовой книжке кадрового охотника СССР писали "5-й разряд конно-ручных работ". Профессия только на словах была. А сейчас в реестре профессий хотябы есть "охотник промысловый".

    Ответить
  • 0
    Вячеслав Маракин офлайн
    #4  4 февраля 2019 в 04:56

    Конечно, кадры решают все. А хорошие специалисты - тем более. Но что ждет эту самую "охотхозяйственную отрасль" вот с такими кадрами?
    https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=QTpigpjUTiU

    Ответить
  • 0
    Сергей Изотов офлайн
    #5  4 февраля 2019 в 11:33
    Вадим Фролов
    Прочитал статью и иронически улыбнулся.)))) В статье многократно употребляется термин "охотхозяйственная отрасль". Так и подмывает спросить у автора статьи: "А вы, коллега, в курсе, что у нас в стране не существует такой отрасли?" ))))

    Конечно же коллега в курсе, что нет у нас охотхозяйственной отрасли, для которой они и разработали данные стандарты. Они выполнили свою работу. Но проблема в том , что они мало кому не нужны. В госохотнадзоре этих требований в должностных инструкциях не предусмотрены. Основное образование от юридического до ботанического и небольшой стаж госслужбы и без него. В обществах охотников специалистов практически нет, У нас в Коми РООиР -1 на всю республику. Частнику нужен спец по организации охоты для себя любимого.

    Ответить
  • 0
    Михаил Сёмин офлайн
    #6  4 февраля 2019 в 12:12

    Ответить
  • 0
    Михаил Сёмин офлайн
    #7  4 февраля 2019 в 12:15

    Вот, что из последнего по данной теме - с интересом прочитал. По идее - на госдолжностях сторонних людей, кто не по профилю, теперь быть не должно.

    Ответить
  • 0
    Сергей Изотов офлайн
    #8  4 февраля 2019 в 13:18
    Михаил Сёмин
    Вот, что из последнего по данной теме - с интересом прочитал. По идее - на госдолжностях сторонних людей, кто не по профилю, теперь быть не должно.

    Госдолжности регламентируются законов о госслужбе плюс конечно внутренними документами органа которому переданы полномочия. Так вот эти внутренние документы пишутся для "своих" людей, и берут туда в руководство даже без конкурсов, что опять же разрешает закон о госслужбе.

    Ответить
  • 0
    Михаил Сёмин офлайн
    #9  4 февраля 2019 в 13:27
    Сергей Изотов
    Госдолжности регламентируются законов о госслужбе плюс конечно внутренними документами органа которому переданы полномочия. Так вот эти внутренние документы пишутся для "своих" людей, и берут туда в руководство даже без конкурсов, что опять же разрешает закон о госслужбе.

    Сергей, почитайте приказ, лед тронулся. И есть тенденции к лучшему, конкурсы проводятся: https://www.ohotniki.ru/hunting/news/2019/01/24/653131-v-minprirodyi-vyibrali-glavnogo-ohotinspektora-omskoy-oblasti.html

    Ответить
  • 0
    Вячеслав Михайлов офлайн
    #10  4 февраля 2019 в 15:14

    Так получилось, что, как независимый эксперт Минюста РФ по антикоррупционной экспертизе, в январе 2017 года подготовил и направил разработчикам свое отрицательное заключение по всем этим стандартам. Вероятно, был одним из немногих, поэтому мне писали и разъясняли непосредственно разработчики. Из одного очень солидного в этом направлении, научного института. Запомнилось, что одним из их аргументов стало следующее. В районах Сибири, Севера и ДВ трудно найти специалистов,, чтобы закрыть все вакансии...Но, что мое мнение одиночки...Стандарты приняли.

    Ответить
Ещё 10 комментариев...
все




Спасибо за Ваше мнение!

Архив голосований











наверх ↑