— С какого года вы занимаетесь содержанием и разведением белохвостых оленей?
— С мая 2015-го.
— Ваше охотхозяйство было одним из первых, кто в России занялся ими?
— Да.
— Вы были единственной компанией, кого они заинтересовали как объект дичеразведения или был еще кто-то?
— Были и другие организации. В страну самолетом прилетели 400 оленей. Изначально должно было быть четыре покупателя, потом один из них отказался.
— Расскажите о процедуре отправки. Доставляли из Канады?
— Да, из Канады, из провинции Саскачеван. Нехорошая история вышла. В Канаде уже отобранные олени долго стояли в карантине, а как раз в это время у них начался гон.
По контракту их должны были отправить к нам в октябре, но привезли в конце апреля. И весь гон они простояли на карантине в Канаде. Естественно, там им спариваться не давали, держали раздельно, и мы, по сути, потеряли приплод первого года.
— А вопросом не задавались, случайно это было или специально?
— Это произошло после Крыма. Против страны уже были введены санкции, и под эту сурдинку отправку как бы заморозили. А дальше то одно, то другое: их Рождество, Новый год, непогода, в январе — феврале самолеты не взлетали с местного аэродрома и т.д. Так и протянули до самого конца апреля.
— Олени у вас содержатся в вольере. Какова его площадь?
— 250 гектаров.

— А количество голов оленя?
— Мы завезли 110 голов: 35 сеголеток, 63 самки, 12 взрослых самцов. Первый год, как я уже говорил, приплода не было. Точнее, было всего три теленка (видимо, в карантине недоглядели). На следующий год после первого настоящего гона мы получили почти сотню телят. Это то, что мы насчитали по фотографиям.
На третий год приплод был уже больше сотни. В том году мы продали почти 80 голов, и тогда же провели первые коммерческие охоты на белохвоста. Не сказать, чтобы у нас каждый день охотились на «американцев», но тем не менее клиенты есть. Но мы не торопимся. У нас изначально самцов не особо много.
В этом году наш молодняк первый раз будет участвовать в гоне. А до этого в гоне участвовали только старые производители.
— Когда у них наступает половозрелость?
— На третий год у самцов, на второй у
самок.
— Получается, в этом году у вас будет четвертый приплод?
— Полноценный — четвертый.
— Самцов прибавилось?
— Конечно. В числе 35 завезенных сеголеток было 10 самцов. Сегодня мы видели, как они хорошо подросли. Из них и уже из наших сеголеток мы формировали партии, которые реализовывали другим охотпользователям, и с клиентами отстреляли несколько трофейных самцов.
То, что мы сегодня наблюдали, — это половина самцов из тех, что у нас было в первоначальной партии. Правда, из старых у нас осталось только шесть.
— Остальные?
— Несколько экземпляров продали, несколько отстреляли. Один «старик» во время гона повредился и погиб.

— Животные у вас содержатся в условиях вольного проживания. Нет укрытий от непогоды и холода…
— Да, мы так и планировали, не хотели заниматься фермерством, хотя у оленей на фермах лучше генетика, легче добиться более выдающихся трофейных качеств у производителей, а также проще бороться со всякими болезнями и недугами.
Но тем не менее мы пошли по пути естественного содержания оленей и даже процесс воспроизводства отдали на откуп природе. Мне это кажется более логичным и естественным. На фермах ограниченные площади для содержания и передержек животных.
И там животноводство: отобрал десяток самок, подсадил одного нужного самца и веди родословные книги производителей и потомства. У нас все происходит естественно.
— Подходят ли наши климатические условия переселенцам из Америки?
— С моей точки зрения, хорошо подходят. Может быть, конкретно в нашем хозяйстве условия для их вольного содержания не самые идеальные: большая величина снежного покрова, основная часть угодий занята лесом.
Думаю, если выпустить оленя в нашем хозяйстве, ему будет тяжело прокормиться. Но там, где хотя бы половина угодий занята полями и они вдобавок облагорожены сельскохозяйственными культурами, условия для вольного содержания белохвостого оленя просто прекрасны. В двадцати — тридцати километрах к югу от нас есть именно такие места.
— Вы сказали, что продаете оленей. Кто их покупает? Куда их везут?
— Покупают частные охотничьи хозяйства в основном из центральных областей России.
— Получается, что пока география обитания белохвостого оленя сконцентрирована вокруг Москвы, правильно?
— В принципе так. Я знаю, что белохвостые есть в Воронежской области. Но их покупали в Северной Америке и тоже отправляли самолетом.
— Есть ли информация о том, с какими трудностями сталкиваются другие хозяева оленей?
— Да, поначалу, я знаю, у воронежцев были проблемы. В частности, падеж. При передержке и транспортировке, во время жары, оленей поливали водой, чтобы они не перегревались, животные вылизывали себя и при этом наедались шерстью. Кроме этого, они подхватили пневмонию. У нас такого не было.

— А из вашего стада при перевозке был отход?
— Нет, мы не потеряли ни одного оленя. Мы заключили контракт на 100 голов, при этом
10 особей шли как страховка на случай отхода законтрактованного количества. Но все прошло отлично.
Надо сказать, канадцы продумали все до мелочей, включая вентиляцию клеток и поилки с водой. К тому же оленей сопровождал местный ветеринар.
Прилетев к нам, животные прошли карантин. Уже наши ветеринары осмотрели абсолютно всех оленей, у каждого взяли кровь и установили, что все здоровы.
— А у приплода, который вы получили уже в России, отход был?
— Был, но незначительный. Основная причина отхода — это травмы, переломы, порезы, наколы, которые могут воспалиться и привести к гибели. Всех погибших животных мы отвозим на вскрытие ветеринарам, а у них вердикт один: травмы, которые привели к развитию воспалительного процессу.
— Олени производят впечатление хотя и весьма упитанных, но достаточно нежных животных. По сравнению с пятнистыми оленями белохвостые более требовательны к условиям содержания, уходу?
— Я бы не сказал, что они более требовательны или чувствительны. У нас есть и те и другие, поэтому можем сравнивать. Если у самки-американки два-три теленка, то она выглядит худой. Это даже при хорошей кормежке.
Летом мы подкармливаем их сочными кормами, но, конечно, телята подсасывают. А так они выглядят упитанными и здоровыми. А вот характер у них интересный. Несмотря на то что они милые и пушистые, чуть ли не с руки егеря едят, в замкнутом пространстве ведут себя неадекватно, я бы даже сказал, агрессивно, а самцы так дерутся друг с другом, что страшно смотреть.
Пятнистые, благородные олени спокойно стоят в загородках, где мы проводим вакцинации или передерживаем животных, они понимают, что отсюда некуда бежать, а белохвостые бьются до последнего, пытаясь вырваться на волю.
В каждую щель прыгают, калечатся. Но в темноте ведут себя более адекватно, поэтому мы сейчас с ними работаем в темное время суток либо создаем темноту искусственно.
— В каких условиях они летели из Канады?
— В ящиках размером 4х2,5 м, разделенных на четыре части-секции. Самцы находились в ящиках строго по одному, взрослые самки — по двое, сеголетки — по две-три особи на секцию. Рога у самцов были спилены.
— Вы прикидывали, какой получается коэффициент приплода за год?
— 1,7 теленка на одну оленуху.
— Были самки с тремя-четырьмя телятами?
— Примерно каждая шестая покрытая самка давала по три теленка.
— Всех выкармливают? У мамок хватает молока?
— Молока хватает, и если нет травм, то самки выкармливают всех детенышей.
— Все половозрелые самки бывают покрыты?
— Нет, не на всех самок хватает самцов. Скажем, из шестидесяти самок бывает покрыто сорок. Белохвостые олени не образуют гаремов во время гона. А гон у них растянутый. У самки течка длится всего 20 часов.
Если ее не успели покрыть, то цикл повторяется через месяц. И так с сентября по январь. На фермах проще, там во время гона одного самца закрывают с самками, и ему надо отработать по максимуму. У нас все более естественно, как в природе.
— Кто принимал решение, что у вас будет не фермерское хозяйство, а максимально приближенное к дикой природе полувольное содержание оленей?
— Это решение учредителя.
— Вы как биолог-охотовед никак не влияли на это?
— Нет, не влиял. Это учредитель принимал решение купить, привезти, запустить их и охотиться.
— В свое время бывший директор департамента охоты Берсенев занимался рекламой белохвостых оленей, рассматривая их как замену кабанам.
— Наш учредитель решил эту замену произвести. С ним Берсенев работал очень плотно.
— У вас в хозяйстве в дикой среде копытные есть?
— Есть. Косули, лоси, немного кабанов. С косулей тяжело. Только выпадет снег — она либо уходит туда, где меньше снега, либо ее волки и рыси подбирают.
— А как белохвостый олень со снегом справляется?
— В нашем хозяйстве мы его на волю еще не выпускали. А в вольере они выбивают тропы, перемещаются без проблем. Это же стадные животные. Молодняку да, по снежной целине бегать трудно, а взрослые отлично по ней скачут. Олени хорошо прыгают: два метра для взрослых особей не преграда.

— Вы уже четвертый год занимаетесь оленями. Вам никогда не приходила в голову мысль, что будет, если вы перестанете кормить оленей? Выживут они или нет?
— Трудно сказать. Конкретно в нашем хозяйстве им будет тяжело, у нас ведь лесные массивы. Но на полях… Отчего бы им не выжить? Они отлично едят травостой, мелкую поросль, елку, кустарник, кору деревьев. А холода им не страшны (у нас они были за 30°). Единственное, что им нужно, — это укрытие от ветра.
— У вас забор трехметровый…
— Три сорок.
— Не было попыток сбежать?
— Не было. А с чего им сбегать? Мы их особенно не гоняем. Да и кормим хорошо.
— Чем вы их подкармливаете?
— В основном овсом, кукурузой. Сейчас закупаем комбинированные корма, куда входят овес, ячмень, кукуруза с добавками кальция, мела. Специально для оленей и крупного рогатого скота у нас сбалансированный корм. Отечественный. Из Воронежа.
— Минеральные подкормки даете?
— Соль с биодобавками даем. Правда, понадобилось время, чтобы животные к ней привыкли. А чистую соль съедают на ура.
— Канадцы чем кормят?
— В основном овсом. Если давать одну пшеницу, ячмень или кукурузу, у них может быть заворот кишок.
— Существуют ли рекомендации, сколько кормов нужно выкладывать оленям?
— В среднем килограмм на день, в зимний период килограмма два.
— Когда у оленух идет отел, вы их отбиваете от остальных оленей или они продолжают жить вместе?
— Отел бывает и в мае, и в июле. Как и гон, он растянут. Все проходит очень скрытно. Теленок первые недели вообще никуда не выходит, лежит где-то в траве, а самка начинает выходить сразу после отела.
— С вашей точки зрения, где идеальный климат и ландшафтные зоны для белохвостого оленя? Есть ли они у нас в стране?
— Это гибкий вид. Даже в нашей зоне ему будет достаточно комфортно. Он морозоустойчивый. Самое главное — поля, где олени могут копытить травку, и глубина снежного покрова. Если брать южные регионы, то там угодья вполне пригодны для него.
— Среди ученых и людей околонаучных кругов бытует мнение, что белохвостые олени могут принести нам страшную болезнь, которая приведет к падежу аборигенных видов оленей. Что вы думаете по этому поводу?
— Я не ученый, чтобы давать полный ответ на этот вопрос. Но если брать финский опыт, то никакого падежа лося после акклиматизации белохвостого оленя у них не было и нет. У них и с лосем, и с оленем все зашкаливает. Но опасения у финских ученых, конечно, были. Как и у нас.
Наш учредитель хочет, чтобы олень был зарегистрирован в России как охотничий вид, и для этого делает очень много. Мы тесно работаем с Центрохотконтролем. Наше хозяйство у них под контролем.
Их куратор недавно брал анализы для обнаружения гельминтов, которые могут быть опасны для нашей аборигенной популяции оленей. Анализы показали, что гельминтов нет.
Теперь мы планируем отобрать шесть анализов для исследования головного мозга животных на предмет обнаружения симптомов болезни хронического изнурения оленей. Так что мы работаем в этом направлении.
— Насколько я понял, ваше хозяйство открыто для ученых?
— Точно так. Именно поэтому мы сотрудничаем не только с Центрохотконтролем, но и с Ростовским ГОХом и готовы сотрудничать с любым институтом или организацией. Скоро мы отправим партию оленей в Ростов, чтобы ростовчане на регулярной основе стали решать проблемы акклиматизации белохвостых оленей в стране.
— Как Вы считаете, дичеразведение в условиях развития урбанизации Центральной России — это будущее охоты?
— Считаю, что да. Охотники хотят охотиться круглый год. Охота в дикой природе трудозатратна. Я вижу хорошую перспективу у таких хозяйств, как наше. Если раньше мне как охотоведу и охотнику было непонятно, зачем эти вольеры и как можно охотиться на вольерных животных, то сейчас я вижу, что желающих добыть вольерного зверя много.
Все хотят побыстрее и без особых проблем добыть желанный трофей. Но не каждый готов бегать по лесу. И с этим надо мириться. Классическая охота вблизи крупных городов для некоторых категорий горожан не представляет интереса. Но охоту в вольере вполне можно сделать такой же красивой, как в диком лесу.

— Мне показалось, что в вольере у каждой из кормушек обитает своя группа животных и они не любят смешиваться. Так ли это?
— Бывает движение, но на небольшие расстояния, в период гона. А так животные мало перемещаются. У нас есть самец, который уже полгода живет в карантинном участке вольера. И есть такие животные, которые всю зиму питались сами и на кормушки ни разу не выходили.
— Значит, эксперимент удался?
— Думаю, животные точно уже готовы к дикой жизни. Их даже не нужно подкармливать.
— Коммерческие охоты на белохвостого оленя устраиваете?
— Не в полную силу. Пока нашим охотникам этот зверь не очень известен. А у любителей трофеев своя беда. Белохвостый олень не является охотничьим видом, соответственно и зарегистрировать его нельзя.
Гораздо больше желающих приобрести живых оленей и создать собственную популяцию. Бывает, мы их отдаем, делаем подарки.
Комментарии (10)
КСН
Удрали бы они наконец, что ли.
олег крымцев
Мы имеем печальный опыт распространения американской норки, да и многие другие негативы от "обустройства" дикого мира из других регионов и материков. Нужно накопить свой продолжительный опыт жизни нового для нас животного в условиях российской природы. Конечно, важно учесть и реальный опыт наших близких по климату соседей вроде Финляндии. Что же касается охоты в вольерах, как бы она не дошла до формы "охоты" на берлоге одного бывшего сибирского губернатора, недавно продемонстрированной в СМИ. Конечно, ленивому не запретишь охотиться прямо из окна гостиницы на вольерного зверя, но назвать это охотой в привычном понимании нельзя.
7 ответов
Вадим Фролов
С чего это вы решили, что этот опыт печальный?
олег крымцев
Когда резко сокращается количество местного зверя за счёт другого, например, привычной для России европейской норки, которая сосуществовала с другими обитателями наших лесов, не приводя к их резкому сокращению, это нельзя не назвать "печальным опытом".Тем более, что новичок повлиял на ареал и численность и других мелких животных в негативном плане.
Вадим Фролов
Это всё выводы на уровне кухонных рассуждений и не более. Задайтесь вопросом: "Зачем наши биологи проводили акклиматизацию американской норки?". Наверное они это делали так, с бухты-барахты, т.е. бесцельно? Вы, вероятно, считаете, что в тот момент поголовье европейской норки было на уровне оптимальной численности? Наверное, всё-таки, учёные-биологи проводили какую-то изыскательскую работу прежде чем начинать акклиматизацию у нас норки американской? смею вас уверить в том, что работа по акклиматизации была вынужденной. Американская норка, в отличие от европейской, более приспособлена выживать в условиях растущей антропогенной нагрузки на угодья. Она более пластична. К тому же, что немаловажно, её мех более ценный, чем у норки европейской. Так что с акклиматизацией американки всё нормально. Ну, а то, что потребность мирового сообщества в мехах так снизится, что ценность норочьей шкурки упадёт почти но "нуля", так в том вины советских учёных нет. Как вы думаете, что больше навредило нашей природе: акклиматизация некогда очень ценного пушного зверька, который неожиданно оказался невостребованным охотничьим объектом, или принятый в 2011 году ФЗ "Об охоте"? Я почти уверен, что закон "Об охоте" принёс нам больше печали.
НИК.ИВАНЫЧ
Поправлю чуть, в 2009 году...он и называется ФЗ 209...
Вадим Фролов
Спасибо.
Иван Максимов
Вадим, дело прошлое, но что Вы скажете об акклиматизации енотовидной собаки в средней полосе РФ?
Вадим Фролов
А что вы хотите от меня услышать? ))))) Успешная акклиматизация, в результате которой перечень объектов охоты в средней полосе России, пополнился ещё одним ценным пушным видом. Енотовидная собака отлично вписалась в данную экологическую систему. Если кто-то считает, что это не так, то пусть опровергнет это исследованиями, а не пустыми разговорами о том, что ен. собака наносит какой-то особый и непоправимый ущерб экосистеме.
Ребята, всё, что приживается, всё вписывается в экологическую систему. Природа очень мудра. Всё, что не встраивается в её сложную систему взаимоотношений, всё гибнет. Сейчас уже почти никто не помнит о том, как провалилась акклиматизация нутрии на Кавказе. А ведь это тоже был масштабный научный эксперимент.
А вот пятнистого оленя удалось акклиматизировать. И, заметьте, никто не возмущается тем, что он наносит ущерб экосистеме и не встраивается в геобиоценоз. Пятнистый олень не может у нас жить без заботы человека, но почему-то никто не говорит о печальном опыте этой акклиматизации. А вот ен. собака и американская норка всем прямо плешь переели. А ведь они прижились и встроились в систему. Надо понимать, что если бы не работа наших учёных и охотоведов, то не было бы у нас сейчас ни европейской норки, ни американской. Не было бы и ценного объекта пушного промысла - енотовидной собаки. Оба этих вида уже давно тесно переплелись с нашими аборигенными видами и вошли с ними в баланс. Не нужно на пустом месте ломать руки и посылать проклятия в адрес советских учёных. Они сделали отличную работу. Ни норка, ни енот. собака не подорвали баланс местных биоценозов.
КСН
А ещё я хочу,чтобы зубры из заповедников удрали и разбрелись.
В лесу места всем найдётся.