Вопрос застарелый и весьма чувствительный для всей заповедной системы страны.
Действующий закон «Об особо охраняемых территориях» декларативно обязывает государство страховать жизнь и здоровье инспекторского состава.
Некие нормы, которые позволяют застраховать жизнь инспекторов Росприроднадзора, есть в 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Однако специального закона, регламентирующего данные вопросы относительно «заповедных» людей, конечно же нет. В отличие от полицейских, прокуроров, сотрудников ФСИН и Национальной гвардии.
Поэтому норма 33-ФЗ остаётся нереализованной. Декларация об обязательном страховании есть, а на практике ее нет.
Минприроды неоднократно пыталось решит этот вопрос. Но на последних этапах законопроектной работы наталкивалось на отрицательную позицию Минфина.
Если мы не ошибаемся, то последняя попытка была сделана в 2011 году. Однако и тогда финансовый блок Правительства не согласовал поправки в закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, органов внутренних дел, государственной противопожарной службы» (52-ФЗ).
Ибо расширение числа застрахованных лиц приводило к увеличению финансирования за счет средств федерального бюджета.
Читайте материал "Егерь и охотовед — одни из самых опасных профессий в России"
Очередная попытка делается во исполнение поручения премьера Медведева, который поддержал обязательное страхование госинспекторов российских ООПТ, посещая Кроноцкий заповедник в августе 2018 года.
Законопроект дословно копирует 52-ФЗ: как в перечислении случаев, в результате которых выплачивается страховая премия, так и даже в параметрах этих сумм.
Минприроды предлагает страховать инспекторов из расчета выплаты 2 млн руб. в случае гибели при исполнении служебных обязанностей, а в случае нанесения увечья — от 50 тыс. руб. (легкая травма) до 1,5 млн руб. (травма, в результате которой инспектор остался инвалидом первой группы).
Страхователями могут являться либо Минприроды, либо дирекции заповедников/нацпарков.
Инициатива однозначно требует поддержки. Ведь отдельный федеральный закон, подготовленный в интересах сотрудников одной лишь системы ООПТ, будет пробиваться с трудом. И натолкнётся на многочисленные замечания Минфина, Минюста и пр.
Поэтому весьма важной составляющей является финансово-экономическое обоснование предлагаемых поправок. Минприроды должно объяснить коллегам по Правительству специфику работы инспекторов в самых недоступных точках России, где им приходится в одиночку сталкиваться с профессиональными командами браконьеров и дикими животными.
Во многих случаях сотрудники ООПТ работают даже ближе к границе, чем служащие ФСБ, и выполняют (отчасти неофициально) пограничные функции.
Также не лишним будет распространение норм о страховании на субъекты Федерации. Они должны получить право страховать сотрудников региональных ООПТ.
Читайте материал "Инспектора заповедников и нацпарков получат табельное оружие"
Интересно будет увидеть реакцию «зелёных» во главе с WWF и Greenpeace. Эти организации неоднократно доказывали, как они умело могут поднимать волну народного недовольства и топить законопроекты, которые не устраивали их с точки зрения «политической целесообразности».
Однако данный закон является принципиальным для «заповедных» людей.
Его давно ждали. И если неправительственные организации захотят помочь российской заповедной системе, то мы станем свидетелями активной гражданской поддержки инициативы Минприроды во всех органах власти.
Если же никакого «сбора подписей в поддержку» не случится (что весьма вероятно, ибо критиковать гораздо легче, чем добиваться принятия законопроекта), то Минприроды в одиночку вряд ли справится с финансовым блоком Правительства.
И не сможет обеспечить необходимые социальные гарантии сотрудникам ООПТ, которые находятся на переднем крае борьбы за сохранение биоразнообразия.
Комментарии (0)