Примерно со второй половины мая потребность в животных кормах у медведя пропадает. В этот промежуток времени (май–август) наиболее сложно проследить рацион медведей, так как подкормочные поля и привады они не посещают. Приходится полагаться на найденные экскременты, и, тщательно исследовав их, делать выводы о рационе питания.
В этот период времени начинает бурно развиваться растительность, давая медведям набирать биологическую массу. Подкожного жира им хватает примерно до начала гона – в Центральной части Европейской России это вторая половина июня.
Во время буйной вегетации трав звери выбирают кормовые площадки с преобладанием злаков, зонтичных, среди которых особое место занимают бор развесистый (Millium effusum L.), сныть (Aegopodium podagraria L.), медвежья дудка (Angelica sylvestris L.) и другие (Пажетнов, 1990).
Питание растительностью – чрезвычайно важное приспособление бурого медведя к обитанию в сравнительно бедной кормами лесной зоне.
На протяжении всего лета медведи по-прежнему отказываются посещать места привад. Их следы встречаются по лесным дорогам очень редко. Складывается впечатление, что все медведи ушли в неизвестном направлении. Но, зная цикличность смены кормов, можно найти следы их жизнедеятельности.
В конце июня начинает созревать морошка. Затем земляника, черника, голубика, малина, смородина. Позднее брусника, водянка, клюква. С началом созревания ягоды начинают поступать сообщения от местного населения о встречах с медведем, но агрессии со стороны медведей в этот период не наблюдалось.
Конец лета для медведей является началом нажировочного периода. Постепенно начинает вызревать овес на кормовых полях, на покинутых когда-то подворьях старых деревень и хуторов поспевают яблоки и сливы. В лесу поспевает рябина и лещина.
С конца июля медведи начинают посещать привады, но еще не так активно.
Начиная с конца июля, когда овсяные колосья начинают наливаться молоком, на подкормочных полях появляются первые медведи. Как правило, первыми приходят медведицы с пестунами и молодые самцы и самки.
Важным периодом в жизни медведя является осень, когда происходит накопление жира, необходимого для благополучной зимней спячки. Перед залеганием в берлогу слой подкожного жира достигает 3–10 см.
Наибольшая толщина жировой прослойки – на седалище, наименьшая – нагрудном и брюшном отделах.
Начиная примерно с середины августа, привады закладываются с периодичностью примерно два раза в неделю. В зависимости от размеров и количества медведей, их посещающих. В среднем взрослый самец может съесть за один прием до 30 килограммов мяса.
Один взрослый медведь может за одну ночь покормиться на двух, а то и трех привадах. Причем привады, как и подкормочные поля, изначально были расположены друг от друга на расстоянии не менее трех километров.
Но тем не менее существует привязанность к определенным участкам. При наблюдении за одним взрослым самцом (ширина пальмарной мозоли 15,5 см) было замечено, что он всегда выходил кормиться на одно и то же подкормочное поле с привадой. Побеспокоенный, он через некоторое время появлялся на другом поле.
Проведя эксперимент несколько раз нам не удалось узнать какое именно поле он предпочтет из других близлежащих.
Регулярные замеры всех посещающих поля и привады медведей позволяют иметь достоверную информацию о передвижении медведей от поля к полю и о появлении вновь прибывших.
Для удобства периметр каждого поля опахивается и боронуется наподобие контрольно-следовой полосы.
Численность медведей в хозяйстве в весенний и осенний периоды сильно увеличивалась. При проведении визуального учета на овсах мы с сотрудниками хозяйства находились на смотровых вышках, расположенных на подкормочных полях. С 20 до 22 часов на поля общей площадью 16 тыс. га вышли 44 медведя разного возраста.
На одном из полей мне удалось наблюдать, как одновременно кормились 11 медведей, из них две медведицы с двумя и тремя медвежатами, два молодых медведя возрастом примерно от трех до пяти лет и два взрослых крупных самца.
К медведям через некоторое время присоединилось стадо кабанов из шести поросят и трех взрослых особей.
Площадь поля около трех га. По всем предположениям, медведи должны были конфликтовать друг с другом, но ничего подобного не происходило. Все мирно паслись на поле, лишь поглядывали в сторону друг друга и, дожидаясь своей очереди, подходили к приваде.
Такое поведение медведей наблюдается уже на протяжении семи лет – с момента основания хозяйства. Исходя из этих наблюдений, можно сделать вывод, что при обилии корма звери не проявляют агрессивности по отношению друг к другу.
Середина сентября – пора созревания яблок и слив. По нежилым деревням и урочищам много яблоневых и сливовых садов, которые стабильно посещаются как медведями, так и кабанами. В это время исследованные экскременты, как правило, состоят из непереваренных частей яблок, сливы, овса.
Начинается передвижение медведей по хозяйству. По лесным дорогам то и дело встречаются следы косолапых, переходящих от поля к полю, от сада к саду. Наблюдая за их поведением в садах, невольно вспоминаешь детство.
Вороватые озирания в разные стороны в момент пережевывания собранных яблок часто сопровождаются вставанием на задние лапы. Будучи обнаруженным, слышишь недовольное фырканье в свой адрес и неохотное, но моментальное исчезновение в сумраке ночи, сопровождающееся звуками ломающихся веток и шорохом травы и кустарников.
С каждым днем посевные площади овса становятся все меньше и меньше, заброшенные сады опустошены.
Теперь внимание медведей больше привлекает привада. Казалось бы, появляется возможность наблюдать за стычками между медведями за право полакомиться первым. Но и тут нам не представилась такая возможность.
У каждого посещающего приваду есть своя тропа, по которой только он выходит для трапезы в свое определенное время. А если кто-нибудь увлекается поеданием лакомства, то ему напоминают его собратья ломанием веток и сопением, что пора поделиться. Некрупные самцы, подходя к кормовому полю или приваде, казалось, специально выдавали свое присутствие.
Чтобы узнать время выхода интересовавшего нас самца, мы сделали нехитрое приспособление, использовав электронные часы. Закрепив часы на дереве, мы натянули обыкновенную нить через тропу, по которой выходил медведь, а нить привязали к батарейке в часах. Таким способом фиксировалось время выхода животного, каким-то образом привязанного к определенному участку.
Ближе к ноябрю биологические часы заставляют медведей удаляться к местам залегания. В частности, 22 октября 2004 г. на одной из лесных дорог, ведущих за территорию хозяйства, в период с 14.00 до 10.00 следующего дня было отмечено перемещение шести медведей. Судя по отпечаткам пальмарной мозоли, это самка с двумя медвежатами, один крупный самец и два медведя возрастом около трех лет (пол не определен).
Наступает время очищения кишечника от остатков пищи и избавления от гельминтов. Медведи включают в свой рацион ядовитые растения, например, пушица влагалищная (Eriophorum vaginatum L.), строительный материал муравейников, сухие пни. Иногда удавалось находить в лесу экскременты с присутствием аскарид, а иногда и переплетенные клубки этих паразитов.
Но все же некоторые особи еще посещают привады, по-видимому, срабатывает обычная жадность.
В 2003 году последний посещавший приваду самец наблюдался до 10 декабря. Толщина снежного покрова составляла уже около 20 см. В 2004 году медведи прекратили посещение привады уже 23 октября. Снег еще не выпал, и ничто не предвещало скорого наступления зимы.
В 2005 году привада посещалась до пятого декабря. Толщина снежного покрова составляла уже около 30 см.
Достаточно крупный медведь, выйдя на покрытое снегом овсяное поле, катался по нему, переворачиваясь с живота на спину, подкидывая лапами снег. Это продолжалось около 15 минут, затем, полакомившись привадой, удалился. Подобные случаи описывал в своих рассказах «По медвежьим следам» А.А. Ширинский-Шихматов.
В 2006 году зима, хотя и была аномально теплой, все же это не повлияло на сроки залегания. По данным о/х «Торопа», медведи посещали приваду до середины ноября.
Во все эти годы урожаи основных нажировочных видов растений отличались, а отстрелянные на берложных охотах медведи подтверждали это хорошей упитанностью.
По индивидуальным наблюдениям можно лишь отследить последовательность прекращения посещений привады медведями. Самыми первыми отправляются к местам зимовок самки, ждущие потомство, за ними следом удаляются молодые медведи на первом-втором году самостоятельной жизни. Дольше всех задерживаются, как правило, уже взрослые особи.
Зимой, после организации берложных охот, в прямой кишке медведицы мы нашли непереваренные останки новорожденного медвежонка. Двое же других медвежат были невредимыми. Этот факт наблюдался и ранее В.С. Пажетновым.
Возможно, медведица поедает мертворожденного, случайно задавленного или дефектного медвежонка.
Комментарии (0)