Грибы скоро на подходе

Изображение Грибы скоро на подходе
Изображение Грибы скоро на подходе

Грибная пора уже явно не за горами. Вот-вот можно ожидать так называемых колосовиков – слой грибов, высыпающих во время колошения хлебов. Как правило, он скоротечен и не столь обилен, как летне-осенние слои, но для любителей тихой охоты прелесть его совершенно в другом.

Колосовики открывают новый сезон подобно вальдшнепиной тяге для ружейного охотника, одаривают радостью побродить с кузовком в только тебе известных уголках леса. Нет, он не «повалит валом», не «попрет дуром», но истинному любителю уже есть прямой смысл пройтись по своим заветным местечкам.

До обильных заготовок еще дожить нужно, но на отменную жареху да и наваристый супец подсобрать вполне реально. И вот что мне удалось выяснить у лукавых рыночных торговцев дарами леса, отнюдь не склонных к откровенности. Уже встречаются небольшие высыпки слабопигментированных лисичек, не набравших еще летне-осенней спелой рыжины.

Отдельные сыроежки пока худосочны да хилы, потому требуют деликатного обращения, а подберезовики с подосиновиками, что совсем изредка попадаются, казалось бы, в нетипичных местах, увы, далеки от классического облика: и ножки кривовато-тонковаты, и в шляпке нет ядреного шику.

Зато ежели повезет встретить белый – тот благородный барин не подведет, в любую пору родовит и красив, и колосовиком, и предзимником. Опять же луговой опенок – для него сейчас самая пора. Многие им пренебрегают, а зря – в любой ипостаси хорош. Вот такое грибное ассорти ожидает нас в июньско-июльском лесу.

Грибы уже появились в южном, юго-западном и юго-восточном направлениях от Москвы, остальные направления начнут «обрастать грибами» несколько позже.

Заядлым грибникам известно, что, если лето влажное, то искать нужно в хорошо прогреваемых солнцем местах – на опушках, полянах в межниках; жарким летом грибы прячутся в траве, в корнях деревьев, в подошвах холмов и взгорков. И, конечно же, почитатель грибной охоты встретит рассвет уже в лесу.

Сбор грибов потому и назван тихой охотой, что несовместим с шумом и суетой. Да и лес не одарит постоянно аукающихся, бегущих в попытке опередить соседа людей.

Им не увидеть затаившегося под кочкой зайчишку, мышкующую лисицу, деловито фыркающего, спешащего по своим делам ежа, горделиво сидящего на полевом остожье ястреба, грациозно свившуюся в упругие кольца и греющуюся на солнце змею. Все они убегут, улетят, уползут от гвалта оравы. Большая компания – лишь помеха делу.

Другой «коленкор» – двоим-троим, а то и одному еще по-темному добраться до приглянувшегося места. Затеплить костерок – отпугнуть ночную прохладу, а заодно и докучливых комаров, в радость попить чайку с непременным дымком, покурить в обнимку с короткой в это время теменью, послушать отрывистые вскрики постоянно бодрствующего леса...

Дождаться словно внезапно наступившего рассвета, когда на глазах проступят из черноты абрисы деревьев. Заполошно вдруг загомонят пичуги, а реденькие струйки дыма от угасающих углей как бы растворятся в белесом влажном воздухе. Встать, сладко потянуться, стряхнув остатки блаженно-мечтательной дремоты, придавить огонь и разойтись, договорившись о месте и времени встречи.

И наконец пойти, переполненным надеждами, ожиданиями, предвкушениями. Углубляться в лес за колосовиками бессмысленно – они туда не дошли, а неспешно пройтись следует закрайками полей, межниками, лесными опушками, приподнимая посошком лапы молодых елей и раздвигая сплетения кустов. Обойти поляны, луговинки, обследовать по сторонам скотопрогонные тропы и обойти вокруг выбитых копытами участков у фермы.

Без устали побродить лесными дорогами, укрытыми преющей листвой или рыжей хвоей, заглядывая то в редколесье, то на старые вырубки. И снова неслышно ступать по мягкой лесной подстилке, произвольно сворачивая вправо-влево и надеясь на компас и язык, которые авось да выведут в нужную точку.

И немереные версты за спиной, и тяжелая ноша, отмотавшая руки, не покажутся в тягость. Наоборот, все перипетии охоты благодарно улягутся в памяти, подобно содержанию толстой книги, проглоченной за ночь когда-то в юности...

КОЕ-ЧТО О ЛИСИЧКАХ

Лисички – единственный гриб, в котором содержится достаточное количество калия, а он благоприятно действует на сердечно-сосудистую систему человека. Может быть, именно поэтому в последние годы лисички активно скупаются заготовителями для последующего экспорта. С целью более эффективного воздействия на организм рекомендуют экстрагировать калий из грибов, настаивая их в медицинском спирте.

Приготовить настойку можно следующим образом. Сырые чистые лисички мелко нарезать и заполнить ими стеклянную банку, залить до верху медицинским спиртом и плотно закрыть крышкой. Поставить в темное место на 21 день.

Сцедить настойку также в плотно закрывающуюся посуду и хранить в холодильнике. Употреблять через 15 минут после еды. Четверть чайной ложки настойки влить в столовую ложку и дополнить кипяченой водой.