Изображение Как охотился император в Спале
Изображение Как охотился император в Спале

Как охотился император в Спале

Александр III наведывался в Спалу строго по графику, с 1884 по 1894 год включительно. Государь с супругой Марией Федоровной приезжал сюда раз в два года и проводил на отдыхе около месяца.

Немалому огорчению императора, полностью забыть свои обязанности руководителя страны ему не удавалось даже во время отпуска, проводимого на природе.

Раз в два-три дня приезжали курьеры, доставлявшие царю корреспонденцию.

Монарху приходилось отказываться от вечерних развлечений и заниматься в кабинете бумагами, читать, накладывать резолюции. Зачастую эта работа продолжалась до часа ночи. А утром — ружья к бою!

СТАВКИ СДЕЛАНЫ, ГОСПОДА!

Императрица, случалось, тоже выезжала на охоту в сопровождении приглашенных дам. Приезжали они в лес обычно около полудня, к завтраку, а точнее, к раннему обеду. После трапезы дамы оставались на охоте «и становились на номера с кем-нибудь из мужчин».

Так, Великая княжна Ксения Александровна отправлялась на позицию к брату, цесаревичу Николаю. Но государь стоял на номере почти всегда один.

По словам очевидцев, императрица отлично держалась в седле и любила скакать на лошади. Супруг-монарх, зная это, приказывал время от времени устраивать для Марии Федоровны охоту на оленей «по-французски» — верхом с гончими.

Н. Вельяминов вспоминал: «Кроме императрицы, участвовали только трое: князья Д.Б. Голицын (начальник императорской охоты. — Авт.), В. Л. Шереметев (командир царского конвоя. — Авт.) и граф Берг.

Мне говорили, что охоты эти бывали очень живописно обставлены и велись в строго французском классическом стиле, кавалеры скакали даже в красных фраках. Сколько я знаю, кроме участников, этих охот никто не видел. Мне казалось, что Государь доставлял это удовольствие императрице, но не особенно ему сочувствовал».

Как правило, императорская охота продолжалась часов до шести вечера. Всех добытых животных егеря доставляли из леса в царскую резиденцию. Для этого использовались специальные повозки — длинные телеги с укрепленными над ними жердями-перекладинами, к которым за ноги подвязывали убитых крупных зверей.

Добычу служители аккуратно раскладывали рядами на поляне перед дворцом и ради лучшего впечатления даже украшали дубовыми ветками. На каждом олене была бирка с именем охотника, который его подстрелил. После ужина Александр III в сопровождении гостей выходил из дворца, каждый экземпляр окидывал взглядом знатока, давал распоряжения, как поступить с трофеями.

Вечерний досуг в охотничьей резиденции многие из гостей проводили, будучи приглашенными в приемные комнаты на «императорском» этаже дворца. Мужчины (по выбору самого царя) составляли партию в винт, другие «катали шары» на бильярде. За карточным столом засиживались почти до полуночи.

«Ставки я не помню, — писал Н. Вельяминов, — но для меня игра была крупная, так как при несчастии можно было проиграть 200–300 рублей, но делать было нечего». И дальше доктор признавался, что за месяц пребывания в Спале он проиграл Александру III в общей сложности около 150 рублей — сумму, равную по тем временам генеральскому окладу.

Изредка с обитателями охотничьей резиденции случались неприятности по части здоровья, так что для придворного доктора и здесь находилась работа. И тем не менее император считал его в первую очередь участником охоты, а не медиком.

«Как врачу, — читаем мы у Н. Вельяминова, — мне в Спале почти не приходилось функционировать, причем и в этом отношении сказывалась безграничная любезность и деликатность Государя. Как-то нездоровой почувствовала себя Великая княжна Ксения Александровна. Государь до выезда на охоту послал за мной и приказал, осмотрев Великую княжну, доложить о состоянии ее здоровья. Я исполнил поручение. Ничего серьезного не было, но я тем не менее предложил, что останусь при ней и не поеду на охоту. «Что за пустяки! — сказал Государь. — Поезжайте! Если вы понадобитесь, то за вами пришлют. Пропускать хороший день охоты не вижу причины».

ЗАКАТ РЕЗИДЕНЦИИ

Охотничью эстафету в Спале от отца принял сын — император Николай II. Он тоже не раз бывал в Спале, заботился об усовершенствовании охотничьей резиденции. Например, в 1904 году здесь построили электростанцию и электрифицировали многие постройки комплекса. Кроме того, в здания провели канализацию и соорудили комплекс очистных сооружений — настоящее чудо инженерной мысли того времени.

 — На подобные траты дворцовое ведомство пошло отнюдь не только из-за приверженности к охране природы, но главным образом проявляя заботу об императоре, который пристрастился плавать на лодке по Пилице, — пояснил Михал Слоневский. — В такой ситуации сливать в реку нечистоты было недопустимо.

Именно со Спалой связан один из трагических моментов в жизни семьи императора Николая II. По мнению некоторых историков, это событие, произошедшее осенью 1912 года, сыграло важную роль в дальнейшей истории не только правящей династии, но и всего Российского государства.
Цесаревич Алексей, садясь в лодку на реке Пилице, получил опасную травму.

Больной гемофилией мальчик неудачно прыгнул с берега и ударился бедром об уключину. В результате возникла обширная гематома, угрожающая серьезными последствиями, а придворные врачи ничего не могли поделать. Царь Николай переживал за сына, оказавшегося в столь опасном состоянии.

«Дни… были самые тяжелые, — писал император. — Несчастный маленький страдал ужасно... Спать он почти не мог, плакать тоже, только стонал и говорил: «Господи, помилуй!».

Мать-императрица, видя беспомощность официальной медицины, решила ради спасения жизни сына прибегнуть к последнему средству. Она отправила отчаянную телеграмму в сибирскую глухомань, где жил сосланный из столицы Григорий Распутин.

Вскоре пришел ответ. Старец телеграфировал:

«Не печалься. Твой сын будет жить. Пусть доктора его не мучат». Вслед за столь лаконичным утешением последовало резкое улучшение самочувствия мальчика. Буквально через сутки кровотечение прекратилось, боли отступили, Алексей быстро пошел на поправку.

Простое совпадение, психотерапевтический эффект или действительно вмешательство высших сил? Царственные супруги не стали докапываться до истины, а просто уверовали окончательно в могущество старца Григория и его незаменимость для сохранения здоровья цесаревича. Распутин после этого был возвращен в «ближний круг» и получил возможность безоговорочно влиять на государя и государыню.

Несколько осенних недель 1912 года, проведенных Николаем II на берегах Пилицы, стали последним царским сезоном в Спале.

За те почти 40 лет, что существовала в Спале царская охотничья резиденция, здесь побывало не так много гостей.

 — Александр III и Николай II приезжали в Спалу в сопровождении почти неизменной группы лиц, — уточнил Михал Слоневский. — Это была небольшая компания: члены царской семьи, высокие должностные лица Министерства императорского двора. Из иностранных гостей — родственники Романовых из Греции, Германии, некоторые немецкие генералы...

Но императора Вильгельма II, несмотря на многочисленные усилия с его стороны, не приглашали: российские монархи боялись, что он испортит атмосферу семейного отдыха. С разрешения царей в Спалу во время их отсутствия могли наведываться Великие князья. В 1889 году сюда на один день приехал поохотиться персидский шах Насир ад-Дин.

В «послероссийский» период бывшую императорскую охотничью резиденцию использовали для нужд первых лиц независимой Польши.

 — Здесь бывали Юзеф Пилсудский, президенты республики Станислав Войцеховский, Игнаций Мосцицкий. Последний из них был страстным охотником и часто организовывал охоты для иностранных гостей и дипломатов, — рассказал Михал Слоневский. — А в годы Второй мировой гитлеровские генералы устроили в Спале штаб-квартиру восточного командования.

Некоторые из сооружений царского периода были в прошлом веке разрушены. Деревянное здание дворца сгорело в январе 1945 года. Кто пустил красного петуха, доподлинно неизвестно.

Согласно одной из версий, дворец сожгли солдаты Красной армии по распоряжению командования, которое хотело уничтожить все следы «царей Романовых». Но есть предположение, что дворцовую постройку уничтожили местные крестьяне-мародеры.

Другая часть построек Спалы сохранилась и отреставрирована. В их числе самый крупный из уцелевших объектов — 36-метровая водонапорная башня, построенная в 1890 году, двух-этажные казармы казачьего конвоя...

Бывшая резиденция русских императоров в настоящее время одно из популярных мест загородного отдыха. А царские охоты уже давно стали историей, забывать которую нам не стоит.

Что еще почитать