Изображение Разговор с министром
Изображение Разговор с министром

Разговор с министром

Встреча в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области была не случайной. Руководители районных охотничьих хозяйств отчитывались по итогам проведенного в 2016 году ЗМУ. Как обычно во время таких встреч, разговор зашел об охоте и ее перспективах в охотничьих угодьях Тверской области.

В обсуждаемом вопросе меня больше интересовало мнение молодых руководителей охотничьих хозяйств, поэтому я обратился к председателю правления общественной организации охотников и рыболовов Калязинского района Землякову Роману Андреевичу:

— Каковы результаты ЗМУ, Роман Андреевич? Чем порадует охотников предстоящий сезон загонной охоты на копытных?

— Все отлично! Зверь в охотничьих угодьях есть, охота обещает быть результативной!

Ответ поразил оптимизмом и молодым задором, которых Землякову Роману Андреевичу не занимать.

Пять лет назад охотники Калязинского районного общества охотников и рыболовов избрали Романа своим лидером, доверив ему перспективу развития охотничьего хозяйства. Молодой парень, недавно окончивший университет, был брошен в водоворот событий, связанных с выживанием охотничьего хозяйства.

Прошедшее пятилетие запомнилось постоянными проверками со стороны надзорных органов, которые преследовали цель доказать бесперспективность существования общественных охотничьих организаций и нескончаемой вереницей судов, где пришлось доказывать право общественной охотничьей организации на существование.

В то время мне пришлось работать в Департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, и я хорошо помню, каким лакомым куском для многих любителей легкой охоты являлись охотничьи угодья Калязинского района.

Когда-то огромные охотничьи угодья площадью около двухсот тысяч гектаров, богатые зверем и птицей, были буквально «порваны» на мелкие частные охотничьи хозяйства, где, пользуясь смутным временем передела власти в охотничьей отрасли между регионами и федеральным центром, началось массовое истребление животного мира.

Конечно, лоси и кабаны грамоте не обучены и не обращались с жалобой в государственные правозащитные органы на беспредел любителей легкой охоты, но результативность охот из-за низкой численности охотничьих ресурсов упала по сравнению с той, которая была двадцать-двадцать пять лет назад.

Уважаемый ветеран охотник Шуваев Валентин Николаевич, возглавлявший на протяжении сорока лет прошлого столетия Кимрское районное общество охотником и рыболовов, вспоминает, что за сезон загонной охоты в государственные и торговые организации района охотники сдавали по двенадцать – пятнадцать тонн мяса, что примерно соответствовало двумстам лицензиям на добычу лосей и кабанов.

Эти охоты производились по официально выданным областным охотничьим управлением лицензиям на добычу копытных. Если к этим цифрам добавить численность копытных, погибших от рук браконьеров и в дорожно-транспортных происшествиях с участием животных, то цифра изъятых из среды обитания животных значительно возрастет. И это только в одной районной организации.

Вспоминаю сухие цифры статистических отчетов периода своей работы в органах исполнительной власти в области охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов начала двухтысячных годов. В среднем в году в результате дорожно-транспортных происшествий и от рук браконьеров гибло более двухсот диких животных.

А какой ущерб области нанесла борьба с африканской чумой свиней?! За два года было истреблено около двенадцати тысяч голов дикого кабана. Отстрел дикого кабана производился до тех пор, пока глава Минприроды России Сергей Донской, встав на защиту диких кабанов, прямо сказал, что кабан — жертва, а не источник распространения АЧС.

Это только верхняя часть айсберга. Если рассматривать вопрос глубже, то надо прямо сказать, что политика, проводимая Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, направленная на ограничение выдачи лицензий на добычу копытных охотничьим организациям, привела к массовому браконьерству, когда на одну лицензию добывали до десяти голов лося и кабана.

Нарушение охотничьей этики, культуры охоты, пренебрежение к требованиям охотничьего законодательства, отсутствие заботы о сохранении животного мира приведут к тому, что мы скоро забудем, что такое — охота.

Министр природных ресурсов и экологии Тверской области Орлов Сергей Валентинович пригласил меня, Землякова Романа и охотопользователей в свой рабочий кабинет, где беседа носила предметный характер.

В разговоре Сергей Валентинович, прежде всего, поинтересовался проблемами, существующими в охотничьем хозяйстве, организацией производственного охотничьего контроля, решением вопросов с собственниками земель. После этого остановился на вопросах политики, проводимой в области охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов в хозяйствах области.

Поинтересовался, как в охотничьих хозяйствах решаются вопросы с воспроизводством диких животных, имеются ли в охотничьих хозяйствах воспроизводственные участки, как осуществляется их режим работы.

Министр пояснил, что в вопросах воспроизводства охотничьих ресурсов, их охраны, борьбы с браконьерами и нарушителями Правил охоты в первую очередь должны быть заинтересованы охотопользователи, заключившие охотхозяйственные соглашения и организующие охоты на закрепленной за ними территории. С моей точки зрения, это принципиальная и правильная позиция государственного органа исполнительной власти в области охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Работники министерства осуществляют контроль за выполнением требований, направленных на охрану охотничьих ресурсов и их воспроизводство на территориях, закрепленных за охотопользователями. Это дает положительные результаты.

Прежде всего, это проявляется в том, что каждый охотопользователь получает столько разрешений на добычу копытных, сколько определено приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 г. № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях».

Отсюда следует вывод, что количество выдаваемых разрешений на добычу охотничьих ресурсов, прежде всего, зависит от численности охотничьих ресурсов на территории охотничьего хозяйства. Численность охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, в свою очередь, следует увеличивать за счет охраны охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и воспроизводства диких животных на территории, закрепленной за охотопользователем, заключившим охотхозяйственное соглашение.

В ходе встречи министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Тверской области Орлов С.В. обратил внимание на то, что охрана охотничьих ресурсов, прежде всего, зависит от организации производственного охотничьего контроля со стороны руководителя охотничьего хозяйства. Отдельные руководители, вспоминают время, когда егеря охотничьих организаций имели право на составление протоколов об административных правонарушениях.

Хочется напомнить, что действующие нормативные правовые документы наделяют таким правом работников, имеющих высшее образование и правовой статус государственных служащих. Мне не приходилось встречать среди штатных работников охотничьих организаций лиц, наделенных правовым статусом государственного служащего и одновременно имеющих специальное высшее образование по обсуждаемому вопросу.

Создание института производственных охотничьих инспекторов наделяет правом последних осуществлять охрану охотничьих угодий, а при возникновении оснований производить в охотничьих угодьях досмотр лиц, их оружие, технику и продукцию охоты, а также составлять акт об административном правонарушении при выявлении нарушений правил охоты.

Составление протокола об административном правонарушении в соответствии с актом производственного охотничьего инспектора, а при необходимости защита интересов охотопользователя в суде относится к компетенции специального государственного органа исполнительной власти по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов и среды их обитания региона РФ.

Особое внимание охотопользователей Орлов С.В. обратил на воспроизводство охотничьих ресурсов, прежде всего, создание воспроизводственных участков в охотничьих угодьях, на которых решением охотопользователя производство охоты должно быть запрещено или ограничено на срок, установленный самим охотопользователем.

Если этот вопрос рассматривать с точки зрения действующих правовых документов, то следует обратить внимание, что максимальная площадь охотничьих угодий, на которую может быть заключено охотхозяйственное соглашение, закреплена приказом Минприроды России от 19 мая 2012 года № 137.

По Тверской области эта площадь составляет семьдесят тысяч гектаров. Отсюда следует, что площадь воспроизводственных участков при такой площади должна составлять не менее десяти процентов от площади охотничьих угодий.

Учитывая, что с охотопользователями области охотхозяйственные соглашения заключались до вступления в силу приказа Минприроды России, то площади охотничьих угодий многих охотничьих хозяйств области значительно превышают площади, определенные вышеназванным приказом.

Отсюда следует вывод, что для производства охоты охотопользователь в Тверской области вправе установить площадь охотничьих угодий не более шестидесяти трех тысяч гектаров, остальную площадь охотничьих угодий перевести в статус участков для воспроизводства охотничьих ресурсов.

Следует помнить, что воспроизводственные участки охотничьего хозяйства должны быть отражены во внутрихозяйственном охотустройстве, предусмотренном приказом Минприроды России от 23 декабря 2010 г. № 559 «Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства».

Это право закреплено за общественными охотничьими организациями в соответствии с их уставами Федеральным законом «Об охоте…» и Федеральным законом «Об общественных объединениях», приказом Минприроды России.

Кроме того, Федеральный закон «Об общественных объединениях» запрещает государственным организациям вмешиваться в деятельность общественных объединений, определенную их уставами, как и последние не вправе вмешиваться в деятельность государственных органов.

Вывод следует один: если хочешь охотиться и иметь результативные охоты, следует постоянно заниматься вопросами воспроизводства охотничьих ресурсов и средой их обитания.

Уверен, что аналогичное положение дел не только в Тверской области, но и в других регионах России.

Что еще почитать