Изображение На шакала  под Астраханью
Изображение На шакала  под Астраханью

На шакала под Астраханью

Вернуться к теме охоты на шакалов автор решил после одного из состоявшихся накануне открытия охоты на пушного зверя разговора со знакомым читателям «РОГ» охотником Ринатом Садыкулиным. В ходе этого разговора поразмышляли о перспективах борьбы с хищниками, и в частности шакалами, в наступающем сезоне.

Ринат один из тех астраханских охотников, кто почти профессионально ведет борьбу с волком и шакалом. О нем самом, о применяемых им способах охот на волков и шакалов «РОГ» уже рассказывала.

Поинтересовался автор также и о том, каковы его успехи в межсезонье. Ринат один из тех, кто занимается и регулированием численности этих хищников в этот период.

— В межсезонье удалось, — рассказывал он, — поохотиться на волка и шакала в нескольких районах области.
Охотился он в основном в местах, где и раньше брал волка и шакала. Их не стало меньше (по данным ЗМУ и подсчетам специалистов региональной Службы природопользования численность волка и шакала удалось снизить. — Прим. автора). Выводки этого года уже заматерели.

В связи с малым весенним паводком, приведшим к дальнейшему обезвоживанию ряда ильменей, у серых разбойников и других хищников летом была неплохая кормовая база. В обмелевших и погибших ильменях оставалась рыба, которая и являлась их основным кормом.

Интересно то, что добытые в таких местах хищники, их туши сильно пахли рыбой. Заметил и то, что в таких местах выводки и одиночные звери держались постоянно, не совершали больших переходов.

Здесь же, кроме волков, держались шакалы и лисицы с енотами. Уходили они из этих мест, в основном, тогда, когда снулой рыбы здесь не оставалось. На шакала в зимнем сезоне специально не охотился, добывал его на приваде, куда шакалы приходили.

В прошлом сезоне, на одной из моих ночных охот на приваде, произошел очень редкий случай. За охоту стрелял 21 раз (об этой охоте сообщалось в «РОГ». — Прим. автора).

Причин того, что хищники шли на эту приваду, вижу несколько. И они, эти причины, как-то все и обеспечили эту редкую по добычливости охоту. Помогло, думаю, то, что выставил эту приваду в месте, где хищника собралось по каким-то причинам немало.

Второй причиной считаю, что свежедобавленные в приваду компоненты усилили и распространили запах привады на большое расстояние. К тому же и хищники были голодными. Выходили на приваду они даже после того, как в ее стороне раздавались мои выстрелы.

Анализ борьбы с шакалами за последние годы показывает следующую статистику: в 2013 году было добыто 208 особей; а в 2014 г. — 194.

Больше шакалов добывается в Красноярском, Лиманском, Камызякском, Приволжском и Наримановском районах.

Рассказы охотников подтверждают, что шакалы большую часть года держатся в тростниковых зарослях и в зарослях околоводных деревьев и кустарников. Любят колючие кустарники лоха.

С весны 2015 г. и до начала охотничьего сезона шакалы, как и другие хищники, в большинстве обитали в районе ильменей и водных артерий дельты. Это связано и с тем, что крайне малый весенний паводок привел к дальнейшей деградации ряда ильменей. Не получив свежей воды, одни ильмени продолжили мелеть, а другие и вовсе высохли.

В ильменях хищники получали и продолжают получать пищу в виде снулой рыбы и падали. Поэтому еще остающиеся выводки и отдельные особи шакалов продолжают оставаться в этих местах. Мигрируют шакалы только в случаях перехода в поисках кормовой базы на новые места. Более протяженные миграции шакалов надо ожидать лишь с началом морозов, которые сильно затруднят возможности для нахождения пищи в ильменной части региона.

С началом охотничьего сезона шакала можно случайно встретить по окраинам камышовых массивов при выдвижении к месту охоты. Здесь они чаще устраивают временные лежки. Лежки нередко устраиваются среди сорной травы. Размеры лежек небольшие. Примерно 60х30 см.

В морозы шакалы чаще их будут устраивать в подходящих местах, даже на ондатровых хатках. В снег, как рассказывают наиболее удачливые охотники, шакалы устраивают лежку среди редкого камыша, в снегу.

Подойти к лежащему в лежке шакалу по чернотропу, как рассказывают охотники, можно лишь случайно. При троплении шакала по снегу выйти на лежку легче. Сытый зверек, как правило, идет по прямой, а подходя к временной лежке, делает резкий поворот. С этого места охотник должен быть особенно осторожен и подготовиться к возможному выстрелу. От поворота шакал может еще пройти от 100 до 200 метров, а затем опять резко повернуть. При этом он часто идет своим следом назад, параллельно своему входному следу. Затем следует еще один из резких поворотов, и зверек ложится. Шагах в 10-20.

На лежке шакал лежит сторожко.

Идти же по следу к лежке и не подшуметь далеко не всем под силу. Поэтому чаще при троплении охотник выходит еще на теплую лежку, но так и не увидев ушедшего с нее шакала…

Как сообщал автор охотничьи СМИ, есть случаи добычи шакала из-под собак с применением малой авиации и даже дельтапланов.

Но в основной массе шакалов, как и в прошедшем охотничьем сезоне, добывали попутно при охоте на других зверей, а также на приваде с наступлением холодов и морозов.


До наступления холодов всеядный шакал, как правило, не испытывает дефицита в пище. Ученые, которые изучали шакала, насчитали более 90 поедаемых им животных организмов и растений. Причем они пришли к выводу, что шакалы больше подбирают-собирают пищу, нежели занимаются хищничеством.

Замечено, что в Астраханской области, кроме рыбы и животной падали, шакалы в разное время года поедают овощи и бахчевые, плоды лоха, ягоды паслена, саранчу и кузнечиков, доступных насекомых. При возможности они охотятся на мелких грызунов, ондатру и водяную полевку, молодь уток и других гнездящихся на земле птиц.

Зимой же, а особенно с наступлением морозов, шакал лишается большинства из доступного корма. Именно в этот период, в поисках пищи, он совершает большие миграции. Тогда же он хорошо идет на приваду, где пожирает не только само павшее животное, но и остатки за волками и лисами.

— Мне, — рассказал мой земляк Анатолий, — в прошлом охотничьем сезоне удалось найти павшую верблюдицу. Она, когда я подошел, уже растерзанная лежала на люду ерика. Вокруг было много следов лис и шакалов.

Место для засады было хорошим. Вокруг густые заросли камыша, в которых не только могли лечь на лежку звери, но и устроиться самому охотнику. К сумеркам я расположился шагах в сорока у привады. Конечно, учел направление ветра. Он был небольшим, но рассчитывать же на возможный подход зверя можно было лишь с направления на ветер или с бока. Если ветер вдруг поменяется.

Первый хищник, а это оказалась лисица, вышел к приваде уже в темноте. После выстрела она осталась на месте. Подбирать ее не пошел, так как боялся подшуметь.
Минут через пятнадцать-двадцать из камыша вышла пара других зверей. Мгновенье постояв, они сразу стали поспешно рвать падаль. Присмотревшись, узнал шакалов. После моего дуплета один из них остался на месте, а второй убежал.

Часы показывали лишь 22 часа, и я решил еще немного подождать. Надеялся, что придет волк. Каково же было мое удивление, когда опять через двадцать минут с того же направления, из камышей, вышла опять же пара шакалов. И опять все повторилось. Взял обоих, причем чисто…

После этого уверовал в рассказы других охотников. Они рассказывали, что голодный шакал, нашедший падаль, теряет осторожность. Если не учует запаха охотника, а последний не подшумит, то шакал начинает поспешно насыщать свой желудок падалью.

Опять же, если правильно сесть у привады в засидку, то и выстрелы не пугают голодного шакала.

Напоминаю, что в охотничьем сезоне, который открывается в Астраханской области с 7 ноября 2015 года, запланировано добыть 557 шакалов и 733 волка.

Хочется пожелать нашим читателям и всем, кто будет охотиться в этом регионе, удачи.

Ни пуха вам, ни пера!

Что еще почитать