Изображение Затянувшаяся проблема
Изображение Затянувшаяся проблема

Затянувшаяся проблема

Два года назад Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что общественные организации охотников используют лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности в Тверской области, под размещение объектов охотничьей инфраструктуры в отсутствии договоров аренды лесных участков для осуществления своей деятельности в сфере охотничьего хозяйства. После проведенной проверки прокурором было внесено представление о нарушении законности. Сразу оговорюсь, что подобное положение дел имеет место во всех регионах Российской Федерации.

Легко сказать: «Устранить нарушение требований законодательства!» Но, как говорится, прокурор всегда прав, поэтому устранять нарушение законодательства необходимо.

Вот тут-то, при устранении нарушений законодательства, и появилась проблема. Проблема заключалась в отсутствии правовой базы, которая бы регулировала механизм реализации требований Лесного кодекса Российской Федерации и нормы права закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

С одной стороны, закон обязывает охотничье хозяйство заключить договора аренды лесных участков, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе строительство охотничьих баз, домов охотника, егерских кордонов, иных остановочных пунктов, лодочных пристаней, питомников диких животных, кинологических сооружений и питомников собак охотничьих пород, стрелковых вышек, тиров, кормохранилищ, подкормочных сооружений, прокосов, просек, других временных построек, сооружений и объектов благоустройства.

С другой стороны, ни один объект охотничьей инфраструктуры, указанный в Лесном кодексе Российской Федерации (охотничья база, дом охотника, егерский кордон, лодочная пристань, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, кормохранилища, подкормочные сооружения, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства в лесных участках), не занимают площади в размере одного гектара, и тем более лесного квартала. Например, стрелковая вышка занимает площадь не более четырех квадратных метров, солонец — не более одного квадратного метра и т.д.

В соответствии с требованиями правовых документов Минприроды России заключение договора аренды лесного участка допускается только на площади не менее одного лесного квартала, а это от двух до четырех гектаров. За что охотпользователь обязан платить по договорам аренды?

Этот вопрос был задан заместителю министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководителю Федерального агентства лесного хозяйства Владимиру Альбертовичу Лебедеву в открытом письме, опубликованном в «Российской охотничьей газете» («РОГ» № 32, 2014).

В этом же письме было предложено разработать правовой документ, позволяющий охотпользователям заключать договора аренды лесных участков для размещения на них элементов охотничьей инфраструктуры на реально занимаемую ими площадь.

Отсутствие ответа от заместителя министра Минприроды России В.А. Лебедева вынудило автора открытого письма обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой обязать министерство дать ответ на открытое письмо.

Генеральная прокуратура, включив правовые рычаги воздействия, обязала чиновников Минприроды России выполнить требование Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

15 января 2015 года Минприроды России направило автору открытого письма ответ об исполнении поручения Генерального прокурора Российской Федерации.

Из ответа следовало, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» размер платы составляет 0,03 рубля за гектар в год для всей территории Российской Федерации.

При этом необходимо заключить договор аренды лесного участка. Минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства является лесной квартал.

Но в том же письме Минприроды России, подписанном заместителем министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководителем Федерального агентства лесного хозяйства И.В Валентиком, чиновники министерства заверили, что в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части исключения необходимости заключения договоров аренды лесных участков при осуществлении биотехнических мероприятий, не требующих возведения объектов капитального строительства и рубки лесных насаждений на лесных участках.

Казалось бы, можно поставить точку на проблемном вопросе. Формальные условия соблюдены. Чиновники Минприроды России отчитались перед Генеральной прокуратурой о выполнении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Автору письма дан ответ, обещающий устранить пробел в законодательстве о предоставлении охотпользователям в аренду лесных участков для нужд охотничьего хозяйства.

Время проработки и принятия правового документа о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части исключения необходимости заключения договоров аренды лесных участков при осуществлении биотехнических мероприятий, не требующих возведения объектов капитального строительства и рубки лесных насаждений на лесных участках законодательством не определено, оно может длиться годами.

Временное затишье нарушила Тверская межрайонная природоохранная прокуратура, направив представление о нарушении требований об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, где прокурор требует заключить договора аренды лесных участков, где располагаются элементы охотничьей инфраструктуры.

Представление прокурором было направлено, несмотря на то что в соответствии с пунктом 1 статьи 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (редакция от 29.12.2014) с 1 января 2015 года в аренду предоставляются лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется собственником земельного (лесного) участка либо иным заинтересованным лицом (Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Как ни крути, но ни районные, ни частные организации охотников при отсутствии законодательной базы не могут заключить договора аренды лесных участков для нужд охотничьей организации. Налицо недоработка чиновников!

Пока Тверская межрайонная природоохранная прокуратура разбирается с чиновниками, почему до настоящего времени не внесены изменения и дополнения в нормы действующего законодательства в части заключения договоров аренды лесных участков, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области во главе с Сергеем Валентиновичем Орловым направило Предписание об устранении нарушений требований законодательства в области охраны и сохранения объектов животного мира и среды их обитания с требованием устранить рекомендации, указанные в статье 25 Федерального закона от 24.08.2009 № 209-ФЗ «Об охоте...» в части отсутствия лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Ай да Орлов! Ай да молодец! От чрезмерного старания, чтобы привлечь организации охотников к ответственности, он пошел на прямое нарушение законодательства. Но одного не учел Сергей Валентинович: подобное чрезмерное старание не основано сегодня на требовании закона, поэтому начальство его не оценит, а у охотников подобные потуги вызовут, мягко говоря, удивление.

Пока работники прокуратуры пытаются направить лесное и охотничье законодательство в законное русло, чиновники от охоты ищут виновных в нарушении еще не принятых законов.

При знакомстве с бумажным творчеством чиновников от охоты, засевших в теплых кабинетах, создается впечатление, что их численность значительно превышает количество диких животных в местах их обитания, все кажется, что они постоянно ищут, чем бы заняться в рабочее время.

Очень хочется обратиться к ним и выразить чаяния охотников. Дайте же наконец охотпользователю заняться его прямыми обязанностями по охране, использованию и воспроизводству животного мира и среды его обитания, а также вопросами организации и проведения охоты!

Что еще почитать