Если быть объективным, то для большинства охотников практическая охотничья стрельба закончилась в октябре, с окончанием осеннего пролета водоплавающих. На зайца охотятся далеко не все, а на копытных и того меньше. Да и на охоты эти от силы десяток-другой патронов уходит в — лучшем случае, а бывает, что и без выстрела зимний сезон может закончиться.
Так что перерыв в стрельбе к весне весьма ощутимый, на стенд не каждый может выбраться, в силу различных обстоятельств, а в марте — апреле без трофея остаться не хочется. Поэтому лишнее напоминание о приемах стрельбы и различных подводящих упражнений для восстановления стрелковых навыков вреда никому уж точно не принесет, а польза будет основательная.
Возьмем наиболее массовую и доступную весеннюю охоту, при этом наверняка для охотника достаточно привлекательную. На тяге вальдшнепа стрельба обычно ведется в условиях недостаточной освещенности. Глухарь на току — это вообще ночь, да и по селезню с тетеревом зачастую приходится стрелять в предрассветных сумерках. Так что от умения точно отправить дробь по дичи, когда порой и мушки не видно, часто зависит успех весенней охоты.
Многие, наверное, замечали, что, глядя в сумерках на цель двумя глазами, достаточно четко удается определить контуры дичи. Но одним глазом и через прицельную планку все расплывается и пропадает.
О стрельбе с двумя открытыми глазами говорилось много, в том числе и на страницах «РОГ». Не буду повторяться, лишь заострю внимание на ведущем глазе. Если, прицелившись одним правым глазом на удаленную цель, открыв левый, мушка останется на цели и возникшее «двоение» особых неудобств в наведении и восприятии объекта выстрела не появилось, смело стреляйте с обоими открытыми глазами. В противном случае придется немного щурить, но полностью не закрывать «мешающий» глаз.
Основным приемом, обеспечивающим предпосылки к точному выстрелу, является правильная вкладка ружья в плечо и к щеке. Чтобы не пришлось поправляться с расположением мушки относительно прицельной планки, достаточно просто «посадить» цель на середину контура колодки.
На тяге вальдшнепа из-за волнения стрелка ружье вдруг становится «непослушным» даже для опытного охотника. Нельзя переждать с выстрелом, успокоиться, как на охоте из шалаша, выбора нет, нужно стрелять. При всем умении и навыке выстрел на охоте скорее воспринимается как удача, а не точно исполненный технический прием. Бежишь к месту падения лесного отшельника, хотя навстречу уже неспешно трусит вежливый спаниель с добычей в зубах.
Эмоции эмоциями, но без выработанного двигательного навыка даже спокойно летящего вальдшнепа после выстрела придется только провожать глазами. Восстановить основные приемы стрельбы влет перед вылазкой на охоту не грех не только новичку, но и достаточно опытному мастеру.
Первое, с чего начать, — отработать правильную вкладку и расположение левой руки на цевье с рациональным хватом. Затем проверить навык вскидки, следя за правильной исходной постановкой конца стволов относительно уровня глаз (исходное положение — плюс-минус 10-20 см) и приклада (не ниже локтя правой руки). Следить за рациональностью («скупостью») выполнения приемов, не делать размашистых движений, вскидывая ружья к плечу.
Наметив несколько воображаемых мест «выстрела», пощелкать курком, нажимая на спуск, проходя через них, не допуская остановки и торможения ружья.
О том, как стрелять на охоте, можно давать лишь общие советы. Многое зависит от выбранного места, поведения дичи, погодных условий и многого другого, что не только предвидеть, а предположить бывает трудно.
По спокойно летящему вальдшнепу чаще всего многие охотники стреляют с точно выверенным упреждением при равномерной поводке. Здесь главное — не начинать поводку заранее и не делать движение слишком длинным. Кроме возможности быть лесным куликом замеченным, продолжительная поводка может перейти в фазу, когда излишне «перекрученный» корпус стрелка вызовет торможение движения и подключение к работе рук, что обычно влечет нарушение прицельной линии.
Более универсальна стрельба с ускоренной поводкой; она, во всяком случае, значительно продуктивнее по дичи подвижной, напуганной, с неровным полетом, что при охоте на вальдшнепа не редкость. Здесь упреждение уже меньше понадобится, но и охотнику придется некоторую «прыть» проявить. Дичь как бы задает траекторию движения стволов, и ружье «догоняет» вальдшнепа, и, обгоняя, при появлении просвета (упреждения), следует нажатие на спуск.
О стрельбе навскидку, когда вскидка, поводка, упреждение осуществляются координировано относительно перемещения цели, а нажатие на спуск (выстрел) совпадает с «попаданием» (вкладкой) ружья в плечо, разговор особый. Для такой манеры стрельбы нужен достаточный настрел и большой объем тренировочной работы. Кроме того, определенная нервно-психологическая предрасположенность к таким движениям. Поэтому давать конкретные советы здесь несколько затруднительно.
Одно лишь не помешает, при всех способах и манере стрельбы, — освоить управление корпусом (привязать к движению) левой рукой. Что-то сродни прицеливанию указательным пальцем левой руки, когда движение руки к намеченной точке через предплечье передается корпусу, задавая нужный поворот поясничного и плечевого пояса.
О величинах выноса, что в первую очередь связано с расстоянием до дичи, скоростью ее полета, привязав упреждение к манере стрельбы, уже говорилось не раз. Субъективность визуального восприятия этой величины очевидна, а истинные размеры есть в любом справочнике по охоте. Проверьте, как будут они индивидуально смотреться через мушку ружья на 20-30-40 метров.
О стрельбе далее 50 метров, что разумным считаться не может, здесь советовать и говорить не буду, лишь напомню о безопасности, особенно когда в стволах находится крупная дробь.
Комментарии (27)
Филипп Стогов
Дожили, "самозарядчик" , то ли с "Сайгой", то ли "Вепрем" на фото к безымянной статье о весенней стрельбе, безвкуснее снимка и не подберешь. Ладно бы с "Браунингом" или "итальянцем" каким-нибудь, а то "милитари".
22 ответа
Aleksey Zhukov
+1000000
Хотя картинка и название статьи в тему. Не хватает разгрузки, и все ок )))
Aleks Jarkovoj
И подствольного гранатомета...
Леонид Слуцкий
Ну давайте, дяденьки, расскажите недалекой молодежи о "правильных ружьях" или "правильных" охотниках, а то давно "срача" на эту тему не было. "ЗаМКАДные" мужики заодно посмеются.....
Aleks Jarkovoj
Если "заМКАДНые"-это те, что живут за пределами МКАД, то до меня как раз три тысячи верст, малыш...
НИК.ИВАНЫЧ
Это точно,за МКАДные живут вне этого отдельного княжества, а вот внутри МКАДные пусть хоть смеются до уссыкачки над собой, да и над тобой Лёник тоже, заступник РЭМБОВ нашелся, они здесь ни ходют...:-)))
Борис Соколов
Что под своим именем здесь и с аватаром - молодец.
Что, кроме себя, не слышишь никого - типично. И убого.
Леонид Слуцкий
Еще как ходят, только не пишут, а просто смеются....
Как городские "правильные" охотники из райцентров РООИРы ихние местные деньгами кормят, а они потом шарашат за их же деньги столько, сколько нужно и из "Сайги" и из "Итальянцев" и из прадедушкиного "ТОЗА"... А "правильные" охотники все о правилах и о воспитании говорят, за очередной рюмкой....
А если об этике говорить, то чего тогда не луком и стрелами охотиться, зачем ружье брать?
Георгий
Леонид, как-то в вашем комментарии всё запутанно. Так, что городские охотники за счет местных "паразитируют" или местные "обдирают" приезжих?
Разъясните пожалуйста.
Борис Соколов
Про лук и стрелы старо и банально.
Что касается культуры охоты... Знаете, Леонид, она просто есть. Просто существует, независимо от того, кто из чего шарашит и кто, сколько и кому башляет. Как вера. Вера существует и будет существовать независимо от количества воинствующих циничных атеистов. Даже тогда, когда они, упиваясь своим временным торжеством, ржут над нею и разрушают храмы.
Я понимаю, что говорю это в пустоту, вам не понять, скорее всего, но по крайней мере в следующий раз просто по-человечески постесняйтесь тут хамить. Даже, если делаете это интеллигентно.
Леонид Слуцкий
Да вроде все понятно, "местные" кому до охотугодий пешком дойти можно из дома в 90% случаях никаких путевок не покупают и билетов даже не имеют, этика у них простая: что встретил, то и убил, и съел или продал (сейчас это больше обороты набирать стало, чем просто съел), как и чем добывать зверя , им абсолютно все равно, рассуждения на форумах в больших городах о "правильности" вызывают у них лишь улыбки. Зато РООИРы местные, которые якобы все по правилам делают, и угодья свои охраняют, с удовольствием кивая городскому "правильному" охотнику и соглашаясь с ним во всем, берут с него деньги, которые потом "прекрасно осваиваются".
Скажите, да это их просто не воспитывали "правильные" охотники? Верно, только там правильность другая, и их как раз ей и воспитывали, причем несколько поколений, и то, что будет считаться обычным браконьерством по закону, на месте у местных будет называться "жить, как учили", потому - что их так еще деды там учили.
Ну, а теперь, возвращаясь, к фотографии в статье, которая вызвала весь этот наш разговор, хочу Вас господа спросить, кто будет человек с “Сайгой” или “Вепрем”, который будет охотиться по Вашим правилам в Ваших глазах? И кто будет человек со старой двустволкой, который будет, идя по лесу, валить все, что встретится?
Леонид Слуцкий
А в чем же по Вашему вера? В том, что ружье должно быть с 1-2 патронами? И выглядеть в стиле, навеянном началом-серединой 20-века? В чем банальность "лука и стрел" ? Это же оружие предков, что может быть гуманнее и "правильнее"? Лучше тогда уж совсем на охоту не ходить.
Вы меня обвиняете сейчас в хамстве, а обозвать человека на фотографии из-за того, что он с "Сайгой" это по Вашему правильное замечание? Вы этого человека знаете лично, чтобы его "автоматчико-зенитчиком" обзывать?
Георгий
Ну, просто редакция неудачно подобрала фото. Есть определенные традиции, пусть не совсем в охоте, а в фотографировании. На паспорт, например, никому в голову не придет фотографироваться в майке. Так и охотничье фото подразумевает определенную атрибутику. О культуре охоты говорить не будем, но после себя "выжженные" угодья оставлять всё-таки не следует, независимо есть у тебя охотничий билет или только ружье "контрабандное". А само фото к статье, это скорее зима и охота загонная, судя по "подпопнику", к весне никаким боком.
Леонид Слуцкий
Так культура все-таки в ружье или в поведении охотника?
Неужели вид ружья ставиться всегда на первый план при оценке?
По фото в паспорте: вот хотите верти, а хотите нет, лично видел 3 паспорта, кстати, как раз когда путевки выписывал в Тверской области, где народ там был в майках. Разве получается, что они быдло, у которого свитера, рубашки или пиджака не нашлось?
Фото может и не по сезону, хотя я в 2009 году открывался весной, как раз в таком снежном покрове....., но разве есть на фото, хоть капля чего-то, что является нарушением правил охоты?
Борис Соколов
1. Банальность, коллега, не в самих луке и стрелах, а в использовании их в качестве аргумента. Я это имел ввиду.
2. Я никого автоматчиком-зенитчиком не обзывал. Это не по адресу.
3. Культура, конечно же, в поведении. Но разве поведение - это нечто абстрактное, не связанное с предметами, вещами, их использованием? Раз уж мне пришла на ум аналогия с верой, логично спросить: это культурно, войти в храм в шортах? Безусловно, это можно сделать, гром с неба не грянет, но это будет нормально, да? Вы говорите о навеянном столетней давностью и готовы, я полагаю, покрутить пальцем у виска, увидев человека с курковкой. А не обращали внимания на то, насколько гармонично и естественно смотрится этот человек в лесу? Я, скорее, готов покрутить у виска, увидев человека в амуниции и с оружием "милитари", поскольку выглядит он дико и неуместно хоть на тяге,хоть на току, хоть осенью на утином перелёте... Простите ради Бога, лично никому не адресовано - полным дураком выглядит, чесслово...
Борис Соколов
Про паспорт совершенно согласен, но про зимнюю загонную не понял (по направлению выстрела). Если судить по количеству снега и зимней амуниции, то тогда уж, скорее, тетерева. А по тетеревам на лунках шмалять из "Сайги" - это уж точно в майке на паспорт.
Леонид Слуцкий
Ну вот я, как раз, увидев человека смотрю в первую очередь не на его ружье, а на то, как он соблюдает правила охоты, которые с полуавтоматами охотиться не запрещают, а дают ограничение по емкости магазина, кремневка,двудулка у него при этом или самозарядное мне все равно.
По-поводу гармоничности в лесу с ружьем: вот тут не понимаю этого понятия, если мы приходим в лес гармонировать внешне с ним, то зачем тогда ружье, оно в любом случае инструмент несущий прямо скажем "смерть" и "хаус"? Если все-таки идем добывать по правилам, то вопрос гармоничности, как-то странно поднимать, тут не на гармоничность смотреть нужно, а дичь выслеживать пока не улетела или убежала, ружье в данном плане должно быть добычливым, а охотник незаметным и замаскированным, гармоничность наверно будет уже в этом. Вид Сайги или любого другого самозарядника сам по себе демоскировать не может, только обращение с ними, милитари стиль тоже разный бывает, как рэмбо, конечно, с пулеметом, кучей ножей и гранат идти в лес странно (если не война), но хороший армейский камуфляж, разгрузка (в легком варианте), маскировочная краска для лица, себя оправдывает, если приходиться сутками в лесу или болотах сидеть или выслеживать добычу в разных погодных условиях.
Борис Соколов
По поводу первого абзаца - это Вас прекрасно характеризует, без иронии говорю. И акцент на первичность соблюдения правил охоты я сомнению не подвергаю.
А вот в первичности результата охоты перед красотой этого процесса позволю себе усомниться. Не на пропитание себе добываем и не от совсем уж плохой жизни (если о любительской охоте говорим). И тут большое значение имеет, какая охота!
Не сочтите за ретрограда: я и сам на гусиной охоте применяю многозарядку, и маскировку (правда, предпочитаю балаклаву, а не раскраску); навигатором на ходовых охотах не брезгую; и кожаными перчатками с обрезными пальцами пользуюсь... Однако при этом всегда помню, что деды в ватниках и валенках, и с курковками добывали зачастую результативнее, а главное - честнее нас! А в данном случае о вальдшнепе речь в статье идёт, о весенней охоте! Сопоставьте кулика размером в два кулака с его изумительным хорканьем и "сайгу". Это реально красиво и достойно? Может, я чего-то не понимаю?
Леонид Слуцкий
Да вот опять мы упираемся в некую "итичность-гармоничность", если уж лесным куликом любоваться, то ружье брать не стоит, а если уж стрелять в него собираемся, то ему наверно уж точно все-равно из чего...., я не вижу большей этичности стрельбы для добывания (а иначе зачем вообще стрелять, лучше уж тогда по тарелкам) из классики, нежели из Сайги и ей подобных.
Борис Соколов
Кулику точно без разницы...а вот то, что Вам всё равно, очень жаль. Чай, не кулик. Ладно, проехали, мессианством заниматься и в свою веру из безверия обращать - дело дохлое. К этому можно только самостоятельно прийти.
Георгий
Просто фото к весенней охоте и тяге вальдшнепа, на чём вообщем-то "заострен" материал, отношения не имеет. На заду охотника "сидушка", что часто используют на загонных охотах, в ожидании начала гона. А в майке фото на паспорт, просто себя не уважать, о других уже и слов нет.
Георгий
Быдлом можно быть имея в гараже несколько мерседесов и хамеров, а в гардеробной не один десяток костюмов от известных кутюрье.
Георгий
Понятно, что это фото к конкретной охоте ничего не имеет. Просто снялся на память. А по поводу "фотосессии" на загонной охоты, предположение по амуниции.
Георгий
А если бы был разговор "лицо в лицо", товарищи охотники, вы тоже позволили себе так выражаться?
Кстати звонил приятель с юго-запада Тверской, шел на тягу, поднял больше двух десятков вальдшнепов (конечно нужно сделать "охотничью" скидку), но тяги не было, к вечеру морозит.
владимир козявин
А ведь процесс пошел,не все так запущено на самом то деле.Может, оказывается, и без беспардонного хамства высказываться.Во всяком случае, стало просматривается и то, что способны и рассуждать то по- людски. Бог даст и остальное подтянется.
Иногда не лишним бывает к "дяденькам" прислушиваться.
1 ответ
Борис Соколов
Значит, мне не показалось :) Владельцы 34-х "тозиков" ощущают одинаково? :)
владимир козявин
Борис,это же очевидно.Просто надо было быть родом из охоты.И не стыдиться этого,дорожить памятью.