Изображение О выдаче разрешений на весеннюю охоту
Изображение О выдаче разрешений на весеннюю охоту

О выдаче разрешений на весеннюю охоту

Весенняя охота на пороге. В большинстве областей России взять разрешение и путевку на нее не представляет проблем, были бы деньги. Но есть у нас регионы, где выдача разрешений жестко ограничивается непомерно низкими нормами пропускной способности угодий, закрепленных в «Параметрах охоты», утвержденных губернатором данного региона.

Это приводит к тому, что охотпользователи могут выписать лишь незначительное количество путевок. В некоторых охотхозяйствах, принадлежащих, кстати, общественным организациям, даже на тягу вальдшнепа могут попасть от силы треть местных охотников, а уж о гостях из других районов и тем более регионов и говорить нечего!

В 2011 году мне, как руководителю в то время отделом охотничьей орнитологии ФГБУ «Центрохотконтроль», было поручено подготовить «Краткие рекомендации по расчету пропускной способности охотничьих угодий, норм добычи для проведения весенней охоты (гуси, селезни, вальдшнеп)». Судьба этих рекомендаций мне неизвестна, во всяком случае, в период моей работы в «Центр­охотконтроле» они утверждены не были. Поэтому мне бы хотелось вкратце донести их до охотпользователей.

Эти методические рекомендации были основаны на «Временных указаниях по организации и производству охоты на водоплавающих птиц в лесной зоне Европейской части РСФСР (Нечерноземье)» (М., 1986 г., ЦНИЛ Главохоты РСФСР, подготовлены отделом охотничьей орнитологии под ред. Е.С. Гусакова, рецензент проф. Я.С. Русанов) и многолетних исследованиях отдела охотничьей орнитологии и московской научной группы «Вальдшнеп». При подготовке рекомендаций были учтены мнения специалистов Рабочей группы по гусеобразным птицам Северной Евразии, лаборатории сохранения биоразнообразия и использования биоресурсов ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН, ФГУ ВНИИприроды.

Предварительно в эти организации были направлены запросы с просьбой высказать свои мнения по данному вопросу. Но с некоторыми из рекомендаций орнитологов мы не можем согласиться (введение запретных дней в короткий период весенней охоты, запрет охотиться в сумерках, полностью запретить охоту на разливах и больших полях, устанавливать норму добычи только в местах гарантированной охоты).

Совершенно очевидно, что для каждого вида весенней охоты и группы добываемых видов должны быть установлены свои нормы пропускной способности угодий. Они должны быть отражены в паспорте охотхозяйства, подготовленном на основании проведенного там охотустройства. Но поскольку до сих пор многие пользователи еще не провели его в связи с очень высокой, а подчас и неподъемной стоимостью этой работы, норма нагрузки на угодья определяется единой по всему региону. Как ее необходимо рассчитывать? Вот наши предложения.

ОХОТА НА ГУСЕЙ

Из всех трех видов весенних охот, рассматриваемых нами, именно гусиную охоту следует жестко ограничивать. В основу расчета плотности охотничьей нагрузки на угодья положена средняя дистанция вспугивания гусей.

Для минимизации уровня беспокойства гусей и снижения фактора распугивания необходимо ввести запрет охоты в местах массовых ночевок гусей на воде. Новые правила охоты ограничивают проведение охоты на гусей запретом охотиться ближе 500 метров от среднего многолетнего уреза воды ряда крупных рек и озер. Перечень их приведен в Правилах.

Это не значит, что здесь нельзя охотиться на селезней с подсадной, как раз наоборот: самая интересная охота с подсадной на разливах. По мнению специалистов по гусеобразным, необходим запрет охоты в местах массовых остановок гусей на отдых и кормежку. Это достигается также путем создания зон покоя для птиц на пастбищах и/или в степи. Площадь таких зон покоя должна составлять не менее 1 кв. км (100 га).

Охота на гусей и казарок должна быть разрешена только с профилями, чучелами и/или манными (живыми) гусями из укрытия (окопов или скрадков) с использованием духовых манков. Допускается нахождение нескольких охотников в одном скрадке или установка рядом групп скрадков. Расстояние между охотниками или группами охотников должно составлять не менее 700 м (это средняя дистанция вспугивания гусей при появлении человека).

В местах скоплений гусей обязательно создание зоны с ограничительным режимом охоты. Эта практика широко используется в передовых охотничьих хозяйствах Республики Казахстан, например в Кулыкольском охотхозяйстве. Продажа путевок в зону с ограничительным режимом охоты осуществляется только на кордоне у егеря, все другие путевки здесь недействительны. Пропускная способность охотхозяйства определяется, исходя из расчета — не более одного охотника или одной группы охотников на 2 кв. км (200 га). Данный режим юридически закрепляется на уровне территориальной инспекции.

Это позволит охотничьему хозяйству минимизировать охотничий пресс и фактор беспокойства гусей, поднять цену путевки и одновременно гарантировать добычу гусей каждому охотнику (группе охотников). Такая практика не нарушает постоянных массовых концентраций гусей, обеспечивает высокий уровень обслуживания охотников, исключает нахождение бродящих по угодьям охотников, распугивающих гусей и мешающих охотиться организованным охотникам.

Охотникам необходимо разъяснять, что крайне нежелательна добыча серого гуся и гуменника из отдельных групп менее 7 особей, держащихся в стороне от основной стаи других видов гусей и казарок более чем на 500 м. В подавляющем большинстве случаев — это семейные группы: пары с прошлогодними птенцами, готовящиеся к размножению. Стрелять их нежелательно.
Оптимальная нагрузка на угодья должна составлять не менее 300 га угодий на одного охотника (или группу охотников, охотящихся вместе).

ОХОТА НА СЕЛЕЗНЕЙ

При охоте с подсадной из укрытия расстояние между скрадками (шалашами) должно составлять не менее 300 м. Это даст возможность охотникам проводить охоту, не мешая друг другу, а селезням подсаживаться к скрадку, не пугаясь соседнего скрадка в случае его неправильной маскировки или выхода из него охотника. Если охотник производит выстрел из скрадка, то обычно в воздух поднимается около 50% уток (главным образом, стаи), сидящих на открытых разливах и плесах в радиусе около 500 м.

В принципе, это не влияет на успешность охоты, но охотпользователи могут установить и минимальную дистанцию между шалашами — 500 м. Расположение скрадков ближе 200 м один от другого уже опасно с точки зрения техники безопасности. Таким образом, диапазон пропускной способности угодий при охоте на селезней с подсадной уткой варьирует от 25 до 50 га угодий на одного охотника (скрадок) или 2–4 охотника (скрадка) на 1 кв. км, пригодных для этой охоты.

К пригодным для такой охоты местам могут относиться не только типичные водно-болотные угодья. Затопленные весенним половодьем лес и вымочки в сельхозугодьях — также прекрасные места для охоты с подсадной. Поэтому мы считаем, что пропускная способность по региону при охоте с подсадной, приведенная выше (25–30 га на охотника), должна рассчитываться на общую площадь угодий.

Но и на этой охоте должны быть ограничения по выдаче разрешений. Это уж прерогатива охотпользователей. Необходимым и обязательным условием для выдачи разрешения на такую охоту должно являться наличие у охотника подсадной утки. Заводчикам подсадных (а охотпользователи должны знать, сколько уток содержится у егерей и местных охотников) можно выделять количество разрешений (путевок) по числу подсадных.

Таким образом, помимо хозяина подсадных, путевки могут выдаваться и другим охотникам, которым заводчик предоставит своих уток. Приезжие охотники обязаны предъявить своих подсадных или письменное подтверждение местного заводчика подсадных (или егеря) о том, что охотник будет охотиться с его уткой. При отсутствии подсадной утки путевка не может быть выдана.

При расчете пропускной способности угодий охотпользователи должны знать, сколько подсадных уток имеются у местных охотников, планирующих охотиться на их территории. Норма добычи селезней устанавливается в каждом конкретном охотничьем угодье и может варьировать от 2 до 10 селезней за день охоты. Рекомендуется определять видовые нормы добычи, либо устанавливать их по группам видов (селезни кряквы, других речных уток, нырковых уток).

Охота должна проводиться только из искусственных укрытий (скрадков, шалашей) и только с подсадной уткой. При этом охотник имеет право высаживать у скрадка нескольких подсадных уток и чучела, а также пользоваться звуковыми манками (кроме электронных).

ОХОТА НА ВАЛЬДШНЕПА

Охота на вечерней тяге вальдшнепов — наиболее массовый вид весенней охоты и не требует столь жесткого определения норм добычи и количества выдаваемых разрешений. Многолетний мониторинг показал, что общая численность вальдшнепа в России стабильна и пока не вызывает опасений. Введение ограничений по пропускной способности угодий можно ввести только в густонаселенных регионах. Основой этого ограничения должна стать техника безопасности на охоте и этика охоты. Поясним это.

Безопасность стрельбы. Охотники могут располагаться не ближе 150 м друг от друга. Несмотря на то что стрельба производится вверх, нужно учитывать, что дробь на излете опасна при попадании в глаза. Случается, что после выстрела вальдшнеп-подранок летит низом и охотник может произвести по нему выстрел, опасный для окружающих.

Этика выстрела. Летящий вальдшнеп обстреливается несколькими стоящими близко друг к другу охотниками. Это мешает охоте и вызывает у охотника негативные чувства. Кроме того, нередко стоящие неподалеку охотники разговаривают на тяге, что может помешать другим охотникам. Учитывая эстетическое значение охоты на тяге, минимальное расстояние между охотниками, особенно между собой незнакомыми, желательно устанавливать не менее чем в 300-400 м.

Площадь тяги одного самца вальдшнепа составляет в среднем за один вечер 60 га, а по прямой вальдшнеп может пролететь за вечер до двух километров. На этой площади в разных направлениях может тянуть до 10–15 вальдшнепов. Теоретически, если это количество вальдшнепов будет добыто, то в последующие дни тяги здесь прекратятся. Однако не все вальдшнепы принимают участие в тяге каждый вечер. Активность тяги зависит от погоды.

Молодые (прошлогодние птенцы) вальдшнепы прилетают позже старых и нередко начинают тянуть только в полной темноте. Отстрелянные вальдшнепы через несколько дней замещаются другими, чаще всего молодыми. Как показало мечение и кольцевание, несмотря на то что валовый пролет длится всего несколько дней, пролет молодых вальдшнепов может длиться около месяца и захватывать май (а на севере май — начало тяги). В местах интенсивной охоты на тяге мы рекомендуем смещать сроки охоты на более ранние.

Нормы нагрузки на тяге целесообразно устанавливать только в густонаселенных местностях, где охотничья нагрузка высока и при неблагоприятной зимовке вида. Они устанавливаются из расчета от четырех до 12 охотников на 1 кв. км «вальдшнепиных» угодий или от 8 до 25 га на одного охотника. Однако нужно учитывать, что «вальдшнепиными» следует считать не только лесные угодья, но и зарастающие молодым лесом заброшенные сельхозугодья, которые в период весенней охоты бывают более привлекательными для вальдшнепа, нежели коренной лес.

Несколько лет назад мы проводили анкетирование охотников и анализ данных путевок по добыче вальдшнепов. Оказалось, что выполнить норму добычи — 3 вальдшнепа за одну зарю хотя бы однажды в течение сезона удавалось менее 1% охотников. В лучшие годы средняя добыча охотника за одну тягу составляла около одного вальдшнепа. В связи с этим мы считаем, что нормы добычи при весенней охоте на тяге устанавливать нецелесообразно.

Что еще почитать