Изображение С законом-«навигатором» по «темному лесу»
Изображение С законом-«навигатором» по «темному лесу»

С законом-«навигатором» по «темному лесу»

Всегда с интересом читаю публикации, в которых авторы пытаются разобраться в хитросплетениях действующего законодательства современной России. Ознакомившись с содержанием законов и нормативных правовых актов, многие почему-то начинают их излагать на свой лад или «на мой взгляд».

По моему убеждению, законы и правила лучше цитировать, таким образом предоставляя читателям возможность самим понимать из смысл. А вот уважаемый Альберт Горбачев предпочитает не цитировать документы, а передавать их содержание своими словами, может быть поэтому правовые нормы и представляются ему «темным лесом»?

Автор убеждает нас: «Согласно действовавшему до 01.04.2010 законодательству, то есть до вступления в силу закона «Об охоте…», а именно согласно статье 36 Лесного кодекса РФ, для пользования лесным фондом в целях ведения охотничьего хозяйства между государством и лицом, ведущим охотничье хозяйство, требовалось заключать договор аренды лесных участков лесного фонда».

Почему только с «лицом, ведущим охотничье хозяйство»? Разве существовали лица, которые уже получили право на «ведение охотничьего хозяйства»??? «Для пользования лесным фондом» - важнейшая фраза, но не для пользования объектами животного мира...

А вот дальше Автор вполне обоснованно утверждает, что «лицо, собирающееся вести охотничье хозяйство, должно было само выступить с инициативой заключения таких договоров…».

Тут я считаю необходимым вставить «выборку», которую Автор «справочно предлагает из статьи 36 Лесного кодекса, действовавшей в период выдачи так называемых долгосрочных лицензий.

1. Ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.
2. Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями.
5. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков».

При этом обращаю внимание, что в Лесном кодексе РФ долгосрочная лицензия не упоминается, в связи с чем следующее утверждение Автора мне представляется достаточно спорным, цитирую: «Фактически получалось, что выдаваемая ранее Долгосрочная лицензия давала право на заключение договоров аренды лесных участков… то есть охотничьи угодья на территории лесного фонда начинали считаться закрепленными только при наличии долгосрочной лицензии и договора аренды лесных участков».

Вероятно, Автор упускает из виду, что при получении долгосрочной лицензии (ДЛ) юридическое лицо в качестве приложения к ДЛ заключало «Договор о предоставлении в пользование ТЕРРИТОРИЙ, АКВАТОРИЙ, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира», который является НЕОТЪЕМЛИМОЙ ЧАСТЬЮ настоящей лицензии.

Равно как и другие приложения, в которых определялись УСЛОВИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ животным миром и территориями, ГРАНИЦЫ и ПЛОЩАДЬ территорий, акваторий… Причём, территории, акватории для охоты предоставлялись БЕЗВОЗМЕЗДНО и в БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ пользование, а в их состав входили и лесные участки.

Для заключения договора аренды лесного участка с целью осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту – ведения охотничьего хозяйства, была необходима всего лишь ИНИЦИАТИВА заинтересованного в этом лица, но никак не долгосрочная лицензия.

При этом Автор абсолютно справедливо отмечает, что «Долгосрочная лицензия не давала право на ведение охотхозяйственной деятельности»; как следует из Положения о порядке выдачи долгосрочной лицензии, цитирую п.11: «Долгосрочная лицензия является ОФИЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ, РАЗРЕШАЮЩИМ ПОЛЬЗОВАНИЕ ОХОТНИЧЬИМИ ЖИВОТНЫМИ и определяющим обязательные условия его осуществления». Ведение охотничьего хозяйства в Положении вообще не упоминается.

Идем дальше, Автор утверждает: «При этом охотхозяйство само принимало решение о необходимости ведения охотхозяйственной деятельности на территории лесного фонда, то есть принимало решение о закреплении за собой лесного фонда посредством договора аренды лесного участка, или о нереализации такого права».

Откуда взято понятие «охотхозяйство», если специальный федеральный закон в области охоты и охотничьего хозяйства на тот момент ещё не принят? Давайте будем правильно называть вещи своими именами:

- владелец долгосрочной лицензии – ЛИЦЕНЗИАТ;
- лицо, заключившее договор аренды лесного участка – АРЕНДАТОР, а понятия «охотхозяйство» нет в законодательстве современной России.

По долгосрочной лицензии (специальному разрешению) лицензиат получал право на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ и охраной ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА, но не на оказание услуг.

По договору ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ арендатор получал право на «ведение охотничьего хозяйства – предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту» и мог возводить временные постройки и осуществление благоустройства этого лесного участка.

Зачем брать в аренду лесной участок, если он уже вошел в состав территории, предоставленной для пользования животным миром? Чтобы заниматься «ведением охотничьего хозяйства»? А как им заниматься, если нет специального федерального закона, регулирующего отношения в области охоты и охотничьего хозяйства, и, соответственно, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов?

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Да, были состоятельные граждане, которые «для себя любимого и сотоварищей» брали в аренду лесной участок, представляя его как частное охотничье угодье, чтобы исключить возможность пребывания других охотников на арендованной территории. Но это вовсе не факт, что по результатам территориального охотустройства и со сменой с 01.04.2010 г. действующего законодательства, данный участок леса войдёт в состав охотничьих угодий… Не по этой ли причине в разных регионах России выставлены на продажу так называемые «частные охотхозяйства»?

«После введения в действие закона «Об охоте…» в Лесной кодекс были внесены изменения, и, согласно действующей редакции лесного кодекса, правом на заключение договоров аренды лесных участков в целях ведения охотничьего хозяйства стали обладать только лица, с которыми заключены охотхозяйственные соглашения», - поясняет Автор.

«А если начать рассматривать данную ситуацию со стороны действующего закона «Об охоте…» в рамках пункта 3 статьи 71, то складывается такая ситуация, что если владелец долгосрочной лицензии, не заключивший договор аренды лесных участков, обратится за заключением охотхозяйственного соглашения, то есть захочет обменять свою старую долгосрочную лицензию на охотхозяйственное соглашение, то такому лицу будет отказано в заключении охотхозяйственного соглашения…», - убеждает нас Автор…

А как тогда следует понимать Автора из вышесказанного, цитирую: «При этом в отличие от действующего на данный момент законодательства, в ранее действовавшем не было установлено ни сроков заключения таких договоров, ни обязательности их заключения…»? Если никто не был обязан заключать договора аренды лесных участков, тогда почему отказ???

И уж совсем непонятны его дальнейшие утверждения: «… на лесные участки, которые при получении долгосрочной лицензии планировалось использовать для ведения охотничьего хозяйства, так как никаких договорных отношений на использование таких лесных участков не заключалось, а пункт 3 статьи 71 закона «Об охоте…» четко определяет обязательность наличия договора о предоставлении территории в пользование». Как это не заключалось?

А «Договор о предоставление в пользование территорий, акваторий…». По моему в тексте закона чётко и ясно написано «наличие договора о предоставлении территории в пользование», т.е. договора, который является неотъемлемой частью долгосрочной лицензии, но никак не «договора аренды лесного участка», который относится к ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЮ.

Всё таки для прояснения ситуации предлагаю воспользоваться действующей на данный момент редакцией ст. 71 ФЗ «Об охоте…»:

«3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Договора о предоставление в пользование территорий, акваторий по долгосрочной лицензии заключены до дня вступления в силу ФЗ «Об охоте…», а охотничьи угодья должны появиться в результате проведения территориального охотустройства. Вот закон по этому поводу и говорит, что если территории или акватории, указанные в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий на основании долгосрочных лицензий, войдут в состав охотничьих угодий, то см. выше п.3 и 4…

А вот с этими словами Альберта ГОРБАЧЕВА я абсолютно согласен: «Следует отметить, что в ряде регионов недобросовестные охотпользователи, несмотря на то, что сами по своей инициативе не реализовали право на заключение договоров аренды лесных участков, заключают договоры с охотниками о предоставлении охотничьих услуг на территории лесных участков, фактически не являющихся закрепленными за данными охотхозяйствами».

Только не «охотпользователи» и «охотхозяйства», а лицензиаты. Как следует из соответствующего приказа МПР, охотпользователь – это лицо, заключившее охотхозяйственное соглашение, а понятие «охотхозяйство» в ФЗ «Об охоте…» не применяется. В силу п.5 ст.14 всё того же ФЗ «Об охоте» охотпользователь вправе оказывать услуги и осуществлять иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства, а вот лицензиат – нет, т.к. обладает только правом пользования.

Более того, по моему убеждению, не имея охотхозяйственного соглашения и занимаясь оказанием услуг в сфере охотничьего хозяйства, лицензиат осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность и должен быть привлечён к ответственности за «Незаконное предпринимательство».

Уважаемый Альберт, не охотники должны быть привлечены «к административной и уголовной ответственности за незаконную охоту на территории таких лесных участков, так как разрешение и путевка, выданные охотпользователем на данные лесные участки, не являются законными документами, на основании которых можно производить охоту на территории фактически общедоступных угодий», а именно лицензиаты. За что привлекать охотников к ответственности, если они купили путёвки и разрешения, а они оказались фальшивыми???

Не охотников надо привлекать к ответственности, а работников охотинспекции и по всей России, которые организовали «ведение охотничьего хозяйства» не по законам, а по своим понятиям и закрывают глаза на незаконное предпринимательство лицензиатов. Непонятно только почему на это никак не реагирует прокуратура…

Июль 2014 года

Что еще почитать