Кимрские «мясники» стали рейдерами

Изображение Кимрские «мясники» стали рейдерами
Изображение Кимрские «мясники» стали рейдерами

Валентин Николаевич Шуваев, вот уже более сорока лет бессменный председатель Кимрского районного общества охотников и рыболовов, ведущего свою историю аж со времен Российской Империи, в то недавнее мартовское утро поспешил на берега Волги по тревожному звонку охотника.

Подъехал он к окраине деревни Михеево, что километрах в семи от Кимр, и… буквально онемел! От уреза воды до острова Скулинский, через проточный Скулинский залив, откуда ни возьмись, словно по щучьему велению выросла земляная дамба длиной метров триста, а по ней, хищно рыча моторами, угрожающе тянулись к острову экскаватор и самосвалы.
А вдоль западного берега острова другой экскаватор рыл глубокую канаву, отваливая грунт на его берег и в залив. А на горушке, за околицей Михеева, на земле, между прочим, сельхозназначения, уже зияли карьеры, из которых и брали грунт для дамбы.

Охнул Шуваев, кольнула и забилась горькая мысль: ведь перегородили залив, с двух концов соединенный с Волгой, в котором испокон веков нерестилась волжская рыбка. Рванул к главе администрации Центрального сельского поселения Сергею Нестеровичу. Тот сработал оперативно — на следующий день, 13 марта, возмутительное зрелище, плод преступного деяния земельных хищников, результат грубейшего нарушения Водного кодекса РФ, обозревала в печали солидная комиссия.

Понуро оправдывались боссы компаний, начавших незаконно стройку — гендиректор ООО ПИР А. Вихарев и гендиректор ООО «Лучшее место» (в данной ситуации звучит многозначительно и убойно, не так ли?) А. Антонов: остров Скулинский, испокон веков использовашийся для покосов и служивший прибежищем и для пернатой дичи, и миграционным «мостом» для лосей, переплывавших в этом месте Волгу, по их планам должен был стать площадкой для коттеджного строительства, а Скулинский залив — персеченное дамбой нерестилище основных видов рыб Угличского водохранилища — гаванью яхт-клуба.

Вот так, незамысловато, но весьма и весьма прибыльно. Правда, какого-либо утвержденного в соответствующих органах власти плана и других разрешительных бумаг на строительство, согласований с природоохранными органами и каких-либо разрешений местных властей у застройщиков не оказалось, а земляные работы были начаты по подложным документам. Дамба появилась явочным порядком! Теперь ею и застройщиками, правда как-то вяло (видимо, последние уже включили «телефонное право!»), занялась природоохранная прокуратура…

Мы начали эту корреспонденцию с актуального эпизода из жизни Валентина Николаевича вот по какой причине. Уже лет двадцать, с первых дней дикого российского капитализма, хищники (вороватые чиновники-коррупционеры вкупе с состоятельными людьми из московских коридоров власти и «бизнес-элиты», земельные спекулянты, рейдеры, мошенники и т.п. — в этом длинном списке можно найти, к примеру, и бывшего министра, и скандально известного предпринимателя Чичваркина), — рвут в клочья красивую и богатую лесами, хвойными борами, долами и полями, озерами и речушками кимрскую землю, еще недавно богатую пернатой дичью и диким зверьем. И не только ту, что вдоль Волги и Медведицы, но эту — в первую очередь!

От Кимр вниз по течению левый берег Волги километров на тридцать разделен на застроенные коттеджные участки, на огромные имения, сливающие нечистоты в Волгу, ограды которых перекрывают проходы простых смертных, не участвующих в этом «празднике жизни», к Волге, блокируют традиционные звериные тропы и миграционные пути лесных обитателей (лосей и кабанов, уткнувшихся в глухие ограды, нередко расстреливали браконьеры). И большей частью все это сделано с вопиющими нарушениям норм природопользования, землепользования и защиты водоохранных зон.

До сих пор у местных в памяти случай, когда житель деревни Остров, проплывавший вдоль берега Волги, там, где к реке спускается знаменитый на всю округу Абрамовский бор, был обстрелен из карабина охраной владений крупного уральского промышленника Рашида Селимовича Сардарова. Отряд ОВД милиции, спешно прибывший на место происшествия, когда еще гремели выстрелы, тут же ретировался.

Промышленник вроде бы как сначала взял в аренду всего 100 га из 250 гектаров бора, а потом обнес сетчатой 7,5-километровой оградой огромную территорию со всем бором и землями вокруг — от уреза воды Волги у д. Остров до уреза у уже известной нам д. Михеево. Для местных жителей, дачников, жителей Кимр и бор, и берег Волги были напрочь утеряны. Как и песчаная коса, вытянувшаяся вдоль этого частного берега, где любили купаться и отдыхать люди, над которой был устроен… тир.

Характерно, что экс-глава местной администрации, не так давно попытавшийся найти регистрационные кадастровые документы, согласно которым весь Абрамовский бор, береговая линия Волги(!) и окружающая его земля полностью отошли в это частное владение, обнаружить их в каких-либо архивах так и не сумел. А несколько ворот и калиток, прорубленных по требованию возмущенных местных жителей в ограде для прохода людей, постоянно заперты.

Изображение Фото автора
Фото автора 

Ну а местные и областные стражи порядка и органы власти долгие годы смотрели, да и сейчас, взирают на все это хищническое растаскивание на куски кимрской земли и ее природных ресурсов весьма сниходительно, сквозь пальцы. Вот такое у нас отношение к родной земле. Большие деньги безжалостны, когда дело касается наследия многих поколений, природного народного богатства.

Понятное дело, Шуваев, как руководитель КРООР, крупного общества (сейчас у районного общества 113 тыс. га), располагавшего богатыми угодьями, столкнулся с «хищниками» лицом к лицу, которые умело пользовались тем, что у КРООР, как и у других охотничьих обществ России, с финансами всегда туговато.

Так, местный «олигарх» Селезнев правдами и неправдами за последний десяток лет оттяпал у охотхозяйства 12 тыс. гектаров угодий, Шуваев и сейчас судится с ним, случайно обнаружив, что очередной (в который раз!) гектар земли под базой общества чудесным образом, вопреки тому, что он находится в постоянном бессрочном пользовании охотников и рыболовов, тайно потерял статус «земли особо охраняемых территорий и объектов», внезапно стал «землей сельхозназначения», и был переоформлен на одну из структур Селезнева.

А дальше — просто: участок переводится в землю поселений и выгодно застраивается коттеджами. Впрочем, и областные органы власти хорошенько потрепали КРООР: по их решениям-разрешениям заказник площадью 10 тыс. га, расположенный в центре угодий КРООР, и обход в 18 тысяч га перешли в частные руки и стали приватными охотхозяйствами.

Ну а сейчас Шуваев столкнулся с тем, что можно назвать внутренним рейдерством, попыткой приватизировать КРООР группой заинтересованных лиц, состоящих в обществе, вопреки интересам абсолютного большинства его членов, которых 1400 человек.

Здесь вполне к месту нужно сказать несколько слов о самом Валентине Николаевиче Шуваеве, человеке, известном по всей России в охотничьих кругах. Коренной кимряк, государственник, заслуженный работник охотхозяйства России, почетный член старейшего в России Тверского общества охотников, почетный член Ассоциации «Росохотрыболовства» и пр. и пр.

Подвижник охотничьего дела и большой радетель лесных угодий Валентин Николаевич был добрым другом недавно ушедшего из жизни знаменитого знатока родной природы и ее защитника — писателя и публициста Василия Пескова, нередко наезжавшего к Шуваеву, чтобы побродить по кимрским лесам и весям с фотоаппаратом. Песков назвал его в одном из своих рассказов «охотником бывалым и очень умелым».

На отчетно-выборной конференции КРООР в 2011 году его вновь избрали на пятилетний срок председателем, благо, что он в свои 75 лет на здоровье не жалуется и пребывает в весьма здравом уме и твердой памяти, что некоторых членов общества с недавних пор перестало радовать и стало сильно раздражать.

А дело здесь вот в чем. Одна из крупнейших первичных организаций КРООР объединяет так называемых госслужащих — главным образом действующих и бывших сотрудников милиции и МЧС. Правда, из 200 ее членов активных охотников человек 15-20, но о-о-о-чень активных! Настолько активных, что их прозвали «мясниками» за неуемное желание безжалостно отстреливать правдами и неправдами лосей и кабанов, мало озабочиваясь тем, чтобы по-охотничьи и по-людски обихаживать выделенные им самых больших два обхода — ни много ни мало, а целых 15 тыс. га!

На их «боевом счету» и перестрелы лосей, и махинации с лицензиями, поговаривают о них в кимрской охотничьей среде как о самых закоренелых и жестоких, до зубов вооруженных авто- мототехникой браконьеров. Я и сам нередко встречал в чужих угодьях этих прекрасно экипированных охотничков. Как рассказывают бывалые местные любители охоты, они повадились запускать человека с собакой без ружья в чужие обходы, и он гонит зверя под огонь засевших в засадах подельников за пределами данного чужого охотучастка.

Эта группка, «в лучших традициях» рейдеров, тайно от Шуваева разработала новый устав КРОИР, который практически предоставлял ей полный контроль над обществом, и, пользуясь своими наработанными связями во властных структурах, в обход Шуваева, «пробивали» его в областном минюсте где, как представляется, и добились «понимания» у замначальника отдела О. Котиявтина. Во всяком случае, на минувшей неделе он не принял от Шуваева официальный текст устава, подготовленный для перерегистрации юристом общества.

Группка рейдеров на недавнем совете общества устами Еланцева огласила акт проверки финансово-хозяйственной деятельности КРООР с ложными обвинениями Шуваева в финансовых нарушениях (проверка, проведенная управлением минюста области в феврале с.г., финансовых нарушений не нашла!). На этом же совете Еланцев с «соратниками» приняли «решение» о проведении 5 апреля внеочередной конференции, на которой «группка» намерена скинуть с поста председателя Шуваева за два года до окончания его полномочий и утвердить свой вариант устава, позволяющий им «приватизировать» КРООР.

Совершенно очевидно, что если 5 апреля делегаты от других первичных организаций, и, прежде всего, от второй крупнейшей «первички» из Дубны, не дадут надежный отпор рейдерам, то они просто лишатся возможности нормально охотиться. Более того, на наш взгляд, провокаторов, фальсифицировавших устав и отчет ревизионной комиссии, следовало бы изгнать из КРООР, а компетентным органам разобраться, почему чиновник областного минюста Котиявтин настолько проникся интересами «мясников», что не стал разговаривать с Шуваевым.