Испытание выстрелом

Изображение Испытание выстрелом
Изображение Испытание выстрелом

Солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Охотник, поглядывая на снующих синиц в лесу и весело чирикающих на мостовой воробьев, улыбается: «Скоро весна! Не за горами и праздник из праздников – ВЕСЕННЯЯ ОХОТА!» В преддверии ее как-то само собою хочется поговорить о нас, охотниках, о нашем увлечении и поведении на охоте – так называемой этике охотника.

Охотничья этика – это совокупность норм поведения и морали людей, занимающихся охотой, своего рода кодекс чести настоящего охотника. «О каких нормах, о какой морали! Какой пласт национальной культуры?» – возразят наши «новоиспеченные» защитники природы.

Они «упорно» кивают на Запад, мол, смотрите, как там борются за право на жизнь птиц и животных. И в доказательство приводят «умные» высказывания известных людей, таких как, например, Бриджит Бордо: «Охота – это убийство», отечественного доктора биологических наук, зоолога А.Никольского, который так и норовит лягнуть: «Охотники – эстетствующие убийцы». Вот так.

Убийцы и все. Кому-кому, а уж ученому не мешало бы знать, какой вклад внесли и вносят охотники в сохранность животных и птиц, в увеличение их численности. Охотоненавистники в один голос вопрошают: «Как можно, взяв в руки ружье и убивая зверей и птиц, оставаться нравственным?»

На этот вопрос не раз отвечали И.Тургенев, А.Некрасов, Л.Толстой и другие не менее уважаемые наши соотечественники. Не могу обойти молчанием высказывание об охоте и охотниках популярного писателя-природолюба Олега Васильевича Волкова: «... я имею в виду всех, кто, как я, не только любит сызмальства охоту, приучен видеть в ней овеянное поэзией и насыщенное благородными традициями занятие, не роняющее достоинства и нравственного облика тех, кто ему бескорыстно и честно предан, но кто озабочен и тем, чтобы славная на Руси охотничья потеха не оскудевала и люди, носящие звание охотника, выказывали обликом своим и поведением воспоминания об Аксаковых и Тургеневых, а не тех «выжиг и лентяев», о которых резво, но без основательного знакомства с предметом пишут особенно усердные гонители охотников».

Мне только остается к этому емкому определению добавить: можно оставаться нравственным, если соблюдать правила и нормы поведения, сложившиеся за многие века в понятие охотничьи традиции и охотничья этика.

Это о таком охотнике Олег Кириллович Гусев (главный редактор журнала «Охота и охотничье хозяйство») сказал: «Охотник, если это охотник, а не браконьер и не садист, никогда, ни при каких обстоятельствах не лишит жизни живое существо просто так, зря, ради потехи или забавы».

Горбачевская перестройка и ельцинско-гайдаровские рыночные реформы ввергли народное, а вместе с ним и охотничье хозяйство в глубокий и затяжной кризис. Они также наложили свою «дьявольскую печать» на мораль в обществе: «если нельзя, но очень хочется, то можно». Вот это «можно», как ржа, разъедает охотничью этику и ведет к попранию традиций русской охоты.

На высказывания об охотничьей этике охотников старшего поколения: «Вот в наше время...», молодые охотники отвечают, что им не обязательно проходить их путь. Что с нами поделаешь. А мы им гордимся. В начале своего пути мы, подростки, впитывали все, чему нас учили наши отцы и деды. Чтобы получить право на выстрел, надо было не один год походить у родителя в учениках. К тому времени, когда нам доверяли ружье и 2-3 патрона, мы твердо усваивали простые истины охотничьей этики (хотя о ней и понятия не имели): не стрелять весной утку, тетерку и глухарку.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

До сих пор помню, как, сжимая в руках ружье и ощущая приятную тяжесть патронов в кармане, неоднократно воздерживался от выстрела в первые охоты после Петрова дня. Каково было видеть проплывающую утку в прогале камыша с хлопунцами или «кувыркающуюся» тетерку перед носом собаки, уводящую от попрятавшихся тетеревят. Это было воистину испытание выстрелом.

С какой гордостью потом рассказывал отцу или деду о своей воздержанности. И как заполняла детскую душу скупая похвала – молодец.

На весенней охоте, как никогда, надо быть воздержанным и аккуратным с выстрелом. Забвение охотничьих традиций и этики губительно для зверей и птиц. У лосей, кабанов и зайцев появилось потомство, птицы устраивают гнезда, а шатающиеся по угодьям охотники создают фактор беспокойства. Я не допускаю и мысли, что охотник умышленно выстрелит по тетерке, глухарке или утке.

Поэтому, прежде чем нажать на крючок, необходимо убедиться, в кого целишься. В плотных сумерках под выстрел может попасть тетерка на току или утка, подсевшая к подсадной. Противники весенней охоты ссылаются на отрицательное ее воздействие на размножение птиц.

Нет нужды доказывать, что естественное воспроизводство пернатых зависит не столько от десятидневной продолжительности охоты и количества отстрелянных тетеревов, глухарей, вальдшнепов и селезней, сколько от того, как мы охотимся и ведем себя в угодьях.

Вроде бы все знают о недопустимости весной стрельбы влет (кроме вальдшнепа и гусей) и бесцельного шатания по угодьям. Но... Это не выдумки ученых и охотоведов, это важнейшее требование правильной охоты, соблюдение которого сторицей окупится богатым урожаем в летне-осеннем сезоне.

Сегодня все большей популярностью пользуется весенняя охота на гусей. Многим охотникам она кажется простой и доступной. Чего проще – заехал в посадку или кусты у дороги, присел за хилый кустик, включил электронный манок и жди, когда налетят гуси. Рядом накрыт стол с закусками и выпивкой, за который можно периодически присаживаться для «скрасу» жизни в ожидании гусей. Как следствие такой охоты – шуму много, а толку мало.

Таких охотников не смущает, что в сотне метров на поле сидят в настоящих укрытиях (окоп, замаскированный скрадок) охотники с профилями и чучелами, что своей стрельбой на запредельные дистанции портят им охоту, игнорируя тем самым одно из требований правильной охоты – охоться сам, но не мешай охотиться другим, не вызывай в свой адрес справедливых упреков и нареканий со стороны братьев по страсти.

Однажды весной я с товарищем «окопался» на поле, выставили профили и стали ждать гусей. День был солнечный, тихий. Время шло к полудню, когда в посадке остановилась машина. Двое охотников, срубив несколько кустиков, вышли на поле. Метрах в 150 от нас повтыкали их и уселись на стульчики. В небе на большой высоте иногда проходили табунки гусей. Наши «соседи» по ним дружно «пулеметили». Нас такое соседство не радовало. Что поделаешь, мир тесен.

Но вот над лесом показалась ломаная линия гусиного косяка. Гуси обратили внимание на наши профили. Я им «послал приглашение», и они стали заходить на посадку. Со стороны «соседей» загремели выстрелы. Мы от изумления встали в своих окопах. Я направился к охотникам.

Поприветствовав их, начал в мягкой форме говорить о недопустимости такой стрельбы, что они близко расположились от нас, об этике напомнил. На что один из них со смехом ответил: «Вы, деды, об этике так печетесь потому, что у самих сил осталось на одну затяжку. В молодости, небось, похлеще нас были». Видя, что ребята немного «употребили», я счел благоразумным убраться.

O-хо-хо. Живем мы во времена смутные, и нервы у всех на пределе, нравственные тормоза ослабли. Отправляясь на охоту, каждый из нас надеется, прежде всего, отдохнуть душой и телом. Но в угодьях европейской части России рассчитывать на то, что в радиусе 2 км не будет других охотников, не приходится. И некоторые звереют оттого, что кто-то занял его место, или близко расположился, или, того хуже, выстрелил по дичи, налетавшей на него. Разборки в таких случаях заканчиваются трагически.

При возникновении конфликтной ситуации мой стариковский совет – мирно разойтись. Это не трусость, а здравый смысл. У вашего визави в руках оружие, и кто знает, что ему взбредет в голову. Мало у нас убивают на улицах. Не хватало еще, чтобы охотники из-за утки или гуся лишали друг друга жизни.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

В наше время довольно часто можно услышать: «Я купил право на выстрел, и не мешайте мне этим правом воспользоваться». Забывают при этом, что это право предполагает еще и испытание выстрелом – «не навреди». Своей охотой и поведением не ставь под сомнение разумность весенней охоты. Западная Европа прилагает значительные усилия и денежные средства, чтобы запретить в России весеннюю охоту.

Весенняя охота – это наше достояние. Она несет исцеление истерзанным нашим душам, облегчает боль и страдания, избавляет от тоскливого зимнего одиночества, будит желание жить и бороться, учит умению радоваться встрече с пернатыми вестниками весны и наслаждаться прекрасным. Поэтому всяк из нас, занимающийся охотой, должен озаботиться тем, «чтобы славная на Руси охотничья потеха не оскудевала».