Летние загоны по птице, чаще всего фазану, сентябрьский заяц, далеко не полный перечень летне-осенних облавных охот.
Как любая охота, а тем более коллективная, требует от охотника не только неукоснительного выполнения правил загонных охот, но и уважительного отношения к товарищам по охоте и организаторам загонов.
И здесь не стоит вспоминать о высоких рангах и былых охотничьих заслугах и успехах. Не нужно стесняться задать егерю вопрос, и не обижаться на сделанное дельное замечание.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ОХОТЫ
Любимым развлечением Николая II была охота, доставшаяся ему по наследству от всей русской истории. Происходила она и в постоянных местах пребывания царя и в особых местах на западе России: в Спале (Петраковской губернии), близ Скерневиц (под Варшавою) и в Беловеже. Во время охоты весь уклад жизни подчинялся охотничьим правилам. Царь, его семья и окружающие жили в охотничьих домиках, ставилась походная церковь.
Распорядок дня согласовывался с расписанием охот и приемов в промежутках между охотами. Министры, высокие гости специально вызывались из Петербурга. На богослужениях присутствовали все пребывающие по службе на охоте. Охоты делились на личные, в одиночестве или в сопровождении немногих лиц по выбору Государя и общие, с большим числом участвующих и со всем торжественным чином охоты: общим одеванием в охотничье платье и снаряжение, с доезжачими и загонщиками, в соответственных одеждах, со стаями собак, хорами фанфар, факелами, кострами и проч.
Главный зверь, на которого шла охота, - олень, кабаны, зайцы, фазаны и другая дичь. В Беловеже устраивалась охота на зубров. Как охотник Государь крайне осторожен. Соблюдая все правила, он и другим служил в этом отношении примером. Никакая самая заманчивая дичь не может вызвать неосторожного выстрела Государя.
Никакой косой стрельбы в сторону загонщиков он себе не позволяет. По знаку заведующего охотой прекратить стрельбу Государь первый оставляет ружье, по подходе загонщиков на выстрел, стреляет только в угон прорвавшемуся зверю, назад. Будучи отличным, стрелком и спокойным, выдержанным охотником, Государь обыкновенно бывал наиболее богат успешной охотничьей добычей.
Последние несколько предложений характеризуют поведение охотника на стрелковой линии, о чем не забывал помнить последний русский император, совсем не зазорно будет принять к исполнению и современному охотнику.
Не зависимо на какую дичь проходит загон, пуля, картечь или дробь в стволах у стрелка, меры безопасности должны быть одинаковы. Под выстрел, о чем просто думать не хочется, не должны попасть не только загонщики и охотники на номерах, но и собаки участвующие в загоне.
Сначала поговорим о «традиционных» загонных охотах на лося и кабана.
Загонные охоты на копытных в приписных охотничьих хозяйствах не требуют от охотников навыков следопыта. Главное правильное поведение на номере, умение стрелять, охотничья этика и некоторые, незначительные на первый взгляд, нюансы, от которых порой зависит успех охоты.
Правила поведения на коллективной охоте описаны в охотминимуме, и такие нормы как не стрелять по линии стрелков, заряжать ружьё только на номере, разрядить оружие при подходе загонщиков, обозначить своё место на номере, обычно помахиванием руки, стрелку слева и справа, не сходить с номера до команды «отбой», стрелять только по ясно видимой цели – аксиома, не требующая разбирательства.
Зверь замечает любое движение. Стойте на номере тихо и неподвижно. Если даже лось или кабан на Вас не выйдут, то не упускайте возможность понаблюдать за лисой или зайцем, подбежавшим к ногам и удивлённо уставившимся на охотника, или рябчиком, просвистевшим и усевшимся на ветку в трёх шагах от номера.
На коллективной охоте часто приходится ходить в загон. Чтобы выдержать линию загонщиков необходимо постоянно и громко кричать, слушать загонщиков слева и справа, двигаться всем неторопливо, не обходить крепкие места. Желательно иметь компас для соблюдения направления загона, если стронули зверя с лёжки, дайте команду «пошёл» и усильте интенсивность гона.
Соблюдение правил охоты, поведения, взаимовыручка и охотничья этика как-то, не стрелять по зверю идущему на соседний номер, поочерёдное участие в загонах, участие в выносе добычи из леса, посильная помощь в свежевании зверя, сплотят охотничий коллектив, и вечер превратится в не молчаливое поедание жареной печёнки, а в прекрасное дружеское застолье.
Если у Вас гладкоствольное ружье, с которым много охотились по птице и имеется достаточный стрелковый навык, то охотнику чтобы вскинуть гладкостволку точно на цель, правильно совместив мушку и прицельную планку, потребуются доли секунды. Так, что допустив зверя до верного, умелому стрелку ничто не помешает отправить пулю строго по месту.
Немного по-другому обстоит дело, когда в руках нарезной ствол, стрельба из которого предполагает абсолютно правильное и точное совмещение целика и мушки, что даже при определенном навыке сделать быстро не всегда получается. Требуется определенная «поправка», после того как карабин оказался в плече.
В этом случае предпочтительней, конечно если позволит сложившаяся ситуация, заранее вложить приклад в плечо и проверить прицельную линию. Делать это следует, когда зверь не видит охотника, проходит за деревом или кустами. Тоже можно посоветовать и владельцам гладкоствольного оружия, без большого навыка стрельбы или взявших в руки малознакомое ружье.
Оптика на загонных охотах требует от стрелка дополнительного внимания. Точность выстрела конечно обеспечена, но за казалось бы простотой прицеливания скрыты определенные «подводные камни».
На импортных карабинах, как правило, установка оптического прицела полностью лишает возможности использовать штатный прицел. В определенных случаях: выстрел на близком расстоянии, грязь или снег на линзе, запотевание окуляра… может помешать точному попаданию. Не всегда добрую службу сослужит прицел и при стрельбе когда зверь на ходу, через оптику, даже не очень большой кратности, совсем просто не заметить ствол дерева в десятке метров от номера, который так некстати оказался на пути пули.
Если и пользоваться оптикой, то желательно специально предназначенной для загонных охот, с широким углом обзора и малой кратностью. А прицелы стандартных характеристик лучше использовать на относительно чистых местах, что в большинстве случаев и происходит на загонных охотах, на номера на краю поля ставят владельца карабина с оптическим прицелом.
Но еще оптика таит в себе опасность потери контроля над направлением стрельбы. Когда охотник, сопровождая через прицел ходко идущего зверя, выгадывая момент для точного выстрела, незаметно для себя может выйти из сектора безопасной стрельбы.
Загонные охоты по «мелочи», когда стрельба ведется дробью или мелкой картечью, зачастую сопровождаются непредсказуемостью последствий выстрела. Рикошет крупной дроби от ствола дерева или мерзлой земли, дело обычное. Да и широта дробовой осыпи на сотню шагов весьма значительная.
Учитывая, что крупные номера дроби еще не утратили убойной силы, и вполне могут покалечить собак и самих загонщиков, то стреляя даже понизу, следует быть весьма осмотрительным. Загоны на птицу и зайца не столь велики как на копытных, да и дичь порой бывает стронута практически из под ног загонщиков. На стрелковых номерах все это надо учитывать и не терять контроль относительно не только соседей по стрелковой линии, но и местом нахождения загонщиков и собак.
Кроме правильной и безопасной стрельбы охотнику следует уделять достаточно внимания экипировки и амуниции. То, что одежда должна быть удобной и соответствовать погодным условиям, дело понятное. Как и то, чтобы была обеспечена подвижность стрелка, легкость вскидки и поводки ружья. Шуршащие ткани, дребезжащие застежки следует исключить. На зверовых охотах, где начала гона приходиться ждать час и более, выручит походный складной стульчик в виде трости или совмещенный с рюкзаком.
При загонной охоте по перу (в поле), камуфляж порой просто необходим, что впрочем, будет далеко не лишним и при охоте на лося и кабана, хотя в лесу возможности остаться незамеченным много больше, чем в поле, тем паче что звери в отличие от птиц не обладают цветным зрением.
На загонных охотах по перу, чаще всего приходится стрелять встречную птицу. Если по набегающему зайцу, выстрел легко проконтролировать, а в ряде случаев бывает выгоднее пропустить за линию номеров и бить в угон, то с фазаном, куропаткой и прочей птицей дело обстоит иначе. То, что пропустить над головой дичь, и «ловко» развернувшись точно отправить дробь по угонной цели, скорое фантазии неопытных стрелков, чем дельные советы. Хотя на охоте непредвиденные случаи и случайные попадания всегда присутствовали и будут присутствовать, порождая различные истории и байки.
Наибольшую сложность в стрельбе, что на загонных охотах по птице происходит весьма часто, представляет выстрел по диче налетающей в штык, так называемый «королевский» выстрел. Во всех охотничьих пособиях и иллюстрациях к ним, движение стрелка описывается как отклонение корпуса стреляющего строго назад, выстрел (нажатие на спуск) во время обгона, и трофей у ног охотника. С последним можно не согласиться, промахи присутствуют всегда, даже у опытнейших стрелков, тем более, когда в момент выстрела контроль над целью отсутствует, что обусловлено предложенной выше техникой стрельбы.
При стрельбе в штык лучше чтобы корпус работал одновременно поворачиваясь и отклоняясь назад, тогда даже по строго налетающей дичи удастся проконтролировать упреждение, пусть порой и боковым зрением, а при отклонение корпуса только назад, стрелять придется не видя цели, сразу после обгона и это отчасти лотерея, да и такое движение корпуса весьма ограничено, а в первом же случае есть возможность еще «подыграть» ногами. Все же независимо от техники исполнения приема, выстрел в штык очень красив.
В заключение, кроме традиционных – «ни пуха, ни пера», хочется добавить слова ведущего телепередачи «магия оружия»: «Не забывайте о безопасности».
Комментарии (0)