Законы и традиции на Руси

Изображение Законы и традиции на Руси
Изображение Законы и традиции на Руси

Отмерив уже почти полвека жизненного пути, из которых 36 лет активно отохотился, я давно задался вопросом: а кто после нас?

На мою долю выпали еще те времена, когда для того чтобы получить охотничий билет, нужны были два рекомендации охотников со стажем да еще проходить год в кандидатах, и не просто проходить, а активно участвовать в биотехнических и прочих мероприятиях общества. 

Процедура полностью повторяла вступление в ряды КПСС. Так что же это было: пустая, бездумная заморочка или логически и психологически обоснованное требование?

Все мы разные, не только не похожие друг на друга своими внешними чертами, но и характерами, и судьбами. И на охотничью стезю каждый из нас вступал по-своему. И вместе с тем были на Руси одни общие охотничьи традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Эти в основном неписаные законы и были тем кодексом, который поэтапно превращал молодого человека в охотника. На этом, ныне почти забытом наследии наших предков, я и хочу остановиться и, пролистав страницы памяти далеко назад, осветить его настолько подробно, насколько позволит формат данного издания.

Изображение Фото: Сергея Нарожнова
Фото: Сергея Нарожнова 

По прописным правилам, а точнее по закону, стать охотником и получить разрешение на приобретение ружья человек может только по достижении им 18-летнего возраста. Это порождение советских законодателей с русскими охотничьими традициями ничего общего не имеет. Где-то, может, и жили строго по закону, хотя, зная особенности русского этноса, поверить в это сложно, мне же Господь даровал родиться в благодатном крае!

Родился и вырос я на славной Смоленской земле, богатой разнообразием дичи и охотничьими традициями! У моего отца было ружье, но серьезно охотой он не увлекался. К этому удивительному занятию меня пристрастил  мой родной дядя, брат моей матери, Роман Иванович, уральский охотник-промысловик.

Ежегодно, приезжая в отпуск, очень много времени проводя на охотах и везде с малолетства таская меня с собой, учил всему и основательно. Когда мне исполнилось 12 лет мой отец, по рекомендации дяди, разрешил мне самостоятельно охотиться с его ружьем. С этого времени я и веду отсчет своего охотничьего стажа.

Дядя зажег во мне охотничью страсть, привил первые азы охоты и многому научил! Также моими наставниками были местные опытные, потомственные охотники, которых, как и дядю, я с благодарностью вспоминаю всю свою жизнь!

Памятны мне также времена, когда охотничьи гладкоствольные ружья продавались свободно, без каких бы то ни было разрешений от МВД. У нас в райцентре их можно было купить даже в спортивном магазине.
А теперь давайте пролистаем уже не страницы памяти, а страницы истории и посмотрим, что было в дореволюционной России.

Изображение Фото: Сергея Нарожнова
Фото: Сергея Нарожнова 

В архиве сохранилось прошение великого князя Михаила Александровича (родного брата императора Николая II) о выдачи ему разрешения на приобретение в личное пользование трехлинейной винтовки, являвшейся тогда боевым оружием и стоящей на вооружении. Всякое переломное оружие, имеющее один или несколько нарезных стволов, равно как и гладкоствольное всегда было в свободной продаже!

Даже более совершенные законы и ныне действуют в Европе и других цивилизованных странах мира.
Я хорошо помню, как в начале восьмидесятых годов появился этот пресловутый закон об обязательной регистрации всякого охотничьего оружия в органах МВД.

Отчетливо помнится, как учителя в школе выспрашивали у нас, учеников, имеется ли дома какое оружие, и составляли списки. В результате гладкоствольное оружие, о котором дознались власти, было поставлено на строгий учет, а нарезное либо изымалось, либо бездумно, а точнее бездушно уродовалось, как было с тройниками, среди которых попадались весьма ценные и даже уникальные экземпляры. Официальные обоснования всему этому скупы и нелепы, и даже при поверхностном анализе не выдерживают никакой критики. По моему разумению, основной причиной рождения этого и ныне действующего закона является боязнь властей собственного народа.

Охота на дупелей и перепелов всегда на Руси считалась изысканной, классической! Не случайно ее воспевали не только классики великой русской, но и советской литературы. Даже великий советский поэт Сергей Есенин, не будучи охотником, упоминает о ней в своей поэме «Анна Снегина». К чему я говорю об этом? Да к тому, что по старой русской традиции охота эта открывалась 12 июля, на Руси это был двойной праздник – день Святых Первоверховных  Апостолов Петра и Павла и день ОХОТНИКА!!!

Но эту старую и мудрую традицию темные воды Леты унесли так далеко, что возвращения ее не предвидится.

Живя в этом безумно несущемся мире, по прошествии времени, мне самому начинает казаться странным тот факт, что всего 36 лет назад, присутствие в угодьях 12-летнего пацана с ружьем не только никого не возмущало, но и не удивляло. Первое время мы, разумеется, охотились со взрослыми охотниками. Сказав, мы, я не оговорился, не один я был такой.

Многие мои друзья загорелись охотой. Одним из местных моих наставников был потомственный охотник Винокуров Александр Андреевич. Своему сыну Андрею, моему однокласснику и другу детства, он доверил ружье в 11 лет. С Андреем да и с другими ребятами я и охотился до самой армии.

Первое, что нам внушалось, были правила обращения с ружьем. Фраза «ни при каких обстоятельствах нельзя наводить ружье на человека, даже если оно не заряжено!» произносилась не лаконично и равнодушно, а голосом Чингисхана, отдающего своим войскам приказ атаковать. Она не просто достигала ушей, но буквально вбивалась в подсознание, чтобы даже во сне не могло присниться ослушаться этого запрета! И ведь вроде простые крестьяне, не профессиональные психологи были наши наставники, но умели сохранить и передать то, чему их учили их деды и прадеды.

Видимо, неспроста самая любимая охота на копытных для меня – это охота на кабана из засидки. Уроки от опытных охотников не могли пройти бесследно. Мои наставники в охоте учили меня, как на травяном поле, где нет снега, определять по тропам кто прошел, какой зверь, одиночка или стадо, в каком направлении и как давно. Как определять свежесть кабаньих покопок. Как найти основные кабаньи переходы, а главное – как, суммировав все вышеперечисленное, всегда помня о важности направления ветра, правильно определить место для засидки.

Изображение Фото: Сергея Нарожнова
Фото: Сергея Нарожнова 

Эти традиции, наработанные годами, передавались их носителями следующим поколениям. Так должно было поступить и мне, да не тут-то было! Какой прок от этих традиций сейчас, когда в частных охотхозяйствах везде стоят вышки у кормушек, а охота на кабана проводится только с этих вышек. Мои старые знакомые егеря и директора охотхозяйств в задушевных беседах сами называют такую охоту охотой для дураков и обслуживаемых охотников называют «невольными стрелками».

Золотой телец сейчас возведен на пьедестал и правит на Руси, и законы его никак не сочетаются со старыми охотничьими традициями. Главное для хозяев этих охотхозяйств – это прибыль, а максимальной она может быть только при наличии большого поголовья кабана, которое нужно если не удержать, то хотя бы не разогнать, что неизбежно происходит при традиционных загонных охотах.

Эти дельцы от охоты быстро усвоили, что при отстреле кабана с вышки распугивающий фактор ничтожно мал, и уже через 20 минут после выстрела можно ждать прихода следующего зверя, а главное – следующего платежа за него.

То, что многочисленными стадами кабанов уничтожаются поголовья тетерева, куропатки и зайца никого из них не волнует. Какая им может быть с них прибыль? И если любители охоты с легавыми еще могут по-охотиться по бекасам да коростелям, то гончатникам тешить себя пустыми надеждами в сложившейся ситуации не стоит. И не потому что зайца в таких угодьях нужно искать днем с огнем, а потому, что их гончих туда ни хозяин, ни его егеря и на пушечный выстрел не подпустят, дабы кабанов не разогнали.

Для кого, а главное кем писаны наши нынешние законы? Разве на основах старинных классических традиций они писаны? Невольно приходится делать выбор – жить по законам или по традициям?  
Своему сыну Сергею я доверил ружье в 14 лет, сейчас уже растет внук Антон, которого мы тоже, с Божьей помощью, постараемся сделать хорошим охотником. В августе этого года к ружью настойчиво потянулась даже внучатая племянница Алина, что совсем не свойственно для женщин нашего рода. Хотя чему тут особо удивляться, если эмансипация в нашей стране движется так быстро, что давно уже обогнала здравый смысл.

У многих моих друзей-охотников уже взрослые сыновья, и все они получили в свои руки ружья задолго, до указанного в законе возраста.  Так кому нужен и чего стоит закон, который никто не исполняет и исполнять не будет? И разве всего один у нас такой закон?

В заключение своего повествования я хочу снова вернуться в далекое детство и рассказать вам один поучительный случай, произошедший со мной на охоте. Было мне тогда не то 15, не то 16 лет и охотились мы в августе на уток с подхода с моим другом Андреем и с моим дядей.

Изображение На фото - Сергей Сорокин
На фото - Сергей Сорокин 

По пути нашего следования лежал каскад заболоченных карьеров. Дядя предложил обойти эти карьеры с двух сторон. Он взял на себя заросшую кустарником сторону, а нам оставил более простую и легкую для прохождения. Встретиться мы договорились за пролеском, который вплотную примыкал к этим карьерам. Пройдя до конца карьеров и подойдя к пролеску, мы лицом к лицу столкнулись с двумя взрослыми охотниками, которые были нам не знакомы.

По сердцу у меня пробежал холодок, ибо на одном из них были милицейские брюки, а под расстегнутой штормовкой отчетливо виднелась милицейская рубашка с погонами. И хотя на голове вместо фуражки была кепка, мы с другом поняли, кто перед нами. Как раз этот милиционер и обратился к нам с вопросом: «Ребята, где вы уже тут проходили?»  Я ответил, что мы прочесали этот край, а мой дядя идет другой стороной карьеров. Дальше он спросил: «А в Бараньем моху вы были?»  Я ответил, что не были.

Тут же он сказал своему приятелю, что здесь делать уже нечего, и они оба направились в сторону Бараньего моха. Мы же заторопились поскорее встретиться с дядей. Мы оба хорошо знали о том, что написано в законе по поводу возраста и оружия.

Взволнованно рассказывая дяде о случившемся – дивились, почему милиционер у нас не отобрал ружья. На что дядя спокойно ответил: «Потому, что он умный человек, а то, что писано дураком – только дураки и исполняют!»  А вы как считаете?