Изображение Случай на дороге
Изображение Случай на дороге

Случай на дороге

Еще вчера нас волновали принятые законы об охоте, сегодня – обещанное «закручивание гаек» для владельцев оружия после бойни в «Ригле», а завтра мы будем обсуждать самонаводящиеся пули, которые уже успешно испытали специалисты Sandia National Laboratories в США и их возможное появление у охотников. Причем, что весьма печально, найдутся сторонники их применения и на охоте…

Именно поэтому хочется еще раз сказать, как важно каждому из нас всеми силами сохранять традиции русской охоты.

Не быть равнодушными и постараться подтвердить высказывание классиков о том, что охотник не может быть плохим человеком.

Начало октября. С приятелем, начинающим охотником, и со своей легавой я ехал в Серпуховской район Московской области на охоту, а заодно и на дачу.

На прямом и пустынном участке дороги, окруженной с двух сторон лесом, машина быстро покрывала оставшиеся километры, разгоняя после себя опавшую листву.

После небольшого холма, когда автомобиль ехал под уклон, я неожиданно увидел сидящую на правой обочине собаку, которая при нашем приближении встала и пошла навстречу.

Стремительное торможение позволило сохранить жизнь собаке. А вот произошедшее дальше дало понять, что введение ОБЕФО еще более усугубило ситуацию с пропуском в угодья неподготовленных охотников.

Соглашусь: и в первичках не всегда принимали охотминимум, но все-таки в большинстве коллективов эта процедура «работала». А нынешнее «ознакомление» с ним для получения единственной законной «корочки» – это очередной шаг к невежеству новоиспеченных охотников.

Изображение При всем обилии перепела в этом году, утренние охоты, как правило, не позволяли выполнить норму. Вечером же наоборот, работы собаки следовали одна за другой. А ведь работа собаки - главное наслаждение для владельца, дичь второстепенна! Фото Сёмина Михаила
При всем обилии перепела в этом году, утренние охоты, как правило, не позволяли выполнить норму. Вечером же наоборот, работы собаки следовали одна за другой. А ведь работа собаки - главное наслаждение для владельца, дичь второстепенна! Фото Сёмина Михаила 

Припарковавшись на узкой обочине, я вышел из машины, включив аварийную сигнализацию. Последовал удивленный вопрос товарища, куда я и зачем собрался. Я спросил его, видел ли он собаку и какой она породы? Ответ меня опечалил: собаку видел, породу не знает.

Как охотник, я не мог проехать мимо русской пегой гончей, которая чуть не выскочила снова под колеса. Сначала собака радостно побежала ко мне, но в нескольких метрах встала в нерешительности, т.к. хозяина во мне не признала. Впрочем, через несколько минут контакт был налажен, и я за ошейник отвел ее к машине.

Изображение ТОЗ-63, папковые гильзы из старых запасов... Такое сочетание - не каждому по душе... Фото Сёмина Михаила
ТОЗ-63, папковые гильзы из старых запасов... Такое сочетание - не каждому по душе... Фото Сёмина Михаила 

Изображение Дисперсант. Фото Сёмина Михаила
Дисперсант. Фото Сёмина Михаила 

Выжловка была ухоженная, крепкая. Антиклещевой ошейник надежной фирмы говорил о том, что хозяин внимательно относится к собаке и, конечно же, будет искать ее. Мне были понятны переживания владельца, т.к. в прошлом я держал гончую и терял ее на несколько дней.

Почти час мы простояли у дороги в надежде услышать или гон другой собаки из возможного смычка, или призыв в рог охотника, потерявшего четвероногого друга. Но тщетно.

Позвонил Николаю Николаевичу Гераскину, егерю обхода, в котором нашел собаку, объяснил ситуацию. Про выжловку у него никто не спрашивал, поэтому я сказал, что готов взять ее на некоторое время, если удастся посадить в багажник универсала. Уточнил правильность телефонов егерей Серпуховского РООиР, кинолога, охотоведа и заверил, что всем расскажу о найденной собаке.

Изображение Стойка по подранку. Фото Сёмина Михаила
Стойка по подранку. Фото Сёмина Михаила 

Выжловка послушно села в багажник, и через некоторое время мы уже были на даче. Первым делом я напоил собаку, определил ей место у дома, принес толстую подстилку. Из шестиметрового тросика сделал надежный поводок, так как понимал, что теперь несу ответственность за гончую.

Обратил внимание, что собака хорошо воспитана, отлично идет на контакт со мной и детьми, понимает общие команды. Сварил гречку с мясом, накормил. Вечером перевел выжловку на ночь на закрытую веранду: там тепло, уютно, да и в гостях собака – обижать нельзя. Все это время моя легавая, Адель, отираясь у ноги, изнывала от ревности.

Обзвонил всех егерей. Кинолог Оксана сообщила, что никто не сообщал о пропаже собаки, пообещала оказать любую помощь и поблагодарила за заботу о потеряшке. За этими хлопотами пролетел остаток дня и вечер, и на охоту пойти не получилось.

Выжловка была на год-два младше моей собаки, они даже подружились – играли вместе в резиновый мяч. Конечно, пытались сцепиться (две суки – обычное дело!), но я моментально это пресекал. Попробовал отгадать кличку находки, перебирая вслух типичные, но собака не реагировала на них.

Утром следующего дня я добыл трех жирных перепелов, вернулся на дачу, чтобы сменить сапоги, а затем вновь уехать в поисках вальдшнепа в другой район. Заветного звонка хозяина выжловки не было. Мы с Аделью подошли к веранде, навстречу вышла гончая, радуясь нашей встрече, а через несколько секунд произошла склока.

Изображение Наш найденыш РПГ Дара. Во время дождя отвел собаку в строящуюся беседку. Фото Сёмина Михаила
Наш найденыш РПГ Дара. Во время дождя отвел собаку в строящуюся беседку. Фото Сёмина Михаила 

Уж что не поделили «девушки» – не знаю, но моего окрика было достаточно, чтобы собаки прекратили драку. А я получил новую проблему: на земле лежал кусок оторванного уха моей легавой. Аптечка на сей раз оказалась под рукой – я учел весенние ошибки (см. "За миг до беды").

Понял, что крупные вены на ухе разорваны вдоль, поэтому так сильно кровоточит рана. Срочно перевязал голову собаки и выехал в ветеринарную клинику. На гончую обиды не было – была досада на себя, что допустилм такую ситуацию. В клинике под общим наркозом собаке наложили тринадцать швов – особую отметку на всю жизнь – и на шею надели пластиковый воротник, чтобы задней лапой мой «боец» не содрал швы.

Изображение Оказываю первую помощь собаке. За пятое поле вторая травма и всё в 2012 году...  Фото Сёмина Михаила
Оказываю первую помощь собаке. За пятое поле вторая травма и всё в 2012 году... Фото Сёмина Михаила 

А вечером на даче, когда надежда на заветный звонок почти растаяла, я услышал мелодию своего мобильного. Цепочка оповещения сработала: звонил владелец. Он попросил описать выжловку, но я сказал, что хочу сам убедиться в том, что мы говорим об одной и той же собаке. К радости, все совпадало, и мы выехали навстречу друг другу.

В условленном месте нас ждала семейная пара средних лет. Только собачники поймут слезы радости на глазах хозяйки и благодарность хозяина, нашедших наконец своего четвероногого друга. Оказалось, Дара наганивалась вместе с выжлецом, своим отцом, но увязалась за косулей, сошла со слуха и потерялась, прилично удалившись от места напуска. Там я ее и подобрал. Поиски велись весь день, вечер и ночь, друзья ездили на лошадях по лесу, машины сигналили вдоль дорог. И когда уже потеряли надежду, позвонили егерям…

Владельцы Дары настойчиво предлагали оплатить бензин, но я отказался. Тогда эти порядочные люди предложили компенсировать затраченные на операцию средства (я им рассказал о случившемся) и оплатили все полностью, без упрека. Не каждый день такое встретишь.

Расстались мы на доброй ноте, обменявшись телефонами и решив встретиться зимой на охоте, а уже вечером созвонились и еще раз пожелали нашим питомцам кому – выздороветь, а кому – не теряться.

Изображение Начало ноября. Ухо зажило. В пятницу нашли новую стаю куропаток, причем сначала собака словила чужого подранка без выстрела, а через пять минут встала и по стае. Взяли еще одну курочку. В стае было 16 голов. В субботу искали эту стаю четыре часа, нашли, взяли две куропатки. В воскресенье на поиск потратили два часа, взяли одну птицу. Больше в сезоне эту стаю не искали, жадничать не надо, разумный лимит мы взяли. Надеюсь, что найдем их в этом году. Напомню, что в 2012 году дневная норма в Московской области по куропаткам снизилась с пяти до двух голов. Я бы еще ввел ограничение - не более пяти за сезон.  Фото Сёмина Михаила
Начало ноября. Ухо зажило. В пятницу нашли новую стаю куропаток, причем сначала собака словила чужого подранка без выстрела, а через пять минут встала и по стае. Взяли еще одну курочку. В стае было 16 голов. В субботу искали эту стаю четыре часа, нашли, взяли две куропатки. В воскресенье на поиск потратили два часа, взяли одну птицу. Больше в сезоне эту стаю не искали, жадничать не надо, разумный лимит мы взяли. Надеюсь, что найдем их в этом году. Напомню, что в 2012 году дневная норма в Московской области по куропаткам снизилась с пяти до двух голов. Я бы еще ввел ограничение - не более пяти за сезон. Фото Сёмина Михаила 

Свидетелем этих событий был начинающий, хоть и немолодой, охотник. Он меня спросил, посадил бы я в будущем, в похожей ситуации, найденную собаку опять к себе в машину, зная, чем может закончиться такое соседство для четвероногих?

Ответ однозначный: все бы повторилось, собаку я бы не бросил, но, надеюсь, действовал бы умнее. Искренне хочется верить, что и другие охотники не проедут мимо потерявшихся в угодьях собак.

А с легавой мы уже охотились через неделю, использовав для раненого уха много бинта и широкого, жутко липкого пластыря времен СССР. Окончательно же ухо зажило через месяц, напоминая розовым рубцом о встрече на дороге.

Что еще почитать