Об ограничении максимальной площади арендованных угодий

На сайте Минприроды 11 января опубликован проект приказа Министра Ю.П. Трутнева. В соответствии с ним планируется утвердить максимальную площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц (см. таблицу).

 

Изображение
 


В ответ на это Ассоциация «Росохотрыболовсоюз» опубликовала на своем сайте заявление, в котором говорится: «Аппарат Центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» рассмотрел проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об установлении максимальных площадей охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, размещенный на сайте Министерства.
Позиция Росохотрыболовсоюза по данному вопросу была высказана председателем Центрального правления Ассоциации Э.В. Бендерским лично 16 января в рамках встречи с заместителем министра природных ресурсов и экологии РФ П.В. Семёновым и директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира МПР РФ А.Е. Берсенёвым. Эдуард Витальевич подробно разъяснил суть проблем, которые вызовет данный Приказ, и предложил воздержаться от его принятия, тем более что Закон не обязывает и критерии не обоснованы.
Заместителю министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации П.В. Семёнову направлено письмо № 2/3-1 от 16.01.2012 с обоснованием позиции Ассоциации. Приводим полностью его содержание.

Уважаемый Павел Владимирович!
Аппарат Центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» рассмотрел проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации об установлении максимальных площадей охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, размещенный на сайте Министерства, и считает необходимым высказать свою позицию по данному вопросу, т.к. данный Приказ в случае его принятия вызовет массу проблем.
Закон «Об охоте…» (статья 10, часть 3) не обязывает федеральный орган исполнительной власти устанавливать такие нормативы.
Из проекта неясно, что послужило критерием подобного установления нормативов максимальных площадей по субъектам. Фактическое распределение закрепленных угодий по субъектам Российской Федерации не соответствует предлагаемым нормативам. В ряде субъектов закрепленных угодий нет вообще. Есть ли смысл устанавливать какие-то нормы в них? В целом по России закрепленных угодий всего около 50%. Если даже учесть 20% общедоступных угодий, то свободных угодий все равно достаточно. В этом случае приказ будет препятствовать развитию охотничьего хозяйства, а не стимулировать его.
При их установлении должны учитываться основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования животного мира (ФЗ «О животном мире», статья 12) и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ФЗ «Об охоте…», ст. 2). Приказ же направлен на понуждение охотпользователей к увеличению охотничьей нагрузки, что противоречит указанным принципам обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования животного мира.
Статья 10 ФЗ «Об охоте…» определяет, что государственный контроль в целях недопущения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Проект Приказа не соответствует основным положениям этого закона. Монополистическая деятельность – злоупотребление своим доминирующим положением должно быть, безусловно, доказано антимонопольным органом, и никем иным, при этом Закон дает право хозяйствующему субъекту доказывать обратное. Доминирующее положение в соответствии с законом не является нарушением закона. Вопреки этому проект Приказа сразу и огульно определяет нарушителя. Ярлык нарушителя навешивается на большинство общественных организаций охотников и рыболовов и юридических лиц охотпользователей, занимающихся промыслово-охотничьим хозяйством.
Предлагаемые нормы вообще непонятны. Например, каким образом сможет МСОО «Московское общество охотников и рыболовов» удовлетворить охотой 120 тыс. граждан – членов этой организации – на 35 тыс. га охотничьих угодий? Всего в Ассоциации более 80 организаций. Невольно напрашиваются мысли о смысле Приказа.
Для информации сообщаем, что организации Ассоциации проверяются антимонопольными органами; даже где организации по площадям охотничьих угодий имеют доминирующее положение, нарушений антимонопольного законодательства не выявлено. Абсурдно в этой связи будут выглядеть нормативы, установленные приказом.
В связи с изложенным предлагаем воздержаться от принятия данного Приказа, тем более что Закон не обязывает и критерии не обоснованы.

Председатель Центрального Правления
Ассоциации «Росохотрыболовсоюз»
Э.В. БЕНДЕРСКИЙ

От редакции
По сведениям редакции, на сегодняшний день данный приказ проходит в Минприоды обсуждение и пока не подписан. Редакция считает, что разработка такого значимого для отрасли приказа должна была проводиться открыто, гласно, с привлечением общественности и научных организаций и пройти предварительное обсуждение на заседании общественного Совета по охоте при МПР РФ. Принятие проекта Приказа в том виде, в каком он представлен разработчиками, вызовет массу вопросов. И основным из них будет, конечно, вопрос о критериях, которыми пользовались разработчики при определении максимальной площади охотничьих угодий. Редакция считает, что необоснованное приравнивание угодий крупных охотпользователей в лице общественных организаций к угодьям «одного лица или группы лиц», как указано в проекте приказа, может привести к печальным последствиям и резкому обострению противостояния общественных организаций органам государственного управления отраслью. Надеемся, что здравый смысл восторжествует.

 

Что еще почитать