Изображение Записки лисятника
Изображение Записки лисятника

Записки лисятника

Листая карту памяти своих охот, я определил, что в первую очередь был лисятником. Тропя зайца, враз бросал его, если замечал вдалеке рыжее пятнышко. Погоня за красным зверем была так азартна и увлекательна, что стала для меня в числе первых.

Но стране нужна была разная пушнина. Мне сказали: «Не будешь промышлять белку, норку и прочих — отберем промысловый участок». К тому ж добывать меха меня заставляли мои «друзья» — лайки, в основном западносибирские остроухие собачки. Я заводчик. Стоит мне выглянуть в окно, а там Катерина играет со своим шенком. Он у нее последний. Не стал я его продавать по простой причине: был хромоногий. Думал, что это рахит, но ветврач определила: «Застарелый вывих. Берите финалгон и растирайте, растирайте». И правда, все прошло. Щенок теперь бегает в полную силу, но рыбий жир и витамины все ж принимает постоянно. Сейчас зима, на улице минус восемнадцать. Хорошо, что щенок живет с матерью в теплой конуре. Ей даю кости, щенку — сырое мясо. Вырастет здоровым и сильным. Однако вернусь в далекие дни, в промысловые будни.


ПОПАЛАСЬ НА ЛИСЕ

Мы с Камой шли по ручью с названием Еланкуб, гоняя норок и добывая белок. Норка в тот раз ушла от нас в береговые коряги, а ковыряться в них у меня не было времени. «А ну ее!» — сказал я и выполз на просторы колхозных полей. Просторы и рыжие кумушки притягивали все мое существо. Крутые берега Еланкуба остались позади, а мы с Камой уже стояли на поле, где стога и копешки. А вылезли мы ох как удачно. Как раз к мышкующей лисе. Собаку я сразу посадил на поводок, и мы спрятались за стог соломы. Лиса на моих глазах выделывала свои па. Взлетала вверх, приземлялась, пробивала передними ногами корку снега. Потом начинала быстро-быстро рыть, ныряла в норку, да так глубоко, что на поверхности торчал только хвост. Такие картины я видел постоянно и знал, что пляски скоро кончатся и начнется «баю-бай». Вот и сейчас лиса свернулась клубочком и погрузилась в сон.


Подождав некоторое время, я привязал лайку к рюкзаку. А он был тяжеленький: капканы, термос, пища, прикорм в нем. Заменил в МЦ 21-12 пятерку на ноль, и, показав собаке кулак, начал скрадывать. Проблем в этом не было, лиса спала, крепко, а ветерок и глубокий снег были на моей стороне. В общем, завернув шкурку в целлофановый пакет и положив ее в рюкзак, мы двинули домой. Не знаю, через сколько дней я появился у той лисы снова, но появился опять удачно. Тушка была до половины съедена куницей. Настоящее пиршество! Было видно, что далеко от «стола» зверек не уходил. Одна тропа, а вокруг скелета все истоптано. Достал капкан, поставил, а после снял. Кун был просто жирный, наелся основательно.
Через несколько лет я повторил сделанное раньше, и куница попалась снова. Правда, капкан какие-то паразиты проверили раньше меня, а мне досталось лишь тельце куницы. Ее шубу и мой капкан унесли нехорошие люди. Суди хоть как, но на лису куница ловится.


КУДА ТЫ ЛЕЗЕШЬ, МИЛАЯ?

По зову Родины и по велению предков мне приходилось ловить лис, барсуков, енотов. Звери эти предпочитают больше жить в норах. А вот енотовидная собака может зимовать и в куче хвороста, в стогу соломы. Иногда просто в сугробе. Но если найдет пустующую нору, то в ней и зимует. Ее сон мало напоминает долгую спячку. Ложится енот поздно, а при теплой погоде вылезет из своего убежища, сбегает, например, на свалку, и вновь на боковую. Зная его расписание, я ставил у входа норы капкан и ловил… куницу. Ставил капкан у лисьей норы — снова попадалась куницу. Шел за барсуком, а там опять куница. Допустим, у лисьей норы много остатков пищи: кости, перо птицы. Но почему эта проныра лезет к барсуку, где тишь и порядок, не знаю. Четыре пойманных куницы говорят, что это не выдумка, а факт.
Часто бесшабашная голова этого зверька толкает его куда не надо, и он гибнет почти зазря. Бросилась куницав дупло за белкой — застряла: дупло оказалось маленьким. Лайка понюхала и чихнула: фу, как воняет!


Может, я бы рассказал о норах больше, но те охоты ушли в прошлое. Енота у нас не стало. Лис ловить уже невыгодно. А барсучьи норы я не трогаю. И сами видите, что любимым моим зверьком стала куница.


ПОТЕРЯННЫЙ НОЖ

Февраль 2013-го. Иду по дальнему путику. Надо особенно торопиться, а то ночь накроет. Я проверял по счету второй капкан. Видно, что куница там была, но не попалась почему-то. Хотя железяка была захлопнута. Достав прикорм, я нарезал его на ленточки, обмотал ими сук за капканом. Потом прошел четвертый, пятый капкан и понял, что нож остался на втором. Бежать назад уже поздно, да и был запасной. А тот куда денется! Он крепко воткнут в дерево. Заберу через недельку. Однако через недельку ножа там не оказалось. Хотя снег у елки я весь просеял голыми руками. Зато на третьем висела большенькая куница.


Летом я вспомнил о своей пропаже, когда нашел его в двадцати метрах от елки. Его деревянная ручка была искусана куницей. Видать, хорошо от ножа пахло, коль она его грызла.
 

Что еще почитать