Изображение Пушкин и животные
Изображение Пушкин и животные

Пушкин и животные

В семье Пушкиных любили братьев меньших. Приведем один пример. Александр Сергеевич подарил отцу собаку породы ирландский сеттер по кличке Русло. Однако в семье было решено именовать собаку Русланом — в честь героя поэмы «Руслан и Людмила».

Сергей Львович проникся искренней любовью к Руслану, который был добр, умен, предан хозяину. Руслана любили не только все в семье, но и прислуга, и дворовые люди.

Руслан всегда был рядом с Сергеем Львовичем: во время прогулок, поездок, отдыха.

В 1824 году Сергей Львович заказал художнику Гальпельну картину с тем, чтобы на ней он был изображен с любимой собакой. Художник изобразил Сергея Львовича в летнем плаще-рединготе и лежащего у его ног Руслана.

Этот портрет сохранился до наших дней. Он находится в Михайловском: висит на стене в бывшей спальне родителей Пушкина.

Летом 1833 года, ввиду преклонного возраста, перестало биться сердце Руслана. Горе Сергея Львовича было безмерным. Вот что он написал по этому поводу дочери Ольге Сергеевне: «Как изобразить тебе, моя бесценная Ольга, постигшее меня горе?

Лишился я друга, и друга такого, какого едва ли найду! Бедный, бедный мой Руслан! Не ходит более по земле, которая, как говорится по латыни, да будет над ним легка!

Да, незаменимый мой Руслан! Хотя он был лишь безответным четвероногим, но в моих глазах стал гораздо выше многих и многих двуногих: мой Руслан не воровал, не разбойничал, не сплетничал, взяток не брал, интриг по службе не устраивал, сплетен и ссор не заводил. Я его похоронил в саду под большой березой, пусть себе лежит спокойно.

Хочу этому другу воздвигнуть мавзолей, но боюсь: сейчас мои бессмысленные мужланы — вот кто настоящие животные — запишут меня в язычники...»

Ольгу Сергеевну сообщение отца сильно огорчило. Под впечатлением узнанного она сделала акварельный рисунок, на котором изобразила двух собак. Этот рисунок также сохранился и находится рядом с первой картиной.

Александр Сергеевич также любил животных. Собаки, лошади были ему знакомы с самых ранних лет. Близко с животным миром он знакомится в селе Захарово, которое принадлежало его бабушке Марии Алексеевне и находилось под Москвой. Его познания о животном мире значительно расширились, когда он жил в Крыму, Болдине, в поместьях друзей и знакомых.

Например, в Михайловском была псарня. Пушкин, совершая ежедневные прогулки в Тригорское, всегда шел в сопровождении нескольких собак. Как отмечают его друзья из Тригорского, он приходил с огромными собаками — волкодавами (видимо, с кавказскими овчарками).

В декабре 1826 года Пушкин был в Москве и проживал у Сергея Александровича Соболевского. Последний заказал художнику Василию Андреевичу Тропинину написать портрет поэта. Когда художник пришел к Соболевскому, то застал следующую картину: Пушкин был одет в халат, лежал на полу и играл со щенками.

Живя в Царском Селе, у Александра Сергеевича и Натальи Николаевны была собака. Однажды она потерялась. Летом 1831 года А. С. Пушкин писал Н. М. Коншину: «Собака нашлась благодаря вашим приказаниям. Жена сердечно вас благодарит, но собачник поставил меня в затруднительное положение. Я давал ему за труды 10 рублей, но он не взял, говоря: мало, по мне и он, и собака того не стоят, но жена моя другого мнения...»

А. С. Пушкин интересуется собаками сестры Ольги Сергеевны. В письме от 27 июня 1821 года, написанном из Кишинева, он спрашивает: «Какие собаки твои любимицы? Забыла ли ты трагическую смерть Омфалы и Бизарра?»

Верховой езде А. С. Пушкин был обучен в период учебы в лицее. Верховая езда была ему необходима, как и для путешествия, так и для укрепления духовных и физических сил. Верховой езде Пушкин отдавался с упоением.

Ежедневно он разъезжал на лошади в период нахождения в Кишиневе, в Михайловском, в Болдине. Совершал он верховые поездки в период нахождения в усадьбе друзей-помещиков в период участия в охоте на зайцев с борзыми. Видимо, езда верхом Пушкину больше всего нравилась в окрестностях Болдина, отсюда он сообщал: «Езди верхом сколько душе угодно...»

Пушкин гордился, что он прекрасный наездник. Не случайно 28 января 1825 года он писал из Тригорского П. А. Вяземскому: «Пишу тебе в гостях с разбитой рукой — упал на льду не с лошади, а с лошадью: большая разница для моего наезднического честолюбия».

В сочинениях Александра Сергеевича присутствуют разнообразные животные. Многие строчки Пушкин посвятил лошади. Он любил это животное. И его он часто упоминает в своих стихотворениях, поэмах, сказках. Вспомним строчки из стихотворения «Зимнее утро» (1829 г.):

«Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег милый для меня...»

Или вспомним строки из стихотворения «Песни западных славян» (1834 г.):

«Что ты ржешь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызешь своих удил...»

В хрестоматийном стихотворении «Песнь о вещем Олеге» (1822 г.) Пушкин с большим вдохновением рассказывает о верном друге князя Олега коне.

В произведении «Зима. Что делать в деревне?» (1829 г.) А. С. Пушкин расширяет круг животных. Здесь, кроме лошадей, присутствуют борзые собаки и их добыча — зайцы.
Лебедей вспоминает Пушкин в стихотворении «Царское село» (1817 г.):

«...И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей».

Различные животные проходят вереницей через многие стихотворения А. С. Пушкина, написанные им в разные годы. Назовем лишь некоторые из них: «Рассудок и любовь» (1814 г.), «Воспоминания в Царском Селе» (1814 г.), «Послание к Юдину» (1815 г.), «Сраженный рыцарь» (1815 г.), «Тень Фонвизина» (1815 г.), «Наездники» (1816 г.), «Могучий бог садов — паду перед тобой ...» (1818 г.), «Птичка» (1823 г.), «С перегородкою коморки...» (1824 г.), «О дева-роза, я в оковах...» (1824 г.), «Подражание корану» (1824 г.), «Охотник до журнальной драки» (1824 г.), «Приятелям!» (1825 г.), «Соловей и кукушка» (1825 г.), «Кавказ» (1829 г.), «Собрание насекомых» (1829 г.), «Бесы» (1830 г.), «Осень» (1833 г.), «Альфонс садится на коня» (1836 г.) и др.

В поэме «Граф Нулин» (1827 г.) Пушкин изображает животный мир, который он ежедневно наблюдал, находясь в Михайловском, Болдино. Здесь мы видим уток, гусей, индеек, петуха, дерущихся козла и дворовой собаки и др.

В поэме «Полтава» (1829 г.), кроме лошадей, есть такие животные, как лань, серна, буйвол, сова, змея. В поэме «Тазит» (1837 г.) мы знакомимся с великолепными конями и такими животными, как вол, бык, олень, волчонок. В поэме «Монах» (1813 г.) поэт называет следующих животных: волка, кота, вола, муху, собак, орлов, коней.

Даже неполный перечень стихотворений, поэм, сказок показывает, что Пушкин достаточно много изобразил животных в своих гениальных строчках.

Животным Александр Сергеевич уделял внимание и в прозе. Вспомним строчки из романа «Дубровский» (1833 г.): «Более пятисот борзых и гончих жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке». «... кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда отпрыгнуть, — со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь».

«На дворе Кирилла Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат... Случалось, что в телегу запрягали пару медведей, волею неволею сажали в нее гостей и пускали их скакать на волю божью... Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо...»

Животные присутствуют в «Повестях Белкина» (1834 г.), романе «Капитанская дочка», путевых записках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1836 г.) и др.

Пушкин рисовал быстро, одним росчерком пера. Изображение получалось точным, объемным. Его рисунки изучены многими исследователями. Особенно большой вклад в этом направлении внесли А.М. Эфрос, Т.Г. Цявловская.

Рисунки А.С. Пушкина появлялись на полях рукописей в моменты остановки творческой мысли, в то время, когда мысль поэта уходила в сторону от основной канвы произведения, в тот период, когда поэт задумывался о близких ему людях, когда вспоминал какой-нибудь предмет, эпизод, случай, имеющий определенное значение в его жизни.

Задумываясь, Александр Сергеевич набрасывал автопортреты, профили друзей и знакомых, женские ножки, пейзажи, деревья, кустарники, различные предметы, пистолеты, сценки, изображал животных, делал свободные орнаментальные росчерки. Как пишет Ю. И. Левина: «Рисунки Пушкина — это целый мир образов воображаемых и реальных, порожденных его творчеством феноменальной памятью».

Среди великого разнообразия рисунков Пушкина посмотрим те, на которых поэт изобразил животных. Как известно, поэт с детских лет был связан с лошадьми. На лошадях он в детстве ездил в Захарово, на лошадях он поехал из Москвы в Петербург поступать в лицей. Позднее на лошадях он постоянно путешествовал.

На них он объехал всю Россию, Украину, Молдавию, Крым, Кавказ. Ежедневно он совершал прогулки на лошади. Пушкин любил лошадей и их образ запечатлел в своих рисунках. В черновике V главы «Евгений Онегин» (1826 г.) Пушкин изобразил себя в широкополой шляпе, сидящим в седле на коне. На листе с записью хронологии глав «Евгения Онегина» (26.09.1830 г.) Пушкин сделал лаконичный набросок: лошадь с всадником.

Собакам и кошкам также нашлось место в рисунках поэта. Так, А.С. Пушкин изобразил бегущую борзую с ошейником в иллюстрации к поэме «Граф Нулин». На черновой рукописи «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Александр Сергеевич нарисовал голову собаки с приподнятым носиком и висячими ушами.

К поэме «Домик в Коломне» поэт нарисовал сценку: повар сидит перед зеркалом и бреется, а рядом сидит кошка (на обороте листа с заключительными строфами поэмы, 1830 г. Болдино). В такой же позе кошка изображена на подоконнике, на рисунке «Карикатура на Дегильи» (июнь 1821 г., Кишинев).

Интересно, что поэт изобразил кошку и на страницах неоконченной рукописи «Сказка о медведихе». И в этом случае она сидит спиной к смотрящему, то есть в такой же позе, как и на предыдущих двух рисунках.

Не обошел вниманием Пушкин и медведя. Этот зверь с ошейником нарисован поэтом под черновыми стихами «Цыган» (январь 1824 г., Одесса). Видим мы мишку и в черновике стихотворения «Шумит кустарник... На утес...» (март — апрель,1830 г., Москва).

Очень своеобразно поэт изображал птиц: сплошной каскад петель, создающих натуру птиц, ее оперение. Чаще Александр Сергеевич изображал орлов.

Орел, садящийся на землю (представлен в черновой рукописи песни первой поэмы «Полтава», (сентябрь 1828 г., Петербург). Внизу черновой рукописи неоконченного стихотворения «Два чувства дивно близки нам...» и начала плана «Моей родословной» изображен профиль орлиной головы и раскинутые крылья, рисунок напоминает аллегорическое изображение орла на фамильном гербе Пушкиных.

Вот еще рисунки птиц: птица, сидящая на земле (изображена в черновой рукописи «Альбом Онегина», (апрель, 1828 г., Петербург), птица орнаментальная помещена в черновой рукописи неоконченной повести «Гости съезжались на дачу...» (август — первая половина сентября 1828 г., Петербург). Подобная птица представлена на зачеркнутом заглавии «История села Горюхина» (октябрь — ноябрь,1830 г., Болдино).

Летящие птицы и крылья изобразил Пушкин в черновой рукописи стихотворения «Осень», (октябрь — начало ноября 1833 г., Болдино). Наброски двух птиц сделаны поэтом на черновой рукописи «Сказка о золотом петушке».

Как видим, животный мир, окружающий А.С. Пушкина, полнокровно вошел в его произведения, рисунки, эпистолярное наследие. Это его поклон братьям нашим меньшим.

Что еще почитать