Изображение Дух долины Чинакана
Изображение Дух долины Чинакана

Дух долины Чинакана

Чинакан — это название реки, в долине которой разведаны месторождения золота. В устье, при впадении в Чину, стоял наш приисковый поселок Зверевский.

Убейте, убейте его, — сказал С.Л., указывая рукой куда-то в поле, где черным треугольником на белом снегу под сверкающим на голубом небе солнцем, как суриковская боярыня Морозова, сидел ворон. С.Л. тоже недолюбливал черных воронов. И были у него на то свои причины.


— Уж больно противная ворон птица. Деляну рубишь, так он рюкзак развяжет и все съедобное обязательно украдет или испортит, — говорил опытный охотник, в совершенстве знавший жизнь леса.
«Неприятность: вернувшись в приисковый поселок Зверевский (привезя дизельное топливо и прочее необходимое), обнаружил пропажу из прихожей своего домика пакета с продуктами», — записал я в дневнике 25 октября 2008 года. На приисках всякий народ собирается… Но буду надеяться, что сделал это Граф, — закончил я фразу. Граф — это не блатное погоняло кого-то из вверенного мне специфического контингента, а огромная, не помню, откуда взявшаяся, похожая на кавказскую овчарку собака. 28 октября продукты нашлись. «В очень странном состоянии», — записано мной. Лежали они в продырявленном множеством тонких отверстий пакете на обочине «нижней» дороги неподалеку от свалки. Плоские жестяные коробки с сардинами в масле выглядели так, как будто их кто-то начинал открывать очень странным образом. Перед тем как потянуть за ключик-кольцо, имеющееся на крышке, этот кто-то предварительно нанес точно по ее ободку множество ударов гвоздем. Открыл, немного отогнув крышку, попробовал, но есть не стал. Деликатес почти нетронутым остался в банке. Шоколад тоже кто-то поковырял каким-то острым предметом. На проделки сопровождавшего меня шалуна Графа это никак не походило. Уж не Лесной ли дедушка (сущность, в которую верят забайкальские таежники) развлекается?


30-го продолжились проделки Лесного дедушки. Оставленная у домика полуоткрытая консервная банка наконец исчезла. Но ее крышка была оторвана и осталась на месте! А часов в десять утра, находясь в домике, услышал я ворона. Он был чуть ли не на пороге или даже в самой прихожей. Там, откуда 25 октября был украден пакет с продуктами, найденный 28-го в столь странном состоянии.
«Так вот кто это сделал! Ворон!» — догадался я, сразу вспомнив рассказ С.Л.


«Мне сделали чудесную пешню, и я пошел купаться на Чинакан. Прилетели три голубя — из тех, что поселились у нас», — писал я, сидя у окна в своем домике, который только что посетил ворон. Это были обыкновенные домашние сизари. Откуда они появились в этом заброшенном в таежной глуши поселке, не знаю. Употребить же их в пищу мною было категорически запрещено.
«А мимо окна часто пролетает ворон …», — завершил я дневниковую запись, как обычно поставив дату и место: «30.10.2008, пос. Зверевский».


Не приисковый поселок, а ковчег Ноя праведного! Ведь ворон и голубь — это первые твари, «шагнувшие» в послепотопный мир из своего убежища. Хорошая птица голубь принес доброе известие об обновлении мира. Он «возвратился в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода спала с земли» (Быт 8:11). Но до этого для изучения состояния нового мира был выпущен ворон. «Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона [чтобы видеть, убыла ли вода с земли], который вылетев, отлетал и прилетал,…» (Быт 8:6,7). Архимандрит Никифор в Библейской энциклопедии (Москва, 1891) объяснял это «отлетал и прилетал» весьма просто. Как в книге «Из жизни птиц» для юных натуралистов: «Ворон, вероятно, находил обильную пищу в плававших трупах» (с. 851).


Наверное, из-за гастрономической привязанности ворона к падали эта птица запрещена Законом Моисеевым к употреблению в пищу: «Из птиц же гнушайтесь всякого ворона с породою его» (Лев 11:13,15). Употребляю здесь «и», потому что не только птиц-падальщиков и «рыболовов», но и диетического страуса Законом есть запрещено (см.: Лев 11:16). И центральную персону снейдеровских «лавок дичи» и «кладовых» — лебедя (см.: Лев 11:18), тоже «[не должно есть, скверны они]» (Лев 11:13). В основу Закона положено не разделение по естественному характеру питания животных, предназначенных (или запрещенных) к употреблению в пищу, а непостижимый (сверхъестественный) замысел Творца, переданный нам в Слове Его: «Сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть …» (Лев 11:1,2).


Итак, ворон сотворен птицей, запрещенной для употребления в пищу. Говоря по-забайкальски, ворон — птица неснедная. При этом он — «положительный герой» библейского повествования, а потом и житий святых. Ему была уготована роль не являться пищей, а питать человека! «И было» к Илие [пророку] Фесвитянину, из жителей Галаадских «слово Господне: … воронам Я повелел кормить тебя … И вороны <опять ударение на первое «о» — прим. В.П.> приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, …» (см.: 3 Цар 17:1,2,4,6). А позже (в III — IV в.в. от Р.Х.) — «Во время беседы» отца православного монашества преподобного Павла Фивейского (память 15 января с.с.) с почитающимся «учредителем пустынного монашеского жития», преподобным Антонием Великим (читать под 17 января с.с.), «прилетел ворон и принес им обоим хлеб» (Жития святых. Составитель священник и законоучитель Иоанн Бухарев. Репринт. Изд-во «Отчий дом», М 1999, с.36 и 40–41).


И еще примеры найдутся. Конечно, повелеть ворону питать человека может только Бог. Это сверхъестественная составляющая явления. Но то что ворон совершенно естественным путем способен перенести не только кусок хлеба или мяса, а и целый пакет с продуктами, да еще и консервную банку при этом открыть, я увидел лично и рассказал вам, уважаемые читатели. Когда 26 января 2009 года опытный водитель-наставник (в прошлом промысловый охотник) Николай Вахрушев вывозил из карьера первый самосвал с золотоносными песками, выданными на-гора из новых штолен месторождения Зверевское, над карьером пролетел дедушка Ворон. На этот раз ворона я не видел. Видел его только Николай. Он сказал, что этот ворон — хозяин места. В нем живет дух долины. Или как-то по-другому, но что-то в этом роде. (Я не разбираюсь в жизни таежных духов). Будто даже один работающий у нас бурят (вроде бы имеющий какой-то уровень посвящения) то ли молился ему, то ли общался с ним. У нас с Николаем даже произошел, нет, не теологический спор, конечно, просто короткий разговор об уместности подобного отношения.


С разумным спокойным почтением относился к подобным взглядам на эту птицу геолог-ветеран из Иркутска кандидат геолого-минералогических наук Александр Иванович Токарев, проводивший научные исследования на месторождении. Человек православный, он очень долго проработал в самых отдаленных местах северо-востока Сибири и, естественно, много общался с золотопромышленниками-артельщиками, старателями, оленеводами, охотниками-промысловиками, независимо от своей национальности и вероисповедания, почитающими в тайге разную нечисть.


А почему нечисть? Ведь служили же по повелению Господа людям потомки того ворона, которого выпустил из ковчега праведник Ной. Приносили пищу и ветхозаветному пророку, и новозаветным святым.
Черным треугольником прекрасно выделяясь на фоне белого снега, под сверкающим на голубом бурятском небе солнцем, как прекрасная мишень, созданная специально для пулевого выстрела, сидел на дереве дедушка Ворон.


Почему я его не застрелил? Побоялся духа долины? Да нет. Просто сызмальства не приучен неснедных птиц бить.

Что еще почитать