Еще недавно была надежда на то, что снег начнет таять и ночью, но прогнозы не оправдались. Лед на подмосковных водохранилищах по ночам и утрам даже растет. На фоне того, что воду еще сбрасывают, сейчас, с точки зрения кислородного режима, наступило самое настоящее глухозимье. Облегчает жизнь подводным обитателям только приток воды из рек и длинный световой день.

Окунь и плотва, в том числе и крупные, сконцентрировались около береговой зоны и на неглубоких поливах. На поливах появился и подлещик, но он также весьма пассивен. Рыболовы, которые продолжают искать рыбу на глубине, в большинстве случаев остаются без улова. Исключение составляет ночная ловля леща, но она не везде разрешена.
Тактика ловли окуня и плотвы сейчас стала практически одинаковая, поскольку основная концентрация рыбы у отмелей.
Особенно хороши отмели около подводных кос, идущих от берега и около зарослей тростника. Если позволяет уровень воды и тростник еще стоит в воде, то лучшие места для ловли находятся на самой границе тростника и даже среди его стеблей. Ловля осложняется только тем, что глубина под лункой может составлять всего несколько сантиметров, а также то, что почти неизбежны зацепы за остатки старых растений, лежащих на дне. Чтобы не попасть в очень «захламленное место», стоит пробурить лунку и посмотреть, что находится на дне. Самые лучшие точки находятся, как правило, около окончаний выходов самого тростника.
Ловля в тростнике требует использования прикормки. Для этого я подбрасываю в лунку щепотку мелкого мотыля и сразу же припорашиваю ее снегом. После подготовки трех – четырех лунок можно пробовать ловить. Поклевка обычно происходит сразу же, как только мормышка с мотылем достигает дна. С нескольких первых проводок удается поймать три – пять рыб. Причем окунь берет в чередовании с плотвой. После облова первых лунок стоит сверлить дальше. Постепенно количество лунок достигает тридцати, и тогда я начинаю их сортировать. После каждого обхода оставляю на несколько лунок меньше. После того как количество перспективных лунок сокращается до 6–8, а до конца рыбалки есть еще часа два, сверлю следующие лунки.
Характерно то, что рыба намного лучше ловится, если используется тонкая леска и очень мелкая мормышка с одним мотылем на крючке. На глубине в несколько сантиметров под льдом места для игры остается немного, но если оно есть, то стоит играть, причем активно.
Важно, как вываживать рыбу. Размашистая подсечка будет приводить к постоянным обрывам приманки. Я подсекаю рыбу и держу леску в натяжении. Через несколько секунд рыба сама входит в лунку – обрывов нет, да и количество зацепов сводится к минимуму.
Большое количество лунок требуется только по той причине, что рыба стоит. Она сосредотачивается в кормных местах около растительности, но не перемещается или двигается мало. На окуне полно мелких пиявок, которых рыба еще не стряхнула.
В тростниках имеет смысл пройтись по вчерашним лункам, которые здесь замерзают слабее. Это может принести десятка два рыб, но слишком задерживаться не стоит.
Если тростник из-за сброса воды оказался на берегу, то все равно имеет смысл привязываться к его границе. Очень часто непосредственно за границей тростника расположены подводные кусты урути и других растений (избегайте элодеи), рыба любит такие места и ловится очень хорошо. Отличие в поиске рыбы заключается в том, что количество лунок может стать очень большим и на большой площади охвата. Осложнить ловлю может и то, что рыба здесь более подвижна и центры активности в течение дня смещаются.
В том случае, если привязок к растительности нет, то крупную рыбу имеет смысл искать в местах, где русло подходит максимально близко к берегу, но опять же на самой мели, подо льдом. Как правило, рыба стоит на глубине от 20 до 100 см, причем самая крупная выходит буквально к берегу. Очень внимательно нужно сверлить новые лунки, поскольку можно одним последним движением посадить ледобур в дно. Если в лунке после извлечения ледобура появилась муть, поднятая со дна – то это даже хорошо. Муть может привлечь внимание рыбы.
Чем круче свал в глубину, тем ближе к урезу воды будет находиться рыба. На самой мели рыба стоит далеко не в каждой лунке. В отсутствие растительности она концентрируется пятнами, и часто приходится потратить немало времени, чтобы обнаружить такое пятно.
Хорошо то, что долго раздразнивать рыбу обычно не приходится, если она есть, то проявляет себя на третьей проводке.
Стоит заметить, что на границе течения и на свале в глубину поклевок, пока вода не пойдет в лунки, может не быть совсем. Это не говорит о том, что рыбы нет и она вся под берегом, просто под берегом рыба активна. На глубоких местах сейчас стоит поискать рыбу в полводы или перейти на уклейку. 
Несмотря на то, что на водохранилищах под льдом настоящая зима, на реках, впадающих в крупные водоемы, оживление. Пока еще нельзя говорить о действительном ходе плотвы или язя, но там, где есть «чистая» вода, можно также неплохо половить около берега еще со льда.
Происходит интересное. Сначала плотва концентрируется подо льдом в заливах и других местах со стоячей водой и не выходит на течение. В лучшем случае рыба придерживается самой границы течения, уклейка при этом выбирает относительно глубокие места с обратным течением. Плотва предпочитает заросшие травой, а еще лучше – закоряженные залива, глубина в которых подо льдом не превышает метра. Такое впечатление, что рыба отстаивается, ждет потепления, чтобы двинуться вверх по реке до какого-нибудь непреодолимого препятствия. Стоять рыба может долго, то есть несколько дней.
Что хорошо, так это то, что плотва активно клюет.
Самое главное – это найти место, а вернее – точку. Бывает так, что достаточно одной-двух лунок, чтобы наловить хорошей плотвы. Но это если в данном месте не слишком большой прессинг со стороны рыболовов. Когда начинается шум и хождение по льду, то плотва настораживается и клюет периодически. Прикормка в виде мотыля срабатывает, но нередко с большим запозданием.
Во время ловли на самой мели есть несколько общих моментов. Во-первых, нужно очень точно выбрать место, а главное, глубину ловли, для чего приходится делать много лунок. Во-вторых, мотыль в качестве прикормки действует практически всегда, главное, не перекормить рыбу. В-третьих, нужна аккуратная и максимально тонкая снасть.
В-четвертых, ловить нужно неспешно, без резких движений и необдуманных действий. Каждая проводка и подсечка должны быть точными и плавными.
Больше всего в такой ловле неудобств приносят резкие смены погоды и действия других рыболовов. Случается так, что одному рыболову удается насторожить всю рыбу на «клевом» участке акватории. Если ловить аккуратно, то на площади в тридцать квадратных метров «умещается» и десять рыболовов, и все ловят.
Часто слышишь, что рыба начинает клевать на мели после обеда. Ничего подобного – она берет весь день, но на практике происходит следующее. Один находит рыбу, около него происходит скопление рыболовов, которые решетят лед буквально через каждые полметра, и рыба замирает. К обеду лунки становится сверлить негде, клева нет, некоторые уходят, а остальные, уставшие и разочарованные, успокаиваются. Успокаивается и рыба и начинает клевать.
Кроме окуня и плотвы, очень эффективно ловить под самым берегом на водохранилищах и озерах ерша. Икряной ерш забивается буквально под лед, образует очень плотные стаи и активно клюет. С прикормленной лунки бывает можно не сходить часа два. Я, найдя стаю ерша, делаю три лунки на дистанции не более двух метров. Несмотря на очень высокую активность, особенно в начале ловли, стоит использовать самую тонкую леску с самой мелкой мормышкой. Особенность в конструкции мормышек для ерша заключается в том, что я использую крючки с удлиненным цевьем для того, чтобы проще извлекать его из пасти рыбы.
К отличию ловли ерша от ловли окуня и плотвы следует отнести использование не мелкого мотыля в качестве наживки, а крупных личинок. В периоды слабой активности рыбы имеет смысл использовать в качестве наживки «репейника».
Что касается уклейки, то ее есть смысл ловить уже по открытой воде на реках.

 

Что еще почитать