ЧУКОТСКАЯ РЫБАЛКА 23

Однажды я уже рассказывал о зимней рыбалке на далекой Чукотке, на одном из притоков реки Паляваам («РОГ» за 22–28 марта 2006 г.). На рыбалку (и, надо сказать, довольно удачную) мы тогда ездили на вездеходе от базы геологоразведки в верховьях реки.

Через пару-тройку дней, за вечерним чаем, разговорились, конечно же, о рыбалке, о памятных и интересных случаях на ней. Собеседниками моими были уже хорошо знакомые местные геологи – Володя Чемоданов и знаменитый Митрофаныч.

Митрофаныч, кроме своего рыбацкого мастерства, знаменит еще и тем, что на каждой рыбалке самую первую пойманную рыбину, какой бы она ни была, непременно с поклоном отпускает в родную стихию, называя ее при этом «золотой рыбкой». Примета у него такая – чтобы удача не миновала. Говорит, что его этому дед научил много лет назад.

У Митрофаныча в здешних краях даже появились последователи. И, говорят, нередко примета помогает, «работает».

Так вот, за разговором зашла речь о рыбалке не на реке, а на озере, и даже было названо место будущей рыбалки – остров Айон. Но сначала надо было вернуться в г. Певек, куда я прилетел из Москвы еще в начале марта.

Прошло две с небольшим недели интенсивной работы по отбору геологических проб и наконец все закончилось. Пробы упакованы в деревянные ящики из-под взрывчатки. Пора и в обратный путь. Всего два дня в ожидании летной погоды, и мы втроем – я, Володя и Митрофаныч – на «Аннушке» возвращаемся в Певек как раз накануне выходных.

Вечером собрались дома у Митрофаныча и после вкусного ужина, под «чаек» с разговорами, долго и неторопливо готовили снасти к завтрашней рыбалке. Решено было, как и планировали, отправиться на остров Айон.

Расстояние до него для местного бездорожья немалое – около сорока километров по льду пролива Среднего, соединяющего залив Чаунская Губа с Восточно-Сибирским морем. Затем надо еще доехать по самому острову до нужного нам озера около 25 км. Кстати, сам остров не так уж мал – примерно 65 на 45 км. На нем несколько десятков озер размером до километра и более в поперечнике (правда, не все они с рыбой) да несколько небольших рек.

После короткого, крепкого сна быстро поднимаемся еще затемно. Торопливо, почти на ходу, завтракаем. Тепло одевшись и прихватив рыбацкое снаряжение, подходим к уже заведенному, прогревающему двигатель вездеходу. «Командор пробега» Чемоданов тут же дает команду на выезд. На окраине городка подхватываем еще двоих рыбачков и дальше уже катим без остановок до места рыбалки.

Гладкий, убаюкивающий бег вездехода по ровному, без торосов заливу, засыпанному снегом, навевает дремоту. Часа полтора спустя характер хода нашего транспортного средства изменился – начало временами потряхивать. Значит, едем уже по острову, под траками – тундровые кочки. Вдруг резкая остановка. «Что случилось?» «Да ничего. Мы на месте!» Оказывается, прошло два с лишним часа, и мы стоим на обрыве у нужного нам озера.

Неторопливо разбираем снасти и коловороты, медленно спускаемся с обрыва на лед. А куда спешить? Еще толком не рассвело, рановато приехали.
Володя, кроме своего рыбацкого ящика и длиннющего, со вставленной в среднюю часть металлической трубкой, коловорота (иначе не просверлить толстенный, более полутора метров, лед), тащит за собой довольно большой деревянный ящик. Оказывается, именно с него надо сверлить лунку, иначе до воды не доберешься.

Как говорится, долго ли, коротко ли, однако просверлил и я свою лунку. Даже малость подустал, хотя и прилично разогрелся – не холодно сидеть на минус тридцати градусах.

Опускаю блесну в лунку и, глядя на спутников, стараюсь так же, как они, спокойно ею играть. Глубина подо мной – почти семь метров. Прошел почти час, а у меня результат нулевой, хотя у остальных уже есть по паре хороших гольцов.

Митрофаныч, наш знаменитый «ас», конечно же, отпустил обратно в лунку свою первую рыбину, но за это время успел добыть трех  неплохих гольцов.
Смена блесны мне тоже не помогла. Видно, что-то я упустил при подготовке к рыбалке и надо просить спутников, чтобы поделились опытом.

Ближе всех ко мне рыбачит Виталик, весьма колоритная личность. Лет ему, на мой взгляд, не больше сорока, но вес уже набрал в районе 110 кг, и это при росте в 160 см! Добавьте здоровенную рыжую бороду – вот вам и портрет Виталика. Редкий случай – на рыбалке он сегодня один. Чаще ездит вместе с женой Татьянкой, стройной, невысокой черноволосой молчуньей.

Так вот, подхожу к Виталику, разглядываю его блесну. Она у него небольшая, белая, как-будто в масляной краске. Оказывается, на узкую, тяжелую блесну надета хлорвиниловая трубочка диаметром миллиметров 5, свободным оставлен лишь крючок, да еще он обмотан зеленой шерстяной ниткой. Вот так сооружение! Никогда бы не поверил, что этаким «чудом» может соблазниться серьезная рыба. Однако результат налицо, то есть на льду три красавца-гольца. Тут-то я и вспомнил, что при подготовке к рыбалке видел и у других своих приятелей нечто подобное, но, недолго думая, решил, что это просто для защиты поверхности блесны при транспортировке, а не для ловли.

В общем, Виталик со мной, конечно, поделился такой же белой трубочкой. Ловить в этом месте мне на нее, правда, не пришлось, потому что наш «командор» Володя Чемоданов распорядился переехать на другое место – здесь, видите ли, неважно клюет. Загрузились в вездеход и переехали к пологому берегу того же озера, километра за четыре от предыдущей точки.

Опять долгая процедура забуривания и – ну надо же! Подо льдом всего около метра воды. На первой же проводке – что-то вроде легкого зацепа, и на крючке после подсечки – всего лишь пучок травы. Однако спутники мои, у которых аналогичная картина, ничуть этим не смущаясь, продолжают методично, не спеша блеснить.

Как ни странно (не ожидал!), первая поклевка на новом месте произошла именно у меня, на блесне повисло что-то довольно серьезное. Осторожно извлекаю добычу на лед. Это оказался вполне приличный голец, около килограмма. Засекся он почему-то «не по правилам», с внешней стороны нижней губы. Осторожно снимаю гольца с крючка и, подражая нашему Митрофанычу, решаю отпустить его на свободу. А вдруг и мне повезет, как нашему супер-рыбаку? Опускаю добычу в лунку и тихонько приговариваю: «Ну, золотая рыбка, гуляй себе на здоровье да зови сюда друзей-приятелей!» Дальше, как в той сказке – ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула.

Потом я около часа безуспешно блеснил и надежды мои постепенно таяли.

За это время у остальных дело сдвинулось-таки с мертвой точки. Каждый из них поймал по несколько рыбин, где-то от двух до пяти штук. Тут раздался какой-то то ли гул, то ли треск и на лед с берега съехали двое рыбаков-чукчей, гордо восседающих на «буране». Споро пробурили две лунки метрах в 100 от нас и, стоя во весь свой небольшой рост, принялись рыбачить. Вскоре около них на снегу запрыгали пойманные гольцы.

Может, подумал я, зря отпустил своего единственного?

Надоело мне без толку сидеть над лункой, встал, размялся и решил прогуляться к приехавшим. Любопытно же! Подхожу вплотную, здороваюсь. Доброжелательно отвечают и, не дожидаясь вопроса, сами показывают свои блесны – в целом такие же, как у нас, только размером несколько побольше да бородка на крючке сточена напильником.

Через несколько минут, пока я с ними общался, оба почти одновременно вытащили по приличному гольцу, просто стряхнули их с крючков и продолжили ловлю. Пожелал им удачи и, вздохнув, отправился обратно к своей лунке. Там глотнул горячего чайку из термоса и с новыми силами взялся за удильник.

Перерыв, видно, пошел на пользу (то ли мне, то ли рыбе), потому что буквально через пару минут на блесне моей тупо и спокойно, как налим в Подмосковье, повис хороший голец. Да такой красавец, просто глаз не оторвать! За ним, через несколько минут второй, точно такой же, потом третья подряд поклевка, сход и дальше – полная тишина.

Где-то через полчаса неожиданно раздалось тарахтение вертолета, ближе и ближе. «Ми-4» сел метрах  в пятидесяти от нас и из него вышли двое солидных мужчин в форме. Рыбнадзор! Вот это фокус! Оказывается, и здесь, на далекой Чукотке, имеются. Вот уж не ожидал!

Спокойно подошли, методично проверили всю компанию на предмет наличия браконьерских снастей и перелова нормы рыбы, поговорили с нами, как говорится, обо всем и ни о чем  и удалились.

Больше я в этот день поклевок не увидел, да мне и этого вполне хватило.

Вскоре засобирались в обратный путь. В дороге, еще не остыв от рыбалки, громко делились впечатлениями и планами.

Один из рыбаков, Сергей, вдруг задумчиво произнес: «Хочу себе хорошую лайку купить. Говорят, в Анадыре есть отличные щенки, надо бы туда слетать. Всего по десять тысяч стоят».

«Слышь, Сереж, - отозвался Володя,  - ты мне половину заплати, я за эти деньги кого хошь облаю». Под общий хохот въехали в Певек. Вот мы и дома!
Надо ли говорить, что и в этот раз наш великий Митрофаныч обловил всех?

А Володя сказал мне напоследок: «Вот так-то! Это тебе не подмосковная «фанера», это Голец. Именно так – с большой буквы!»